Процедуры и техники оказания психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В транзактном анализе

Психотерапевтический процесс направлен на реконструкцию личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознание непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей. Первоначально Берн разработал транзактный анализ как метод группового консультирования, дополняющий психоанализ. Преимущество проведения транзактного анализа в группе заключается в том, что члены группы могут наблюдать Эго-состояния друг друга и таким образом узнавать о своих собственных Эго-состояниях.

Транзактный анализ предусматривает помощь клиенту в обретении жизненной позиции «я о'кей – ты о'кей». Перед клиентами ставятся две задачи. Первая – почувствовать себя лучше или «сделать успехи», вторая – «достижение выздоровления», или «излечение». Получение автономии или формирование интегрированного Взрослого – два способа достижения этой второй цели транзактного анализа.

В основе практики транзактного анализа лежит психотерапевтический контракт, в котором оговариваются условия и ожидаемые результаты лечения. Основные методы, предложенные Э. Берном: структурный анализ Эго-состояний, транзактный анализ, анализ игры, анализ сценария (скрипт анализ). Берн видел прогресс в переходе от структурного анализа через транзактный анализ и анализ игры к анализу сценария, однако он понимал, что анализ сценарий можно не всегда произвести.

Усовершенствования, произведенные в трансактном анализе после смерти Берна: использование эгограмм, применение гештальт-методов, обновление родительского влияния.

В психотерапевтическом контракте оговариваются условия лечения. Он включает:

– цели, поставленные пациентом перед собой;

– пути, по которым эти цели будут достигаться;

– предложения психотерапевта по лечению;

– требования к пациенту, которые он обязуется выполнять.

Пациенты заново переживают сцены раннего детства, оживляют ситуации, в которых они приняли пораженческое решение относительно себя и своей жизни, принимают новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Психотерапевт (руководитель группы) выступает в большей степени как учитель, часто использует дидактические подходы, чтобы помочь пациентам испытать инсайт и установить контроль над своей жизнью.

Пациентов обучают основным понятиям и положениям трансактного анализа (психотерапевт и пациенты пользуются при этом доской и мелом). Начальной целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого Я-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют и пересматривают раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, свои ранние решения в отношении жизненной позиции («я о'кей», «я не о'кей»).

В качестве процедур и техник, используемых в транзактном анализе, выступают следующие.

1. Структурный анализ – анализ структуры личности клиента; адекватная оценка всех его Эго-состояний и помощь Взрослому в сохранении контроля над личностью в напряженных ситуациях.

2. Анализ трансакцийэто анализ вербальных и невербальных взаимодействий между людьми. Предстает в виде анализа отдельных трансакций с помощью трансактных диаграмм. Трансактный анализ выясняет состояния Я (Р? В? Ре?), ответственные за трансакции, то, чего человек хочет добиться в результате общения и чего он добьется. Анализ трансакций Эго-состояний клиента в различных ситуациях помогает повысить уровень компетентности клиента и справиться с трудностями. Одна из целей трансактного анализа – Развитие у Взрослого способности решать, когда следует высвобождать Родителя или Ребенка, а когда возобновлять административную деятельность.

3. Анализ психологических игрэто анализ скрытых трансакций, приводящих к желательному исходу (выигрышу). Консультант поощряет клиента изучать способы структурирования времени и получения поглаживаний, применение которых позволяет чувствовать наибольшее удовлетворение. Клиент получает помощь в понимании им того, в какую игру он играет, какие делает ходы в процессе этой игры, какова расплата за игру и как игра способствует оправданию жизненной позиции. Клиент также учится конструктивно выражать естественные потребности Ребенка или чувства, которые он привык игнорировать.

4. Анализ сценария (скрипт-анализ)это анализ индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует. Цель анализа сценария – вынудить клиентов выбраться из их сценариев и таким образом заставить их вести себя автономно. Консультант внимательно слушает клиента и наблюдает за его вербальным и невербальными поведением, старясь обнаружить признаки сценария. Кроме этого может использоваться контрольное описание сценария, которое помогает и аналитику, и клиенту узнать, каков сценарий клиента.

Позиции, принимаемые в детстве – «я о'кей», «я не о'кей», – сначала усваиваются невербально. Затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут относиться к общему жизненному плану («ты станешь знаменитым»; «ты неудачник, ты никогда ничего не достигнешь»); могут касаться различных сторон жизни человека («ты настоящий артист»; «ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной»; «не рассчитывай со своими данными выйти замуж» и т.п.). В каждом ребенке скрывается «принц» или «принцесса». Но дети получают от значимых для них людей сообщения, содержащие в той или иной форме пренебрежение, что и вынуждает их действовать ниже своих реальных способностей. Они становятся «лягушками», вместо того чтобы быть «принцами», которыми рождены.

5. Эгограмма – относится к пост-берновской стадии развития трансактного анализа. Эгограмма – это диаграмма в виде столбчатого графика, показывающая, сколько личностной энергии содержится в пяти функциональных Эго-состояниях: в Критическом Родителе (КРд); в Заботящемся Родителе (ЗРд); во Взрослом (В); в Свободном Ребенке (СРб) и Адаптированном Ребенке (Арб). Дж. Дюсэй выдвинул гипотезу константности, согласно которой количество психической энергии у человека не меняется, и если энергия забрана у одного Эго-состояния, то большее ее количество будет доступно для других Эго-состояний. У каждого человека имеют место различные виды несбалансированности Эго-состояний. Соответственно, методы, использование которых способствует увеличению уверенности в себе, целесообразно применять при работе с людьми, у которых содержится недостаточное количество энергии в Критическом Родителе. Эмпатические методы полезно использовать при терапии клиентов, у которых мало энергии в Заботящемся Родителе. Упражнения на размышление показаны тем, у кого низок энергетический уровень Взрослого. Развивать творческие и интуитивные способности полезно тем, у кого мало энергии в Свободном Ребенке. Развитие способности к компромиссу и стремления к достижению показаны тем, у кого низок энергетический уровень Адаптированного Ребенка.

6. Включение гештальт-методов. М. и Р. Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии, назвав разработанный им подход терапией нового решения. Они используют гештальт-технику пустого стула, чтобы дать клиентам возможность вести диалоги между Эго-состояниями. В ходе этого процесса клиенты могут входить в контакт с сильными чувствами, подавленными с детства, и показывать их.

7. Обновление родительского влияния. Научные работы Шиффа посвящены обновлению родительского влияния у шизофреников. В стационарных лечебных центрах пациенты с выраженными психическими расстройствами, у которых имелась тенденция к регрессу и возрождению опыта, полученного в раннем детстве, прошли через «обновление родительского влияния» положительными родителями.

Вопросы для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику тразактного анализа: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении

2. Что такое Эго-состояния?

3. Каковы вербальные и невербальные проявления различных Эго-состояний?

4. Как формируются различные жизненные позиции человека?

5. Как формируется жизненный сценарий человека? Из чего он состоит?

6. Что такое жажда стимула, жажда признания и структурный голод?

7. В чем заключается выигрыш при использовании человеком различных игр?

8. Каковы основные методы помощи клиенту, предложенные Берном?

9. Что включает в себя психотерапевтический контракт в трансактном анализе?

10. Проанализируйте, какой из четырех жизненных позиций вы, на ваш взгляд, придерживаетесь: «я о'кей – ты о'кей»; «я не о'кей – ты о'кей»; «я о'кей – ты не о'кей»; «я не о'кей – ты не о'кей»? Объясните свой выбор.

 

 Практикум по теме

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.