В чем заключается философский смысл представленной ниже молитвы гештальтистов, предложенной Ф. Перлзом?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Молитва гештальтистов

Я делаю свое, а ты делаешь свое.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

Ты это ты, а я это я.

И если нам случится найти друг друга – это прекрасно.

Если нет, этому нельзя помочь[41].

 

2. Какому принципу гештальттерапии соответствует утверждение Перлза: «Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее… Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило»?

3. К какой процедуре оказания психологической помощи имеет отношение нижеследующий отрывок из книги Д. Даунинга и М. Мармоштейна[42]?

«В силу множества факторов мужчина может быть одновременно и мягким, и доминирующим, а женщина – и сильной, и чувствительной, и им вовсе не следует беспокоиться о том, достаточно ли в них «мужественности» или «женственности». Оба – личности, и личности для себя – это все, что есть или может быть. В любой жизненной ситуации интегрированный, ясно осознающий человек оказывается бесконечно разностороннее просто потому, что он не ограничивает себя репертуаром из нескольких старых, засаленных, механистических ролей».

4. Какую процедуру использует тренер гештальтист в нижеследующих диалогах с участником тренинга[43]?

Пример 1.

У. (участник).Мне бы хотелось понять…

Т. (тренер). Слышу плачущие нотки в твоем голосе. Слышишь ли ты их?

У. Да… Какое-то дрожание.

Т. Теперь ты – это твой голос.

У. Я слабый, жалобный голос, голос ребенка, который не выполнил какое-то требование. Он боится…

Т. Я…

У. Я маленький ребенок, я боюсь попросить чего-нибудь; я могу попросить то, что я хочу, только выразив все свое отчаяние, тогда мама пожалеет меня и позаботится обо мне…

Т. Можешь ли ты теперь стать своей мамой.

Пример 2.

Терапевт. Что ты делаешь со своей рукой?

Участник (слегка удивлен). А-а, сотворяю крест.

Терапевт. Крест?

Участник. Да. (Пауза.)

Терапевт. Что ты будешь делать с крестом?

Участник. Ну, я просто распну себя на нем в этот уик-энд, разве нет?

5. Как называется используемая в нижеследующем примере методика?

Психотерапевт предлагает клиенту провести диалог между разными частями своей личности – между «нападающим» и «защищающимся» «Я». (В данном примере диалог ведет женщина, которая стремилась к интимным отношениям с мужчиной, но как только их отношения действительно стали многообещающими, она сразу же их прервала)[44].

Защищающийся. Я очень одинока, мне так хочется, чтобы меня кто-нибудь ждал дома.

Нападающий. У тебя есть дети, этого достаточно для тебя.

Защищающийся. Мне хорошо днем, пока я занята делом, и хорошо ночью, когда я очень устаю, но…

Нападающий. Не будь ребенком. Ты должна стать более независимой.

Защищающийся. Но я не хочу быть независимой! Я хочу иметь рядом мужчину, который бы заботился бы обо мне и принимал решения за меня, и…

Нападающий. Решение, ха! Где ты видела таких мужчин? Разве они могут принимать решения? Они все слабаки – ты кончишь свои дни, ухаживая за ними!

Защищающийся. Но я хочу! Пауль был прекрасен, он брал ответственность на себя, и проблемы становились такими простыми… я любила его, пока…

Нападающий. Да, пока! Пока ты не добилась того, что он не мог и шагу ступить без тебя. В тебе нет ничего хорошего для мужчин.

Защищающийся. Но я хочу, чтобы было! Я ненавижу себя, когда веду себя с мужчинами подобным образом. Я ненавижу себя, когда не могу уделить им время.

Нападающий. Забудь их, детка, оставь их в покое. С ними со всеми что-то не так.

6. Упражнение: «Разговор с болью» [45].

Организм человека постоянно реагирует на сигналы из окружающей среды. Когда человек испытывает боль, то его первое естественное побуждение – как можно скорее заглушить ее. Но боль не появляется ни с того ни с сего как гром среди ясного неба. Она бывает симптомом определенных нарушений в организме: может быть, плохо работает какой-либо орган; мышцы напряжены от гнева или страха; ослаблена иммунная система. Какова бы ни была причина, боль выполняет важную функцию – обращает внимание человека на «неполадки» в его организме. Если вас сейчас беспокоит физическая боль, то можете выполнить следующее упражнение из гештальт-терапии. Оно не исцелит вас мгновенно, но поможет понять, как болезнь связана с событиями вашей жизни.

«Сядьте поудобнее и сосредоточьтесь на той части своего тела, которая причиняет вам дискомфорт или боль. Напрягите воображение и представьте себе этот симптом в виде мысленного образа. Затем изучите этот образ. Может быть, вам захочется нарисовать его, а если вы занимаетесь с партнером – описать его вслух. Вообразите, что можно задавать симптому вопросы, а он будет на них отвечать. Спросите, в чем состоит его задача, и выслушайте ответ. Затем сами станьте этим органом (симптомом); прочувствуйте его ощущения. Что он думает о теле, в котором находится? Хочет ли он что-нибудь вам сказать? После этого станьте опять самим собой и проверьте, изменилось ли ваше представление о симптоме».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 292.