Сущность концепции | Транзактный анализ (ТА) – концепция и методика группового и личностного роста, разработанная американским психологом и психиатром Эриком Берном; заключается в анализе вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, обусловленных различными Эго-состояниями. |
Основные структурные компоненты и категории | 1. Модель Эго-состояний (Родитель-Взрослый-Дитя). 2. Транзакции и поглаживания. 3. Структурирование времени. 4. Сценарии и жизненные позиции. 5. Цели изменения. |
Понимание сущности человека | Человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции; проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей; принимает решения, основанные на стереотипах, которые были нужны для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны или вредны. |
Базовые стремления личности | Согласно Э.Берну, существуют три основные формы побуждения. 1. Жажда стимула, при этом наиболее сильными являются стимулы, связанные с физической близостью. 2. Жажда признания, удовлетворяемая с помощью «поглаживаний». 3. Структурный голод – касающийся структурирования времени (часов бодрствования). |
Причины психологических проблем | Родители препятствуют развитию Эго-состояний своих детей посредством запретов, атрибуций и игнорирований. Существуют следующие способы поддержания неадекватного поведения: воздаяние (расплата) за сценарий; воздаяние (расплата) за игру; создание иллюзии автономии, приводящее к контаминации Эго-состояний; исключение Эго-состояния и предоставление неадекватной информации. |
Цель психологической помощи | Помощь клиентам в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний», в обретении жизненной позиции «я о'кей – ты о'кей», а также – актуализация «Взрослого» в человеке, достижение им Автономии. Конечная цель – достижение гармоничной личности через сбалансирование взаимодействия между Эго-состояниями. |
Понятие психологического /психического здоровья, нормы | Получение автономии или формирование интегрированного Взрослого – два способа достижения цели транзактного анализа. Идеал личности заключается в автономии. Автономные люди характеризуются осознанием, спонтанностью и интимностью. |
Методы и техники психологической помощи | ТА предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие быстрый положительный эффект. Пациентов обучают основным понятиям ТА, пониманию механизмов поведения и их расстройств. Основные методы, предложенные Э. Берном: 1) структурный анализ; 2) анализ трансакций; 3) анализ психологических игр; 4) анализ сценария (скрипт-анализ). Последующие усовершенствования, произведенные в транзактном анализе: использование эгограмм, применение гештальт-методов, обновление родительского влияния. |
Требования к личности психолога | Партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. Психолог обращается к эго-состоянию «Взрослый» в клиенте, не потакая капризам «Дитя» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте |
Показания и ограничения в применении | Используется при работе с неврозами, в коррекции внутрисемейных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми. Менее эффективно для лечения психотических больных. |
История возникновения и развития транзактного анализа
Каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой;
полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том,
что они – лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития.
Э. Берн
Любое общение полезно и выгодно для людей (по сравнению с его отсутствием)
Э. Берн
В целом я полагаю: в том, что я написал, науки столько же, сколько искусства.
Э. Берн
Транзактный анализ (от лат. transaction – сделка) – концепция и методика группового и личностного роста, предложенная американским психотерапевтом Эриком Берном и заключающаяся в анализе вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, обусловленных различными эго-состояниями.
Эрик Берн (Eric Lennard Berne, 1910–1970), настоящее имя – Эрик Леннард Бернштейн, родился в 1910 г. в Монреале, в Канаде. Проходил подготовительный курс медицины в Мак-Гиллском университете в Монреале. В 1931 г. он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 г. Берн получил степень доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. После этого он сократил свою фамилию, отбросил второе имя и иммигрировал в США, принял американское гражданство.
В 1950-е гг. складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний. Берн обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия (транзакции) с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым людям мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.
В 1957 г. Берн впервые выносит свою теорию на суд публики на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии и публикует программную статью в «Американском журнале психотерапии». В 1961 г. выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены основные идеи новой системы, развернутые в последующих трудах, и то, что он подробно разработать не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов. В 1963 г. выходит «Структура и динамика организации групп», в которой Берн развивает идеи ТА в приложении к групповой динамике и развитию организаций. В 1964 г. выходит книга, сделавшая имя Берна широко известным, – «Игры, в которые играют люди», а в 1966 г. – руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения». Последняя книга Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (у нас ее перевод обычно публикуется в паре с «Играми...» под названием-перевертышем «Люди, которые играют в игры»), раскрывающая его взгляды на развитие личности – теорию сценарного анализа, публикуется посмертно, в 1972 г. Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, он одновременно занимал несколько должностей: был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Прртера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан Франциско. Берн умер от сердечного приступа 15 июля 1970 г.
В год смерти Берна в свет вышла его научно-популярная книга «Секс в человеческой любви», широко изданная в нашей стране в 1990-х гг., но, к сожалению, затерявшаяся в потоке сексологической и псевдосексологической литературы. Это не только оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии, но и дальнейшее развитие ТА в области сексуальных и семейных отношений. Книгу завершает собрание афоризмов Берна, сравнимых с самыми блестящими образцами этого жанра.
Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, в том числе Клод Стайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ), Дж. Дюсэй, который предложил диаграмму, называемую эгограммой, схематически изображающую степень, в которой каждое из Эго-состояний человека испытывает катексис, М. и Р. Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.