Технология развития и обучения логистического персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление развитием персонала – это подсистема управления персоналом, которая объединяет определенную совокупность организационных структур, моделей, механизмов, процессов, методов, программ, процедур, позволяющих поддерживать соответствие качественного уровня работников, требованиям среды функционирования, а также удовлетворение потребности персонала в профессиональной реализации в результате личных действий и (или ) действий администрации предприятия .

Управление развитием персонала включает внедрение системы непрерывного обучения, предусматривающей оценку качеств работников, профессиональных знаний, результатов труда, широкое использование современных технологий подготовки и переподготовки работников (обучение «действием», дистанционное обучение, применение специализированных тестов для контроля полученных знаний, организацию саморазвития работников), организацию карьеры.

Постоянное и всестороннее развитие кадров, совершенствование их знаний, профессиональных навыков и умений является наиболее важным направлением работы с персоналом.

Поскольку персонал предприятия подразделяется на категории - руководители, специалисты, служащие, рабочие, то и обучение организовывается с учетом специфики трудовой деятельности этих категорий. Выделяются два сегмента. Первый – руководители и специалисты предприятий. Второй – рабочие и служащие. Для первого сегмента организовывается дополнительное профессиональное образование, для второго – профессиональное обучение.

Рассмотрим понятия и особенности этих видов обучения.

Профессиональное обучение работников – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися (рабочими и служащими) знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.

Дополнительное профессиональное образование – это вид образования, направленный на развитие у работников (руководителей и специалистов) профессиональных и корпоративных компетенций, соответствующих квалификационным характеристикам, образовательным и профессиональным стандартам, необходимых для качественного и эффективного выполнения должностных обязанностей, а также на приобретение профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для разработки и внедрения новых научных, технических, организационных и экономических решений осуществления высокотехнологической и инновационной деятельности.

Профессиональное обучение осуществляется:

 по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностей служащих для лиц, ранее не имевших такой профессии рабочего или должности служащего;

по программам переподготовки рабочих и служащих для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего в целях получения новой профессии рабочего или служащего с учетом потребности производства, вида профессиональной деятельности;

по программам освоения второй профессии рабочего и обучения для получения другой должности служащего для лиц, имеющих основную профессию (должность) с целью получения другой профессии (должности) требующейся для расширения зоны профессиональной деятельности или для совмещения производственных операций;

по программам повышения квалификации рабочих и служащих для лиц, имеющих профессию рабочего, должность служащего, в целях последовательного совершенствования имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков без повышения образовательного уровня;

Дополнительное профессиональное образование для руководителей и специалистов осуществляется по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки). Повышение квалификации направлено на развитие имеющихся или освоение новых компетенций, необходимых для профессионального развития руководителей и специалистов в рамках того же вида профессиональной деятельности; профессиональная переподготовка – на получение новых и развитие имеющихся компетенций, необходимых для выполнения иного направления профессиональной деятельности; стажировка – на закрепление знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, приобретения профессиональных и управленческих навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Профессиональное обучение рабочих и служащих проводится в образовательных организациях среднего, высшего профессионального образования, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, а также в учебных центрах профессиональных квалификаций, дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов – в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования, научно-исследовательских институтах, других организациях, имеющих лицензию (на основе соответствующих договоров).

Дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов, а также профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих осуществляется с учетом требований, предъявляемых к квалификации, но не реже одного раза в 5 лет. 

Направление работника на курсы повышения квалификации с целью повышения тарифного разряда осуществляется с периодичностью не ранее чем через 3-6 месяцев с момента присвоения предыдущего разряда, в зависимости от уровня знаний, профессиональных навыков, образования.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки, освоения второй профессии, повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, по программе курсов повышения квалификации - зачетом.  Обучающимся, успешно сдавшим экзамены, зачет и завершившим полный курс обучения, выдаются документы о завершении профессионального обучения, присвоения профессии, квалификации, повышении квалификации установленного образца.

Руководителям и специалистам, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования и сдавшим обязательную итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне профессионального образования – удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.

Укрупнено обучение персонала организации можно представить в виде трех функций - планирование, организация, контроль.

Функция 1. Планирование профессионального обучения работников предприятий основывается на реальной потребности подразделений в квалифицированных кадрах и включает:

определение и оценку потребности в обучении рабочих и служащих, которая проводится на основе сопоставления их знаний, умений и навыков с требуемыми исходя из задач, стоящих перед предприятием, для оценки используется индивидуальные квалификационные матрицы, для работников, зачисленных в базовый кадровый резерв, – результаты оценки кандидата;

планирование профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки, освоения второй профессии, обучения для получения другой должности служащего, повышения квалификации, которое осуществляется на основе результатов оценки и анализа потребности в обучении, включающего составление расчета потребности в привлечении и подготовке рабочих и служащих, проекта плана их подготовки и проекта плана повышения квалификации;

составление плана дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов осуществляется с учетом мотивированной оценки потребности в переподготовке и повышению квалификации, наличия вновь назначенных руководителей и специалистов, сменивших функциональную сферу деятельности, обеспечения своевременной подготовки кадрового резерва;

планирование денежных средств в бюджете предприятия для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на планируемый год исходя из утвержденных планов профессионального обучения рабочих и служащих и плана дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов предприятия.

 Функция 2. Организация профессионального обучения работников предприятий из следующих элементов:

выбор образовательной организации, учебных центров, имеющих лицензии на образовательную деятельность, и заключение договоров между предприятием и образовательными организациями;

оформление документов для направления работника на профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование с отрывом от производства - приказа (распоряжения) о направлении на обучение и сохранении среднего заработка; ученического договора с установлением стипендии (если работник направляется на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки, освоения второй профессии рабочего и обучения для получения другой должности служащего в образовательные организации и учебные центры с отрывом от работы);

организация производственного обучения рабочих на рабочем месте под руководством мастера или квалифицированного рабочего;

оценка практической подготовки рабочих после производственного обучения, составление руководителями работ (мастер цеха, дежурный мастер, старший электромеханик и др.) заключения о достигнутом уровне квалификации.

Функция 3. Контроль и оценка обучения. Контроль за эффективностью профессионального обучения заключается в учете, оценке и анализе результатов работника после прохождения обучения. Контроль включает:

документирование результатов обучения (проводится на основе результатов экзаменов и зачетов);

оценку и анализ эффективности профессионального обучения и развития компетенций рабочих и служащих (проводится руководителем подразделения и заключается в сопоставлении результатов, полученных работником в процессе обучения, с требованиями к обучению, анализе улучшений в деятельности работника или степени овладения новыми навыками);

 оценку эффективности пройденного обучения и удовлетворенности обучением (проводится раз в год на основе отчета об обучении персонала, оценки сотрудниками пройденного обучения и анализа эффективности применения приобретенных знаний уже после обучения);

 осуществление контроля качества образовательных услуг через анкетирование обучающихся по результатам обучения, участие в работе аттестационных комиссий, формируемой образовательной организацией; 

выявление недостатков в обучении и разработку мероприятий по их устранению.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.