Процедуры и техники оказания психологической помощи в гештальттерапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условия проведения гештальт-консультирования. Перлс считал, что для консультирования ему необходимы шесть следующих элементов: 1) умение; 2) «клинекс» (косметическая салфетка); 3) «горячий стул»; 4) пустой стул; 5) сигареты; 6) пепельница. Если гештальт-терапия проводится в группе, то психолог обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицироваться с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях – обратную связь.

Основные процедуры, используемые в гештальтгруппах. К основным процедурам, которые используются в гештальтгруппах, относятся расширение сознания; интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами; принятие ответственности за самого себя; преодоление сопротивления.

1. Расширение осознания заключается в использовании упражнений, направленных на осознание того, что принадлежит внутренней и внешней зонам; участники группы учатся направлять внимание на свои организмические процессы, осознавать различия между ощущениями внутренней или внешней зон. Невротическое функционирование возникает, когда между внешними нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Осознание очень важно при работе на «горячем стуле». Пациент получает от руководителя задание попробовать осознать свои ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при определенной позе и т.п. Это задание заставляет его действовать по принципу «здесь и теперь», уменьшая воздействие средней зоны.

2. Интеграция противоположностей выражается в совмещении крайностей и противоположностей, свойственных каждому человеку: маскулинность/фемининность; робость/смелость; зависимость/отчужденность; рациональность/эмоциональность; эгоистичность/бескорыстие; нападающий/защищающийся. Наиболее часто разбираемым в гештальтгруппах примером противоположности является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». Используется методика «двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции Нападающего, потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции Защишающегося. Нападающий интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать, как должен себя вести. Защищающийся постоянно саботирует эти манипуляции со стороны Нападающего, говоря: «Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь». Получается диалог, в котором клиент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознавать их. Когда эти полярные позиции прочувствованы и осознаны, клиент способен интегрировать их в своей личности.

3. Усиление внимания к чувствам. Когда человек полностью переживает свои чувства, то в действительности осознает, чего же он хочет и к чему стремится. Используются упражнения, позволяющие выявить заблокированные чувства и завершить незавершенный гештальт. В результате освобождается энергия, которая тратилась на сокрытие травмирующего чувства и которая теперь может быть направлена на продуктивные цели; проясняются противоположности, вовлеченные в конфликт, интегрируясь в единое целое. Так, участница, находясь на «горячем стуле», может не осознавать, что во время рассказа о своем несчастливом замужестве она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен заметить это и перевести внимание участницы с невыразительного рассказа на активные физические действия. Используется методика «Разыгрывание ролей». Руководитель может попросить женщину сыграть роль этого «кулачка» и от «его имени» выразить все свои чувства: злость, гнев, собственную вину.

4. Работа с мечтами. Перлз считал, что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего «Я», которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. При работе с мечтой клиент получает задание описать свою мечту в настоящем времени, что позволяет клиенту пережить связанные с ней чувства. Каждый объект или фигура мечты представляет собой отчужденный фрагмент личности. Для того чтобы вновь присвоить их, он должен выявить их, идентифицируясь с каждым объектом своей мечты.

5. Принятие ответственности за самого себя. Люди часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми, что они являются жертвами чужих воздействий. Неспособность индивидуума принять ответственность за свое «Я» свойственна для всех невротических механизмов, она проявляется в словах «я должен», «я не могу», «мне надо», «я боюсь, что». Тенденция избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными других говорит о том, что у человека проявляются такие симптомы, которые Перлз назвал «дырами в личности». Гештальттерапевт не спешит оказывать клиенту поддержку в его сетованиях на судьбу. Отказывая в поддержке и фрустрируя его таким образом, он заставляет клиента выискивать ресурсы внутри себя и, следовательно, принимать ответственность за свои чувства и поступки на себя. Например, работая в парах, клиенты преобразуют свои высказывания с «я должен» на «я предполагаю», «я не могу» на «я не хочу», «мне надо» на «я хочу», «я боюсь, что» на «я хотел бы».

6. Преодоление сопротивления. Сопротивлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые рекомендуются руководителем. Сопротивление используется клиентом для уменьшения риска переживания негативных чувств и, в конечном счете, ограничивает свободное функционирование. Оно может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении голоса и т.п. Целью гештальттерапевта является преобразование сопротивления в процессе осознания самого себя. Клиенту задают вопрос: «Слышишь ли ты, как изменился твой голос?» или: «Можешь ли ты сейчас ощутить свою позу?». Клиентов просят осознать язык своего тела, ощутить собственное дыхание, особенности голоса и эмоции, а также дать себе отчет в каких бы то ни было навязчивых мыслях. С помощью данной техники клиенты учатся осознавать каждую свою потребность, а также то, как взаимосвязаны их чувства и поведение.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.