1. Работа со сновидениями. Перефразируя Фрейда, Перлс говорил, что «сон – это королевская дорога к интеграции личности». В гештальттерапии сновидения – это окно в неинтегрированные конфликты, обиды, желания, страдания и радости. Сновидения – это экзистенциальные сообщения, а не только отражение незаконченных ситуаций, текущих проблем или симптомов. Сны не интерпретируются, а используются для интеграции личности. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексий. Клиенту предлагается последовательно идентифицировать себя с разными элементами и пересказать свои сновидения или их часть, используя настоящее время, как будто клиенту это снится теперь.
Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что он был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.
2. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает провести диалог между фрагментами собственной личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом) и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. «Горячий стул» – наиболее известный инструмент гештальт-терапевтов. Эксперимент «горячий стул» – это встреча «лицом к лицу» на подушках или стульях двух конфликтующих частей себя (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).
Процедура такова: напротив стула, который занимает клиент («горячий стул») располагается пустой стул, на которого «сажают» воображаемого собеседника[40]. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то, например, с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции. Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Члену группы не предлагается выбрать что-то одно между двумя группами потребностей. Цель диалога заключается в том, чтобы «закончить» в настоящем ситуации, не законченные в прошлом, то есть «оживить» процесс формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может выразиться в компромиссе между двумя группами потребностей или одобрительном принятии отрицательного компонента своего «Я».
Задача терапевта – поддерживать аутентичное столкновение частей «Я» или «Я» и других и препятствовать преждевременному согласию или соглашательству. После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. Терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы
3. Совершение кругов, или идти по кругу. Используется для стимулирования клиентов к новому поведению и свободы самовыражения. Клиент по просьбе ведущего обходит всех участников по очереди и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Например, ему предлагается выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «Пожалуйста, подойдите к каждому группе и завершите следующее высказывание: «Я чувствую себя неудобно потому, что…»; «Я злюсь потому, что…»; «Я ненавижу всех, кто находится в этой комнате».
Многократное повторение фразы, выражающее какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента. Известен прием, когда Перлс предложил студенту, испытывающему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.
4. Техника «наоборот». Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Например, застенчивый должен вести себя вызывающе; приторно вежливый – грубо; тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.
5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Клиенту предлагается громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. Особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания – это приводит к развитию внутренних коммуникаций.
6. Незаконченное дело. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии, невыраженные чувства вины или обиды. Именно с обидой работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен…». Другой вариант: «Я виноват…». Пациенту предлагается с помощью пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.
7. Проективные игры на воображение. Проективные игры помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Наиболее популярная игра – «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженные за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: «Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?» Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личные аспекты.
8. У меня есть тайна. В игре предполагается исследование чувства вины и стыда. Каждому из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть представление каждому участнику случая похвастаться перед другим, «какую страшную тайну он хранит в себе».
9. Репетиция. По мнению Перлза, люди тратят много времени, репетируя на «сцене воображения» многие свои различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. К сожалению, подготовка себя к каким-то жизненным ситуациям в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источниками негативного поведения. Поэтому репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.
Дальнейшее развитие гештальттерапии шло по пути интеграции ее и других подходов. В частности, гештальт-методы и эксперименты обычно используются в сочетании с трансактным анализом. Также современные гештальт-консультанты уделяют большое внимание преподаванию теоретических основ и работе с познанием в целом.
Вопросы для повторения и самоанализа
1. Дайте краткую характеристику гештальткосультирования: сущность концепции; основные структурнее компоненты и категории; понимание сущности человека; базовые стремления личности; причины психологических проблем; цель психологической помощи; понятие психологического/ психического здоровья, нормы; методы и техники психологической помощи; требования к личности психолога/терапевта; показания и ограничения к применению.
2. Что Перлз подразумевал под границей контакта?
3. Опишите механизмы нарушения процесса саморегуляции.
4. В чем состоит негативное влияние механизмов нарушения процесса саморегуляции?
5. Каковы правила, которых, согласно Перлзу, следует придерживаться при работе в гештальт-группах? Эти правила обычно перечисляются в начале работы группы.
6. Почему Перлз придавал осознанию важное значение в психотерапии?
7. Что означают термины «горячий стул» и «пустой стул»?
8. Охрактеризуйте процедуры и техники оказания психологической помощи в гештальт-консультировании.
9. Оцените, как ваше отношение с окружающей средой связано с механизмами нарушения саморегуляции.
Практикум по теме
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.