Сущность концепции | Психодрама – это метод групповой психотерапии, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами |
Основные структурные компоненты и категории | 1. Теория спонтанности. 2. Психотерапевтическая триада: групповая психотерапия, социометрия, психодрама. 3. Элементы психодрамы: протагонист, режиссер (фасилитатор), вспомогательное «Я», зрители, сцена. 4. Фазы психодрамы: разогрев и разминка; собственно драматическое действие, обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен) |
Понимание сущности человека | Человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами |
Базовые стремления Личности | Стремление к выражению чувств, гармоничным отношениям с окружающими, встрече с истинным самим собой |
Причины психологических проблем | Нарушения ролевого развития. Они могут быть обусловлены наследственностью, отсутствием внутренней безопасности, внешними условиями, в частности влиянием межличностных отношений на психическое развитие личности. Трудности разрешения проблем связаны с недостаточной реализацией творческого потенциала, самопонимания, с деструктивными поведенческими стереотипами, способами эмоционального реагирования и защитными механизмами, затрудняющими осознание своих истинных чувств, отношений, установок, проблем и конфликтов |
Цель и задачи психодрамы | Диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. В ходе психодрамы создается благоприятная основа для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, развитие более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления деструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и способов эмоционального реагирования; преодоление защитных позиций пациентов |
Понятие психологического /психического здоровья, нормы | В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта |
Методы и техники психологической помощи | Условия проведения психодрамы: доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Приемы, позволяющие достичь катарсиса: «зеркало», «двойник», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Разновидности терапевтической драматизации: А. Вольтман использует биодраму (между детьми распределяются роли зверей) и кукольную драматизацию (взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая значимые для него ситуации); социодрама |
Требования к личности психотерапевта/психолога | Методическая компетентность, искренность, открытость и мужество, достаточное, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, творческая фантазия и гибкость. Ведущий должен быть самым спонтанным человеком в группе |
Рекомендации и ограничения в применении | Используется в работе с клиентами, имеющими проблемы в межличностных отношениях, с нервно психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии. Психодраматические процедуры применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, в поведенческой терапии, социально-психологическом тренинге, деловых играх |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 293.