История возникновения и развития поведенческой терапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поведенческое консультирование – это использование разработанных в бихевиоризме принципов научения с целью изменения неадаптивного поведения. Целью поведенческой психотерапии является изменение или устранение расстройств поведения и контролируемое обучение новым формам поведения. Черты поведенческой психотерапии: 1) концентрация на изменении поведения; 2) контроль процесса и результатов; 3) опора на экспериментальные данные; 4) множественность и многообразие техник и подходов.

Поведенческое направление в психоконсультационной/психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса, хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона, Б. Скиннера и Э. Торндайка. В период с 1950 по 1960 гг. происходит становление поведенческой психотерапии как самостоятельного направления. Широкое распространение поведенческая терапия получила после публикации работ Ганса Юргена Айзенка. Айзенк определил поведенческую терапию как применение теории научения в целях лечения поведенческих и эмоциональных расстройств.

Фундаментом, на котором было построено поведенческое консультирование, явилась классическая теория условных рефлексов Ивана Петровича Павлова (1849–1936) – выдающегося русского физиолога. Выявленный им условный рефлекс известен как классическое (респондентное) обусловливание.

    Джон Бродус Утосон (1878–1958) считается основателем бихевиоризма. Уотсон получил образование в Фурмановском университете в Гринвилле и в Чикагском университете; его докторская диссертация была посвящена вопросам дрессировки животных. В 1910 гг. Уотсон перенес акцент с наблюдения за животными и экспериментирования на них на изучение поведения человека; начиная с 1913 г. он упорно трудится над созданием бихевиоризма как метода психологии. Уотсон рассматривает все психологические проблемы и способы их разрешения в схематизированном виде, используя при этом термины стимул (или, в более сложных случаях, ситуация) и реакция. Общепринятыми являются сокращения S и R. Стимулы могут быть безусловными (врожденными) или условными (приобретенными). Точно также реакции могут быть безусловными и обусловленными. Например, голосовые реакции являются элементами врожденного поведения, в то время как умение говорить представляет собой обусловленную систему действия. Наследования способностей, таланта, характера, психической конституции и характерных черт в действительности не существует, так как развитие этих факторов зависит от обучения.

Изучая эмоции младенцев, Джон Уотсон и Розалия Рейнер заинтересовались возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали (результаты опубликованы в 1920 г.). Исследователи проверяли возможность формирования эмоциональной реакции страха белых мышей у 11-тимесячного мальчика Альберта, который ранее к белым мышам был абсолютно безразличен[22]. Одновременно с громкими звуками Альберту показывали условный стимул – белую мышку. Вскоре Альберт начал плакать лишь при виде белой мышки. Уотсон предположил, что многие страхи и тревожные состояния взрослых формируются в раннем детстве. Далее Уотсон обнаружил, что обусловленная реакция страха белых мышей очень легко распространялась на смежные объекты – белые листы бумаги, кролика, белую шубу, бороду Деда Мороза – и становилась удивительно стойкой. По механизму условного рефлекса страх боли может вызвать страх родителей, использующих телесные наказания, а страх родителей видоизменяется в страх начальства и страх критики. Если человек когда-либо научился бояться авторитарного начальника, то этот страх легко распространяется на милиционеров, преподавателей, работников официальных учреждений. Если далее в процессе терапии бояться начальника его отучат, то это не означает, что он перестанет бояться милиционеров, преподавателей и работников разного рода контор. Согласно Уотсону, проблемы личности – это нарушения поведения и конфликты привычек, которые следует лечить посредством разобусловливания и обусловливания.

Боррес Фредерик Скиннер (1904–1990) в 1926 г. закончил Гамильтон-колледж, где специализировался в области английского языка, планируя стать писателем. В 1928 г. поступил в аспирантуру кафедры психологии Гарвардского университета и в 1931 г. получил докторскую степень. Подобно Уотсону, Скиннер увлекся изучением науки, предметом рассмотрения которой явилось человеческое поведение. Основной труд Скиннера – «Поведение организмов» (The Behavior of Organisms, 1938), в котором он излагает принципы «оперантного обусловливания». В ходе экспериментов, проведенных Павловым и Уотсоном, изучалось классическое, или респондентное обусловливание, при котором организм пассивен в момент обусловливания. В случае оперантного обусловливания организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями.

Оперантное обусловливание легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой доведен до 80–90 % от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Термин «оперантный» подчеркивает, что поведение оперирует в окружающей среде, производя последствия. Каким образом крыса нажимает на рычаг – лапой, носом, хвостом, не имеет значения – оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие – появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования. Согласно Скиннеру, любое адекватное описание взаимодействия между организмом и окружающей его средой должно содержать определение трех элементов: а) ситуации, в которой имеет место данная реакция; б) самого ответа и в) подкрепляющих последствий.

То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий – от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннер называл «подкреплением». Поведение, которое наказывается (штрафуется), т.е. ведет к неприятным последствиям, не исчезает, а видоизменяется неожиданным образом. Человек вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание. По мнению Скиннера, наказание – спорный способ отучить от нежелательного поведения. Образцы поведения (операнты), вслед за которыми сразу следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Эту закономерность Скиннер назвал «законом выгоды (приобретения)» – первым законом оперантного научения.

· Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает пищу.

· Голубь в клетке, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть его. Но если сразу вслед за этим он получит пищу, то этот оперант (действие в расчете на успех) будет чаще встречаться в будущем.

· Человек, которого вкусно накормят в одном из ресторанов города, будет чаще ходить в этот ресторан, даже если он довольно далеко расположен от дома.

Если перед терапевтом или учителем встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то надо создать позитивные последствия (подкрепления) «целевого» поведения, т.е. поведения, с которым мы бы хотели чаще встречаться впредь.

Виды подкреплений.

 Систематическое подкрепление с фиксированным промежутком времени возникает тогда, когда подкрепление (например, пища или зарплата) выдается через одинаковые промежутки времени. Этот тип подкрепления не лучший: целевое поведение повторяется редко, а по мере увеличения промежутка времени между подкреплениями его влияние уменьшается (чем реже выдается пища или зарплата, тем реже проявляется обусловленное поведение).

Систематическое подкрепление с фиксированной частотой подкрепления дается после того, как целевое поведение повторится некоторое число раз. При этой схеме подкрепления (напоминающей сдельную оплату труда) целевое поведение повторяется значительно чаще и интенсивней.

Несистематическое подкрепление – подкрепление происходит в случайном порядке (через разные промежутки времени и вне всякой связи с частотой целевого поведения), дает наиболее стабильные результаты.

Поэтапное (дифференцированное) подкрепление – подкрепления отдельных шагов, лишь отдаленно напоминающих целевое поведение. Процесс обучения сложным навыкам поведения с использованием поэтапного подкрепления называют последовательным приближением.

Скиннер иллюстрирует использование поэтапного подкрепления на примере дрессировки животных. Как-то с сотрудниками Скиннер решил научить голубя игре в кегли. Для голубя оборудовали маленький кегельбан, но подкреплять оказалось нечего – голубь никак не хотел катить шар в направлении кеглей. Тогда решено было подкреплять любой удар по шару, а когда голубь это освоил, дифференцированно подкреплять только удары в направлении кеглей. Постепенно, последовательно подкрепляя наиболее удачные удары, удалось добиться от голубя довольно сносной игры.

В своей книге «Вербальное поведение» (Skinner, 1957) Скиннер пишет, что практически все родители сначала ведут себя как первоклассные бихевиористы – они не ждут от своего ребенка правильно построенных в лексическом и грамматическом отношении фраз, они подкрепляют те звуки ребенка, которые лишь приблизительно напоминают грамотную речь. Ребенок произносит звук, лишь отдаленно напоминающий фразу «Мама, я хочу с тобой поиграть», но вслед за этим следует не штраф, а подкрепление - появляется мама, она улыбается, обнимает ребенка, дает ему сладости. Постепенно речь ребенка улучшается, и усвоение правил грамматики происходит как бы само собой.

Сфера возможного применения психологии скиннеровского оперантного научения очень велика. Основными сферами применения явились:

– психофармакология, или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение;

– образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе;

– психолингвистика и формирование вербального поведения;

– промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих;

– практика психологической помощи – психологическое консультирование, психотерапия, лечение психологических проблем (например, неврозы, алкоголизм, наркомания, депрессия, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства сна, питания).

Джозеф Вольпе (1915–1997) образование получил в Йоханнесбурге. В период Второй мировой войны служил в Южноафриканском Медицинском корпусе. Отсутствие эффекта от обычного лечения «военных» неврозов стимулировало его интерес к психологии. В конце 1940 гг. Вольпе провел лабораторный эксперимент, в ходе которого изучалось поведение кошек. В результате был разработан метод, основанный на реципрокном торможении. Данный метод был предназначен для разобусловливания невротических реакций страха.

Реципрокное торможение предполагает выявление конкурирующей реакции с целью ослабления одновременно развертывающейся реакции. Его книга «Психотерапия реципрокным торможением» наделала много шуму в начале 1960 гг. и явилась главным стимулом к активной разработке поведенческих подходов в клинической и консультационной психологии. Вольпе определил терапию поведения как терапию обусловливания, подразумевающую использование сформулированных в процессе экспериментирования принципов научения с целью изменения неадекватного поведения. Неадаптивные привычки ослабляются и устраняются; адаптивные привычки, наоборот, вводятся и усиливаются. Подход Вольпе к поведенческому консультированию основан в значительной мере на классическом обусловливании.

Альберт Бандура (1925–1988) – автор теории социального научения и теории самоэффективности. Считал, что новые формы возникают в результате того, что люди копируют то, что видят вокруг себя. У всех в той или иной степени присутствует инстинкт подражания, заставляющий копировать наблюдаемое поведение в играх и повседневной жизни. Человек копирует поведение родителей и близких людей, одноклассников и учителей, телевизионных героев, начальства и политиков, супругов.

Механизмы подражания и копирования в социальной среде с одной стороны поддерживают ее постоянство и экономят время, которое бы было потрачено на научение методом проб и ошибок, с другой – способствуют изменению среды за счет появления новых «модных», часто встречающихся форм поведения. Копируется любое воспринятое, доступное и привлекательное поведение: болезненное, агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровое, просоциальное и альтруистичное.

В одном из экспериментов Бандуры актер в присутствии детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо, те вели себя по отношению к ней схожим образом. Агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы. В другом эксперименте дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Актер играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже – в терапевтических и образовательных. Бандура, в отличие от Скиннера, считает, что наблюдение за тем, как другой человек получает подкрепление (или наказание), также существенным образом может влиять на воспроизводимость образцов поведения. Наблюдаемое поведение откладывается в памяти и создает внутренний шаблон, который затем воспроизводится. То, как часто будет воспроизводиться скопированное поведение и будет ли оно воспроизводиться вообще, зависит от влияний среды, от подкреплений и наказаний, которые будут с этим поведением связаны. Если наблюдаемое поведение приводит к очевидному подкреплению, то вероятность повторения копируемого поведения возрастает.

Теория самоэффективности Альберта Бандуры. Самоэффективность – это ожидания в отношении собственной эффективности, вера (или неверие) в собственную эффективность, убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет (не сможет) продемонстрировать удачное поведение, т.е. поведенческую компетентность (некомпетентность).

Причиной многих психических и поведенческих расстройств может быть низкая самоэффективность. Для психического здоровья важны не столько объективные результаты сами по себе, сколько их интерпретация конкретным человеком и ожидания успеха, положительных результатов собственных действий. По мнению Бандуры, существенной характеристикой многих психических заболеваний является недостаток доверия собственным поведенческим способностям, а также способностям переживания. Многие заболевания сопровождаются недооценкой или неверной оценкой собственных способностей и поведенческих навыков. Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит самоэффективность. Если же самоэффективность высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

В своем концепте ожиданий Бандура различает ожидание эффективности (efficacy expectation) и ожидание результатов (outcome expectation). Ожидание результатов он определяет как оценку человеком того, что определенное поведение приведет к определенным результатам. Ожидание эффективности означает оценку того, в какой степени он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Различие состоит в том, что индивид может полагать, что некоторая реакция может привести или наверняка приведет к желательному результату (ожидание результатов), но не верить в то, что он сам в состоянии совершить это поведение.

На формирование самоэффективности влияют четыре обстоятельства: 1) наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения; 2) опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели); 3) высказываемые другими убеждения – вербальное подкрепление или наказание; 4) физическое, психологическое, эмоциональное состояние (человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях – и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей).

Свои исследования Бандура проводил в клинике, проводя терапию больных с классическими фобиями – страхом змей, пауков, высоты. Однако множество последователей Бандуры в разных странах мира убедительно доказали, что представления Бандуры о том, что когнитивные факторы, и в первую очередь – самоэффективность, могут в существенной мере управлять поведением, легко можно перенести из области клинической терапии – терапии классических фобий – в сферу регуляции социального поведения. Отсутствие самоэффективности может быть существенным тормозом формирования социальной компетентности и формирования активности человека. При определенных обстоятельствах недостаток самоэффективности становится причиной невротических нарушений.

Рассмотрим основные идеи бихевиоризма применительно к поведенческому консультированию.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 318.