Сущность концепции | Одно из направлений когнитивной психотерапии, разработанное А. Эллисом и основанное на идее о том, что позитивные или негативные эмоции вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. |
Основные структурные компоненты и категории | 1. Когниции. 2. Модель АБС. 3. Кодекс невротика. 4. Здоровые и нездоровые негативные эмоции. 5. Критерии психологического здоровья. |
Понимание сущности человека | Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но может стать и жертвой иррациональных идей. Человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. Люди способны понимать, что их проблемы идут от иррациональных мыслей, образов, представлений; способны и к актуализации самих себя, и к пребыванию в иррациональном состоянии, а также к свободному выбору. |
Базовые стремления личности | Фундаментальными человечески целями являются выживание, свобода от боли и счастье. Также людям свойственны две врожденные творческие тенденции: 1) создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели живых существ; 2) развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, нездоровые негативные эмоции и дисфункциональное поведение. |
Причины психологических проблем | Источник нарушений – система индивидуальных иррациональных представлений о мире. Механизмы их развития: биологические – врожденная тенденция к нелогичности, предпочтение краткосрочного гедонизма; социальное научение – влияние родителей, средств массовой информации, культуры; выбор самим человеком иррациональных когниций. |
Цель психологической помощи | Главная цель – оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель – освобождение от идеи самообвинения; помощь людям стать более функционирующими, самоактуализирующимися и счастливыми. |
Понятие психологического/психического здоровья, нормы | У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций. Такой человек характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности его негативных проявлений. Для психологически здорового человека свойственны социальный интерес, личный интерес, самоуправление, толерантность, гибкость, принятие неопределенности, обязательство, научное мышление, самопринятие, способность к риску, реализм. |
Методы и техники психологической помощи | Применяется в индивидуальной и групповой форме. Работа психотерапевта сводится сначала к осознанию клиентом иррациональных установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования рациональных (гибких) установок и превращению клиентов в более полно функционирующих людей. Характеризуется широким набором психотехник: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; ролевая игра; использование юмора; когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, «атака на страх» и др. |
Требования к личности психолога | Позиция психолога директивна. Это преподаватель (учитель), который разъясняет, убеждает, опровергает ошибочные суждения, апеллирует к науке, способности клиента мыслить; привлекает клиента к активному сотрудничеству; проявляет эмпатию, открытость. |
Рекомендации и ограничения в применении | Показания к применению: невротические и соматоформные расстройства; половая дисфункция; психосоматические расстройства; расстройства зрелой личности и поведения у взрослых; расстройства развития школьных навыков. Противопоказания: выраженная мания, глубокий аутизм, повреждения головного мозга, тяжелая умственная отсталость. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 233.