Тест «Родитель-Взрослый-Дитя»
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените свою степень согласия с приведенными ниже высказываниями в баллах от 1 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Обработка результатов: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – «Д» (Дитя);
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – «В» (Взрослый);
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – «Р» (Родитель).
Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.
Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают думать о них.
Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.
2. Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют в большей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обоснование своего ответа[46].
1. | Симпатичность. | 21. | Жеманство. | 41. | Пунктуальность. |
2. | Тактичность. | 22. | Жертвенность. | 42. | Мелочность. |
3. | Крикливость. | 23. | Обособленность. | 43. | Понятливость. |
4. | Важность. | 24. | Хитрость. | 44. | Забывчивость. |
5. | Несуразность. | 25. | Лукавство. | 45. | Крикливость. |
6. | Угловатость. | 26. | Мягкость. | 46. | Эрудированность. |
7. | Практичность. | 27. | Жестокость. | 47. | Ограниченность. |
8. | Естественность. | 28. | Уступчивость. | 48. | Послушание. |
9. | Лабильность. | 29. | Открытость. | 49. | Банальность. |
10. | Изящество. | 30. | Каверзность. | 50. | Робость. |
11. | Цельность | 31. | Слащавость. | 51. | Удальство. |
12. | Яркость. | 32. | Невинность. | 52. | Осторожность. |
13. | Зрелость. | 33. | Делячество. | 53. | Инертность. |
14. | Нетипичность. | 34. | Ответственность. | 54. | Стойкость. |
15. | Адаптивность. | 35. | Циничность. | 55. | Бодрость. |
16. | Жизнеспособность. | 36. | Коварство. | 56. | Спокойствие. |
17. | Поэтичность. | 37. | Нерадивость. | 57. | Минорность. |
18. | Ярость. | 38. | Умеренность. | 58. | Примиренчество. |
19. | Кокетливость. | 39. | Халатность. | 59. | Душевность. |
20. | Непринужденность. | 40. | Торопливость. | 60. | Отчаяние. |
Рассмотрите ваши взаимоотношения с каким-либо значимым для вас человеком (родителем, супругом (супругой), ребенком, коллегой и т.д.) и проанализируйте одну или несколько трансакций, имеющих место при общении с этим человеком, учитывая различные Эго-состояния.
4.Проанализируйте, представленную на рис.1, эгограмму. Предложите, какие следует произвести изменения, что сбалансировать Эго-состояния.
Допустим, у вас имеется 100 единиц энергии, которые вы можете распределить между Критическим Родителем, Заботящимся Родителем, Взрослым, Свободным Ребенком и Адаптированным Ребенок. Принимая во внимание то, как вы обычно чувствуете и ведете себя, нарисуйте свою эгограмму, распределив 100 единиц энергии среди пяти Эго-состояний. Сначала нарисуйте столбик над той частью эго-состояния, в которой вы находитесь чаще всего. Затем – над частью, в которой находитесь меньше всего. Если работаете в группе, то поделитесь своими мыслями с другими. Если считаете, что вам необходимо нарисовать две и более различных эгограмм, нарисуйте их. Проанализируйте их на предмет гармонии/сбалансированности вашихЭго-состояний.
6.Приведите примеры различных типов игр по Э. Берну: игры на всю жизнь; супружеские игры; игры в компаниях; сексуальные игры; игры преступного мира; игры на приеме у психотерапевта; хорошие игры.
7.Перед вами список тех форм поведения, за которые вы в детстве могли получать «поглаживания». Пометьте каждый пункт галочкой, если «поглаживание» было положительным (похвала, улыбка и т.п.), или крестиком, если оно было отрицательным (неодобрение, упреки и т.п.):
Просто за то, что вы есть на свете.
За настойчивость.
За успехи, за то, что вы первый – в учебе, спорте и т.д.
За силу, независимость, самостоятельность.
За забавные выходки.
За то, что не делаете из мухи слона.
За внимание к окружающим и заботу о них.
За то, что пытались решить трудные задачи.
За неуклюжесть.
За беспорядок.
За то, что плакали от страха или расстройства.
За проявление гнева.
За спокойное поведение.
За то, что отказывались.
За то, что соглашались.
За ошибки.
За то, что не доводили дело до конца.
За рискованные поступки.
За то, что были заводилой.
За то, что задавали вопросы.
За то, что делали что-то, когда вас не просят.
За то, что обнимали или целовали кого-то, чтобы выразить свою любовь.
За шумное поведение.
8.Поразмыслите, что можно сделать для увеличения количества положительных «поглаживаний». Например, если вы хотите проявить к людям больше внимания, придумайте комплимент, который вы могли бы искренне говорить своим друзьям или родственникам. Если вы хотите сами получать больше положительных поглаживаний, то попросите об этом друга или члена своей семьи. Не стесеяйтесь делать людям приятное или просить то, что вам хочется. Начните прямо сейчас.
9.Подберите к ниже названиям (типам) поглаживания соответствующие фразы. Типы поглаживания: a ). условно положительные; б) безусловно положительные; в) условно отрицательные; г) безусловно отрицательные.
Фразы. I. «Ты мне не нравишься». II. «Мне нравится быть рядом с тобой». III. «Мне не нравится, как ты это написал». IV. «Ты приготовила чудесный обед».
Дата: 2018-12-21, просмотров: 389.