Основные разделы и категории концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько ключевых идей, которые составляют основу теории ТА: 1) модель Эго-состояний (модель Родитель-Взрослый-Дитя); 2) транзакции и поглаживания; 3) структурирование времени; 4) сценарии и жизненные позиции; 5) цели изменения.

1. Модель Эго-состояний (модель РВД). Эго-состояния (я-состояния) – это совокупность связанных друг с другом действий, мыслей и чувств как способов проявления личности в данный момент. Я-состояния – это не роли, исполняемые людьми, а реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Трансактный анализ выявляет три различных эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый.

Эго-состояние Родитель (Р) – набор чувств, мыслей, позиций и моделей поведения, которые напоминают чувства, мысли, позиции и модели поведения родителей.

Родитель (близок к «Сверх-Я» Фрейда, выполняет функцию «совести») – психическая инстанция, повторяющая «Я» родителя, каким его воспринимал ребёнок. При активизации состояния Родителя человек ведет себя так, как вели себя его родители. В Родителе выделяются «Отец» и «Мать». Родитель может быть «Заботливым» («Веселый Великан» и «Добрая Волшебница») – как симпатия и забота о другом индивидууме или о себе, и «Контролирующим» («Страшный Монстр» и «Баба-яга») – как набор установленных строгих правил.

Родитель – это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты; информация из категории, как нужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации; набор полезных, проверенных временем правил; вместилище предрассудков и предубеждений.

Диагностировать состояние Родителя можно по вербальной «тирании долженствования»: «я должен», «мне нельзя» и т.п.; поучающим, оценивающим, поддерживающим или критическим замечаниям: «всегда», «никогда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор» и т.п.

Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст», постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т.п.

Функцией Родителя является сохранение энергии и уменьшение тревоги.

Эго-состояние Взрослого (В) – поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь». Человек при доминировании Взрослого эго-состояния автономно и объективно оценивает действительность и высказывает суждения. Характерными чертами Взрослого Эго-состояния являются организация, адаптируемость и интеллект.

Взрослый (близок к «Я» Фрейда, «компьютер», выполняет функцию контроля, а целью является деятельность): объективно оценивает реальность путём логического мышления, расчета своих возможностей и вероятности событий, принятия конструктивных решений для удовлетворения потребностей. Это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Подобно тому как «Я» у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно и социальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. (Например, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Ребенком, неуместно морализаторство Родителя).

Девиз анализа Эрика Берна: «Будь Взрослым». К Взрослому клиента обращается психотерапевт.

Эго-состояние Ребенка (Дитяти – Д) – поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Ребенок (близок к «Оно» Фрейда): находится под управлением принципа удовольствия, отражает мысли, чувства и поведение ребенка 2–5 лет, такие как интуитивность, непосредственность, спонтанность, капризность, подчиненность мышления эмоциям, нечувствителен к логическим противоречиям.

Ребенок – это эмотивное начало в человеке. Ребенок может быть естественным, адаптированным, бунтующим. Естественный Ребенок доверчив, нежен, непосредственен, любопытен, творчески увлечен, изобретателен; капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям, агрессивен. Адаптированный Ребенок – это та часть личности, которая, желая быть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерны конформизм, неуверенность (особенно при общении со значимыми лицами), робость, стыдливость. Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину, диагностируется на основании высказываний: «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело». К невербальным характеристикам Бунтующего Ребенка относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками.

Берн называл Ребенка (Дитя) наиболее ценной частью личности. Функцией «здорового» Ребенка является мотивация Взрослого. Ребенок позволяет Взрослому узнавать то, что ему хочется, и справляется у Родителя об уместности намеченного действия.

«Эго-состояния» могут быть активными, неактивными, «исключаться». «Эго-состояния» могут оказывать влияние друг на друга, «заражать» друг друга. Модель Эго-состояний традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (см. рис). Так как три Эго-состояния обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах Эго-состояний называется структурным анализом.

2. Транзакции и поглаживания. Транзакция это единица взаимодействия партнеров по общению. Транзакция – состоит из единичного стимула; единичной реакции (ответа) на этот стимул (могут быть вербальными или нет). Единичный стимул + единичная реакция на этот стимул = трансакция («поглаживание», акт признания другого человека).

Транзакционный стимул - демонстрация осведомленности о присутствии другого («Привет!», «Я тебя вижу»). Трансакционнная реакция – ответ на трансакционный стимул.

Транзактный стимул может исходить от Родителя, Взрослого или Ребенка одного человека, а транзактная реакция – от Родителя, Взрослого или Ребенка другого человека. Трансакции между Эго-состояниями могут быть дополнительными, перекрестными или скрытыми.

Дополнительные (параллельные) транзакции – адекватные формы общения, когда партнеры преследуют одни и те же цели. Они соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают здоровым человеческим отношениям, способствуя гладкому протеканию транзакций. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями.

Примеры дополнительных вербальных транзакций

«Взрослый – Взрослый»:

– «Вы не слышали, какая погода ожидается завтра?»

– «Обещают дождь».

«Родитель – Родитель»:

– «Нынешняя молодежь думает только о развлечениях».

– «Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!»

«Ребенок– Родитель»:

- «Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура».

- «Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дам аспирин».

Пересекающиеся транзакции – это такие транзакции, в которых векторы не параллельны друг другу или эго-состояния, в которое они направлены, не является источником реакции. При перекрестной транзакции транзактная реакция: а) исходит из Эго-состояния, отличного от того состояния, к которому обращаются; б) может направляться на Эго-состояние, которое не посылало первоначальный импульс.

Перекрестные (пересекающиеся) транзакции препятствуют общению, так как реакции не соответствуют стимулу. Они обладают конфликтогенной способностью, так как на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее состояние «Я». При пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свое Эго-состояние. Перерыв в коммуникации может быть незначительным, но коммуникация может быть прервана и полностью.

Пример: «Запонки» (дополнительная трансакция, В – В).

Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои запонки?».

Это вопрос Взрослого, ждущего информации, и дополнительный (параллельный) ответ был бы таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба».

«Запонки» (пересекающаяся трансакция).

Муж: «Ты не знаешь, где мои запонки?» (В – В)

Жена: «Куда положил, там и возьми» (Р – Д).

Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на свои места.

«Запонки» (пересекающаяся трансакция)

Муж: «Ты не знаешь, где мои запонки?» (В – В)

Жена: «Вечно я у тебя во всем виновата!» (Д – Р)

В общении образуется тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: «Это все из-за тебя!» (название одной из игр, описанных Берном).

Скрытые транзакции – проявляются в том случае, когда внешне говорится одно, а внутренне подразумевается другое или дополняется другим. То есть, в скрытой тразакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них – открытое, или сообщение социального уровня, другое – скрытое, или сообщение психологического уровня. Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый – Взрослый; сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия Родитель – Дитя, или Дитя – Родитель. Скрытые трансакции составляет суть психологических игр.

Поглаживание – любой акт, посредством которого признается присутствие другого. Поглаживания могут быть вербальными (типа высказывания «Привет!»), или невербальными (помахивание рукой, кивание головой, пожатие руки или похлопывание друг друга). Позитивными (при котором получатель испытывает приятные чувства) или негативными (воспринимаются болезненным образом). Условными (связанными с тем, что вы делаете) или безусловными (что вы собой представляете). Биологически даже отрицательное признание имеет преимущество по сравнению с полным отсутствием всякого признания.

Когда какое-то поведение обеспечивает получение поглаживаний, то человек стремится повторить его; получив желаемое поглаживание, старается чаще использовать это поведение в будущем. Поглаживание подкрепляет поведение, которое к нему приводит. Взрослые нуждаются в поглаживании в той же степени, как и дети, так же легко изменяют свое поведение, стремясь найти самые эффективные способы сохранения поступающих поглаживаний. При этом у каждого человека есть свой предпочтительный коэффициент поглаживания.

Структурирование времени.

При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время: уход, ритуалы, деятельность, времяпровождение, игры, интимность. По мнению Э. Берна, все они способствуют удовлетворению структурного голода человека.

Уход. При уходе люди открыто не контактируют друг с другом. Например, так ведут себя пассажиры в автобусе или замкнутые шизофреники. При уходе человек остается углубленным в собственные мысли.

Ритуалы – это стилизованные знаки взаимного признания, в основе которых лежат традиции и социальные обычаи. На самом простом уровне два человека, говорящие «Доброе утро», участвуют в ритуале.

Деятельность обычно имеет отношение к работе человека, но и не только к ней. Это, как правило, транзакции типа «Взрослый – Взрослый». Деятельность позволяет получить различные виды признания и удовлетворенности.

Времяпровождение является «полуритуалом» и подразумевает проведение тематических бесед, которые длятся дольше, чем ритуалы, но все же социально запрограммированы. Это могут быть беседы на темы типа «Разве это не ужасно?» и «Автомобили». Тема, как правило, носит скорее внешний характер по отношению к беседующим, чем личностный.

Игры – серия следующих друг за другом комплексов повторяющихся скрытых (дополнительных) трансакций со скрытой мотивацией, для которых характерно наличие «приманки» и «ловушки» («подвоха») и четко определенного предсказуемого исхода.

Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать, например: «Почему ты не – Да, но», «Если бы не ты». Игры передаются из поколения в поколение и создают окружение. Игры спасают от скуки времяпрепровождения и опасности близости. Участник игры создает видимость, что делает одно, а на самом деле делает другое с целью получения «вознаграждения» («выигрыша»). В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость. Чаще это неприятные ощущения, которые для игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует» («коричневые купоны»). «Вознаграждение» («выигрыш») в зависимости от конструктивности или неконструктивности игры может быть «чудом» или «катастрофой».

Игроки исходят из:

– родительского состояния «Я», когда повторяют игры родителей;

– взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны;

– детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве.

Берн делит игры на группы в соответствии с ситуациями, в которых они чаще встречаются: «Игры на всю жизнь» («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня», «Ну что, попался, негодяй», «Посмотри, что я из-за тебя сделал»); «Супружеские игры» («Тупик», «Судебное разбирательство», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты», «Видишь, как я старался», «Дорогая»); «Игры в компаниях, на вечеринках» («Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа» и «Почему бы вам не… – Да, но»; «Сексуальные игры» («А ну-ка, подеритесь», «Извращение», «Динамо», «Чулок», «Скандал»); «Игры преступного мира» («Полицейские и воры», «Как отсюда выбраться», «Давай надуем Джо»); «Игры на приеме у психотерапевта» («Оранжерея», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Крестьянка», «Психиатрия», «Дурачок», «Калека»); «Хорошие игры» («Трудовой отпуск», «Кавалер», «Рад помочь вам», «Местный мудрец»).

Каждый игрок может становиться (или одновременно являться):

– преследователем (П) – чьей целью в игре является укрепиться в ощущении своего превосходства над другими, игнорируя и обвиняя окружающих;

– спасителем (С) – ищущим доказательства собственного певосходства, обесценивая (игнорируя) других и «помогая» им, хотя в его помощи никто не нуждается;

– жертвой – в процессе игры обесценивающей и себя и других и ищущей подтверждения того, что ей страшно не везет и как несправедливо с ней обходятся другие люди или иных доказательств собственной никчемности.

Стевен Карпман в своей статье «Драматический треугольник» опысывает, как меняются роли во время игр.

Интимность – это искренние, не основанные на игре отношения. Создание интимности обеспечивает решение проблем, связанных и с жаждой стимула, и с жаждой признания, и структурным голодом. Интимность включает в себя сексуальную близость, но не ограничивается ею.

4. Сценарии и жизненные позиции. Сценарии – подсознательные жизненные планы (план человеческой судьбы), с помощью которых люди структурируют свое время и определяют свои судьбы; спектакль, который личность вынуждена играть. Сценарии создаются на основе родительского программирования, а также решений, принятых в ответ на родительское программирование. Родитель «противоположного пола» «говорит», «что нужно делать» (Отец: «Будь самой красивой!»). Родитель «своего пола» «показывает», «как это сделать». Источником программы мужчин часто является сценарий деда по матери, а женщин – бабушки по отцу. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия личной автономии, в то время как фактически они выполняют предписания своих сценариев.

Эрик Берн считал, что история человеческой жизни начинается с рождения, примерно к четырем годам определяется основная сюжетная линия, а к семи годам все главные события сценария уже свершились. В юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослым, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем.

Родительское программирование осуществляется с помощью приказаний, атрибуций, игнорирований.

Приказания – обращения, начинающиеся со слов «Не делай», могут быть относительно мягкими или строгими; эти приказания лежат в основе депрессии.

Атрибуции – высказывания о том, чем дети являются, что они должны делать и что они должны чувствовать.

Игнорирования – перекрестные трансакции, при которых человек говорит с позиции Взрослого Взрослому другого человека, а другой человек отвечает с позиции Родителя или Ребенка. Например, детская любознательность игнорируется посредством родительских категоричных отказов. Игнорирование предполагает также минимизацию какого-либо аспекта самого себя, другого человека или ситуации.

Сценарии определяются потребностями в:

– ощущениях и информации («жажда стимула»; наиболее сильными являются стимулы, связанные с физической близостью; Берн признавал как опасность «сверхстимуляции», так и опасность «недостаточной стимуляции»);

– признании («голод по признанию»; Берн использовал термин «поглаживанеие» для обозначения любого акта, посредством которого признается присутствие другого);

– структурировании («планированном заполнении») времени (возникающий каждый день вопрос, как структурировать часы бодрствования).

Жизненные позициипервоначальный жизненный сценарий. Различают следующие жизненные позиции: «я о'кей – ты о'кей»; «я не о'кей – ты о'кей»; «я о'кей – ты не о'кей»; «я не о'кей – ты не о'кей»?

Понятие психологической позиции является одним из основных в сценарном анализе.

Первая позиция: «я о'кей – ты о'кей». Эта позиция полного довольства и принятия других, гармоничная, симбиотическая, соответствует положению плода в чреве матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о'кей). Позиция может поддерживаться между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания.

Вторая позиция: «я не о'кей – ты не о'кей». Если ребенок в начале своей жизни окружен вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о'кей). Жизнь утрачивает позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к убеждению: «Жизнь ничего не стоит».

Третья позиция: «я не о'кей – ты о'кей». Очень скоро ребенок начинает переживать, что он маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: «Моя жизнь ничего не стоит».

Четвертая позиция: «я о'кей – ты не о'кей». Если ребенка «не поглаживают», плохо с ним обращаются, то он приходит к заключению: «Только я один могу защитить себя, только я один хороший, а другие плохие». Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к криминальной ситуации: «Ваша жизнь немногого стоит».

Исходя из позиций-местоимений, люди осуществляют сценарий и играют в игры. Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает позицию:

– «Я ничего не стою» (я не о'кей);

– «Мужчины – это животные, которые будут обижать меня» (мужчины не о'кей).

Она выбирает людей, которые играют определенные роли, соответствующие ее сценарию. Она выходит замуж за «животное», к тому же алкоголика. Она играет в игру «Насильник»: соблазняя мужчину, при любом исходе еще раз убеждается, что «мужчины – это животные, которые хотят обидеть» ее (коллекционирование «любимых чувств»).

Согласно концепции Берна, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции; проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей; принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые были нужны для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны или, чаще, вредны.
Конечной целью транзактного анализа является достижение автономии личности.

5. Цели изменения. Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности.

Автономность способность к «несценарному» поведению, наличие осознания, спонтанности и интимности.

Осознание открытость для ощущений, способность видеть и слышать непосредственно, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан.

Спонтанностьспособность чувствовать непосредственно и выражать свои чувства открыто, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан; способность произвольно выбирать чувства, будь то чувства Родителя, Взрослого или Ребенка.

Интимность – способность поддерживать отношения с другим человеком или несколькими людьми осознанно, спонтанно, с любовью и без игры.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 324.