Основные разделы и категории концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.«Формула АВС-схема». Суть теоретической концепции выражается моделью АВС, где:

– А – activating event – активирующее событие;

– B – belief system – система убеждений;

– C – emotional consequences – эмоциональные (и поведенческие) неадекватные последствия.

На феноменальном уровне кажется, что активирующее событие (А) вызывает эмоциональные и поведенческие последствия (С), т.е. С следует за А. На самом же деле С возникает под влиянием В – системы убеждений, служащих мостом между А и С, которые не осознаются человеком. Эта «пустота» в сознании человека может быть заполнена иррациональными мыслями, возникшими на основе неадаптивных убеждений.

Эта модель означает, что любое актуальное событие воспринимается сквозь фильтр прошлого опыта и убеждений. Главное дополнение, которое А. Эллис вносит в когнитивную модель аффективных и поведенческих расстройств, состоит в утверждении решающей роли в возникновении этих расстройств догматического, абсолютистского мышления. Оно возлагает на человека бессмысленные иррациональные обязанности.

Эмоциональная реакция всегда возникает как ответ не столько на реальное событие, сколько на то, как мы его интерпретируем. Предположим, учитель, ведущий урок, видит, что ученик постоянно отвлекается, зевает, занимается посторонними делами. Учитель может подумать: «Он должен меня слушать, быть внимательным, сдержанным, вежливым. Он сознательно нарушает дисциплину и демонстрирует неуважение ко мне. Он ведет себя неправильно. Он виноват, и должен быть наказан…» То же самое поведение ученика может вызвать другой поток мыслей: «Его внимание ослаблено, он не в состоянии сосредоточиться. Мне бы хотелось управлять его вниманием, но пока это не удается. Я что-нибудь придумаю…» Очевидно, что в первом случае более вероятна негативная эмоциональная реакция, и что эмоции вызваны не самой ситуацией, а мыслями по поводу ситуации.

Также люди, которые сталкиваются с таким активизирующим событием (А), как потеря одобрения, могут воспринимать его как несерьезную обиду, если у них имеется следующее убеждение (В): «Я предпочитаю, чтобы меня одобряли, но это не обязательно». Однако люди могут воспринимать то же самое событие (А) как безжалостное преднамеренное оскорбление, если они имеют такое убеждение (В): «Меня должны одобрять, в противном случае я ничего не стою!»

При применении РЭПТ терапевты не тратят много времени на сбор информации о прошлом клиента, хотя в начале терапии они могут попросить его заполнить формы, разработанные для оценки того, какие иррациональные идеи клиент спонтанно подтверждает. Обычно клиентов просят описать основную проблему(ы). Уже в ходе описания проблемы РЭПТ-терапевт вмешивается, чтобы разбить рассказ на компоненты АВС. Если клиент начинает с описания «А» (активирующего события), то терапевт спрашивает его о «С» (эмоциональных и/или поведенческих реакциях). Если же клиент начинает с рассказа о «С», терапевт просит кратко описать «А».

Впоследствии Эллис расширил формулу, добавив в нее еще два элемента:

– D – последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки;

– Е – завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное). Следующий пример иллюстрирует, как работает модель ABCDE.

A. Несчастье или проблема: друг на 45 минут опаздывает к обеду.

B. Иррациональное убеждение: я уверен, что случилось что-то ужасное. (В моём воображении всплывает ужасная картина истекающего кровью друга, умирающего в искорёженном автомобиле.)

C. Эмоциональные и поведенческие последствия: страх, трясущиеся руки, обморок.

D. Обсуждение иррационального убеждения: где свидетельства того, что случилось что-то ужасное? Ответ прост: таких доказательств нет. Вывод также прост: гораздо умнее будет принять идею, что мои страшные мысли, возможно, не имеют ничего общего с фактами.

E. Результатом является новый, рациональный взгляд на ситуацию: друг может быть выехал с опозданием или попал в автокатастрофу, но поскольку причины его опоздания неизвестны, наилучшее в этой ситуации – воздержаться от выводов относительно того, что случилось.

Когниции (мысли).

Эллис выделил два типа когниций: дескриптивные и оценочные.

Дескриптивные когниции – мысли, которые содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это «чистая» информация о реальности. Например: «Человек идет на почту».

Оценочные когниции – мысли, которые отражают отношение человека к этой реальности, могут быть иррациональными и рациональными.

Иррациональные оценочные когниции (убеждения) – выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо» и т.д.; ведут к негативным эмоциям (депрессии, тревоге, вине, гневу), которые серьезно препятствуют осуществлению целей. Например: «Люди должны одобрять меня». Обычно иррациональные установки не соответствуют реальности, как по силе, так и по качеству этого предписания. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям.

Рациональные (разумные) оценочные когниции – мысли (убеждения), выражающиеся в форме «желаний», «предпочтений», «предрасположенности» или «неприязни». Являются гибкими и не мешают претворению в жизнь основных целей и задач. Например: «Мне нравится, когда люди меня одобряют… (но они не обязаны это делать)». Эта система имеет вероятностный характер, выражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий. Рациональной системе установок соответствует умеренная сила эмоций. Они не захватывают человека надолго, не блокируют его деятельность, не мешают достижению целей. 

С точки зрения РЭПТ, не сами по себе объективные события вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие событий, их оценка. Возникновение психологических проблем у пациента связано с функционированием иррациональных установок. Эллис выделил 4 наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1) катастрофические установки (установки преувеличения) – отдельные события жизни оцениваются как катастрофические, хотя таковыми не являются, проявляются в высказываниях в виде оценок, выраженных в крайней степени: «ужасно», «невыносимо» и т.п. («Будет ужасно, если…; А вдруг…; Ужасно остаться одному на старости лет»);

2) установки долженствования – убежденность в том, что в мире существуют некие принципы, которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы («Мир должен быть справедливым; Люди должны быть честными; Я должен быть решительнее…; Он должен быть аккуратнее, внимательнее, добрее…»);

3) установки обязательной реализации своих потребностей – иррациональное убеждение в том, что, для того чтобы стать счастливым, человек должен обладать определенными качествами («Я обязан добиться…»; «Я должен быть на высоте в моей профессии, иначе я ничего не стою»);

4) оценочные установки – оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества и поступки, отдельный аспект отождествляется с человеком в целом.

Губительному мышлению Эллис противопоставляет «разумные рассуждения»: в их основе лежат убеждения, отражающие аксиомы экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии: 1) все люди свободны; 2) все люди сами отвечают за свою жизнь; 3) все люди автономны.

Что это означает?

Свобода. Поскольку все люди свободны, никто не обязан поступать так, как вам хочется. Слова «должен, обязан» приемлемы только в очень ограниченных случаях. Человек должен выполнять обязательства, которые он дал (например, взял в долг деньги и обещал вернуть, заключил контракт, дал обещание), но не должен нарушать основные права других людей: право на жизнь, право на свободу и право на собственность. В остальных случаях слово «должен» не является абсолютно правомерным. Более верно сказать по отношению к поведению другого человека: «Я ожидал, что она…», «Мне хочется, чтобы он…», «Я бы предпочел, чтобы…»

Ответственность. Разумно рассуждающий человек использует формулировки, подчеркивающие, что все произошло так, а не иначе, потому, что он позволил этому произойти. «Я предпочел обидеться…» вместо «Меня обидели…»; «Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем» вместо «Он – упрямый осел».

Один из наиболее часто встречающихся шаблонов обвиняющего мышления основан на вере в то, что один человек может непосредственно вызвать какие-либо чувства в другом человеке: «Он меня злит (бесит, обижает, расстраивает)». Этому ложному убеждению противопоставляется идея ответственности за свои чувства: «Он хотел меня (взбесить, обидеть, унизить…), и я поддался (не поддался)».

Человек обвиняющий подчеркивает ответственность других, себя представляет жертвой, а свое поведение вынужденным. Принятие ответственности предполагает акцент на имевшемся выборе: «У меня были варианты, но я предпочел (предпочитаю)…»

Автономия. Принцип автономии предполагает, что между людьми существуют границы. Разные люди имеют разные мнения, оценки, чувства по отношению к одним и тем же вещам. Если мы требуем, чтобы другие имели сходные взгляды или вели себя в соответствии с нашими желаниями, мы вторгаемся в автономию другого.

Для вторжения в жизнь другого человека есть только два оправдывающих основания: 1) мы обязаны управлять поведением другого и несем юридическую ответственность за его поведение, в то время как он такой ответственности не несет; 2) если другой своим поведением нарушает нашу автономию, наши основные права (на жизнь, на здоровье, на свободу, на собственность), у нас есть все основания защищаться.

Нарушение автономии другого иногда обосновывается тем, что он своим поведением наносит себе вред (неправильно питается, курит и др.). Разумные рассуждения подсказывают, что любой человек вправе распоряжаться своей жизнью и здоровьем, тем более когда это не задевает права других. Более разумным было бы констатировать факт: «Мне хотелось бы, чтобы он…», «Я бы предпочел, чтобы ты…, потому, что…»

3. «Кодекс невротика» – комплекс ошибочных иррациональных суждений, стремление к выполнению которых ведет к психологическим проблемам. Характерной чертой этих убеждений является их ложный характер, они наносят реальный вред человеку, так как приводят к дезадаптации и разрушающим переживаниям. Альберт Эллис выявил 12 представлений, бытующих в западной культуре, весьма распространенных и все же крайне нелепых, сбивающих с толку. Он назвал их «блокирующими установками сознания». Принимая какое-либо решение, человек неизбежно прокручивает в голове установки, заложенные в нём. Рассмотрим их.

1. Все должны меня любить и одобрять все, что я делаю. Ожидать этого – значит подвергаться необъяснимому беспокойству, огорчениям, особенно если мы замечаем, что кто-то нас не любит или не одобряет наших дел. Очевидно, придерживаться такой точки зрения глупо, потому что никто не может удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, заслуживая их одобрения, раздражает других.

Более того, стараясь заслужить любовь всех окружающих, можно утратить самостоятельность, уверенность в себе, целостность и глубину. Так как, для того чтобы нравиться всем, надо постоянно улавливать чувства других людей, чтобы улучшить их отношение к себе. Все же лучше активно искать людей, с которыми вас объединяли бы общие занятия и взгляды, чтобы общаться было интересно. Лучше тратить свои силы на общение с настоящими друзьями, чем на попытки угодить всем и каждому. Лучше оставаться верным самому себе, стремясь к любви, творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей. Если человек таков, то кто-то может любить или не любить его, но вряд ли это станет сильно его заботить. И тогда у него появится больше настоящих друзей, его не будет точить изнуряющая и бесплодная тревога.

2. Человек должен быть прекрасным и добиваться успеха в любой области, быть безупречным во всех отношениях. Очевидно, быть совершенным во всем невозможно. Тот, кто ставит перед собой такую цель, обречен на бесконечные терзания и тревожные мысли по поводу прошлых и возможных неудач. Даже когда окружающие признают такого человека самым талантливым в какой-то области, он постоянно беспокоится из-за того, что завтра, быть может, утратит это положение. Люди с такими иррациональными представлениями могут многого добиться в жизни, но обычно то, как они достигают успеха, отчуждает от них окружающих.

Многие, находясь в плену завышенных требований к себе, так и не добиваются того, чего хотели. Ведь нельзя же добиться (мало кому удавалось) чего-то сверхъестественного (сверхчеловеческого). Конечно, нужно стремиться к вершинам, к плодотворной деятельности во имя прогресса, познания, развития. Но важно и сознавать, что любого человека будут постигать неудачи, он не убережется от промахов и будет зависеть от самых разных ограничений. Важно хорошо делать то, за что беремся, усваивать уроки, которые нам дает сама жизнь. Это действительно спросится с нас.

3. Некоторые поступки ошибочны, и тот, кто их совершает, должен строго наказываться. Многое из того, что делают другие, сами бы мы не стали делать, и, наоборот, что-то из того, что бы нам хотелось, они не делают. Однако нельзя из-за этого считать их плохими людьми. Простое порицание ничего хорошего не даст. Преследование их тоже приносит мало пользы, а часто только вред. Анализируя причины поведения других, стоит взглянуть на дело с их точки зрения; чтобы понять смысл поведения, нужно посмотреть на ситуацию с позиций этих людей, и тогда во многих случаях их поведение станет объяснимым.

Если человек сделал что-то плохое (по крайней мере, с вашей точки зрения), это может случиться и по его глупости, неведению, под влиянием эмоций. Поэтому мы должны терпимо отнестись к этому, постараться просветить, помочь изменить поведение в нужном направлении. От этого выиграют все.

Так же нужно относиться и к себе. Если кому-то не нравится то, что вы делаете, может быть, и не стоит из-за этого волноваться. Просто надо признать, что с позиции окружающих ваше поведение может казаться неправильным, неуместным. Стоит ли винить вас за это? И надо ли из-за этого впадать в уныние?

Разумнее обсудить точки зрения, сопоставить их и посмотреть, можно ли научиться чему-то полезному. В конфликте какая-то из сторон или, может быть, обе они изменят свою позицию, а может быть, обнаружится, что найти согласие невозможно, но все равно такой подход выигрышнее, чем взаимная вражда и взаимные обвинения, в результате которых проигрывают обе стороны.

4. Ужасно, когда что-то получается не так, как хочется. Очень часто мы думаем именно так, исходя из иллюзии, что мир и все происходящее должны быть такими, чтобы нам нравилось. Порой нас глубоко задевают любые проявления того, что не подтверждает такого ожидания.

Однако не может быть так, чтобы все складывалось к удовольствию каждого. Неумолимый закон жизни состоит в том, что мир не создан для нашего удовольствия, для того, чтобы все вращалось вокруг нас. Поэтому надо смириться с тем, что он, а также та его часть, в которой мы живем, никогда не будут точно соответствовать нашим желаниям. И не нужно ожидать этого. Когда мы сталкиваемся с тем, что нам не очень нравится, стоит ли это воспринимать как личное оскорбление или как попытку подвергнуть нас унижению?

Единственное, что необходимо сделать, это сказать себе: «Да, это плохо» или «Мне это не нравится», чтобы затем попытаться конструктивно изменить или улучшить создавшееся положение. Мы часто втолковываем детям, что невозможно иметь все, что хочется. Но иногда, даже будучи взрослыми людьми, впадаем в ту же ошибку, но в более утонченной и завуалированной форме. А это только приводит к лишним расстройствам и волнениям.

5. Это ужасно, когда есть внешние события и обстоятельства, на которые мы не в силах повлиять. В 99 % случаев люди расстраиваются не из-за каких-то неприятных жизненных событий, а из-за того, что они так интерпретируют их для себя. Например, потеряв кошелек, вы можете из-за этого сильно расстроиться, разволноваться и впасть в уныние, хотя сама по себе утрата не столь невосполнима, а событие не угрожало жизни. Слишком сильно переживая по поводу случившегося, вы только преувеличиваете его последствия и усугубляете положение. Фактически мы сами себе вредим, так воспринимая случившееся. При разумном подходе подобное происшествие не должно вызывать стресса. Правильность такого отношения подтверждается тем, как мы реагируем, когда подобная история случается с кем-то другим, если он не в силах что-либо изменить: «Было бы это моей самой большой бедой». Эту истину не стоит забывать, когда случаются неприятности. Хотя повлиять на внешние события мы можем лишь в незначительной мере, овладеть анализом того, как следует реагировать на эти события, можно.

6. Возможная неприятность вызывает беспокойство, и пока опасность не пройдет, надо все время ожидать ее. Думать так неразумно, подобные мысли не способны предотвратить неприятности, они могут даже способствовать тому, чтобы она произошла. Беспокойство может настолько изматывать, что, когда неприятность случается, почти не остается сил для того, чтобы поправить дело. С другой стороны, значительное большинство неприятностей, по поводу которых мы успели напереживаться, так и не случается, а если случается, то все оказывается не таким страшным, каким рисовалось в воображении (у страха глаза велики).

Лучшее, что можно сделать в таком случае, – это встретить складывающуюся ситуацию во всеоружии. Важно попытаться обезопасить ситуацию, найти правильный выход. Излишнее волнение не принесет никакой пользы. Даже если произойдет худшее, следует реалистично признать, что это событие неприятно, нежелательно, и попытаться отвлечься от него. Нужно перестать думать, что каждая неприятность – это ужасная вещь и предвестник конца всему. Это не так.

7. Избегать жизненных трудностей и ответственности проще, чем брать их на себя и справляться с ними. Когда человек пытается устраниться от трудностей и от ответственности, он только создает себе многочисленные и более трудные проблемы в будущем. Лучше всего не прятаться, а взяться за их решение и при этом максимально проявить свои способности. Откладывание проблем будет только усиливать тревожность, депрессию и угрызения совести. И наоборот, решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь – это не отсутствие проблем, а их успешное решение.

8. Нам нужен кто-то сильнее, на кого можно положиться. Иногда нам может казаться, что жизнь немыслима без кого-то, но это не так. Жизнь все равно идет своим чередом независимо от того, есть с вами рядом этот человек или нет.

Надо развивать в себе самостоятельность, индивидуальность, цельность и возможности самовыражения. Тогда неудачи или потери кого-то из близких не станут губительными. Чрезмерная зависимость от другого человека может обкрадывать обоих, лишать их чего-то очень важного в жизни, вести к утрате уверенности в себе, возможности саморазвития.

Отчасти такая зависимость проявляется в чувстве обязанности за то, что сделано для нас. И, наоборот, за то, что сделано нами, вложено. Но все это неверно. Если мы хотим кому-то помочь, то должны делать это без всякой задней мысли, ничего не ожидая взамен, кроме (и это главное) удовлетворения, что мы сделали то, что хотелось. И тогда сами не должны считать себя обязанными другим при подобных обстоятельствах.

Нелепо страдать от того, что за нашу доброту с нами не расплатились или расплатились неполностью (Это, конечно, не относится к договорам, когда обе стороны заранее четко условливаются о требованиях друг к другу). Нужно стараться как можно больше отдать, чтобы, отдавая, получать. И отдавать просто потому, что хочется это сделать, ничего не ожидая взамен. Поступая таким образом, по большому счету, мы получаем обратно то, что отдаем.

9. То, что влияло на нас в прошлом, определяет наше поведение в настоящее время, и влияние прошлого невозможно преодолеть. Это совершенно неверно. Все же возможно изменить то, что было сформировано в детстве. Дело в том, что цель жизни каждого человека в отдельности – это его личностный рост и развитие. И мы никогда не перестаем изменяться.

Мы не такие, какими были 10 лет назад. Да и условия, в которых мы живем, тоже изменились. Важно учиться на прошлом опыте, а не быть чрезмерно привязанным к нему. То, что было необходимым и уместным в прошлом, может не годиться и не срабатывать теперь. Разумный человек развивается и совершенствует себя на протяжении всей жизни.

10. Для нас жизненно важно то, что делают другие. Надо приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении. В действительности жизнь и поведение других людей – это их личное дело и в целом не должно нас касаться. Мы не можем реально влиять на них и изменять сколько-нибудь существенно. Попытки повлиять на них обычно вызывают противодействие и только ухудшают ситуацию. В целом мы должны стремиться к предельной терпимости: жить и давать жить другим. На самом деле нас расстраивают наши собственные интерпретации и предложения, касающиеся поведения других людей.

Если кто-то просит помощи, ее надо оказать. Но мы не вправе навязывать свою помощь тому, кто в ней не нуждается. Если чье-то поведение отражается на нас, нужно обсудить это положение и найти приемлемое решение. Однако во многих случаях нужно учиться просто принимать ситуацию такой, как она есть. Важно понять, что у людей бывают недостатки, с которыми приходится мириться.

11. Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Как ужасно, если его не удастся найти. Думать так неразумно, так как большинство проблем имеет много решений и редко существует какое-то одно правильное решение. Каждое из возможных решений имеет свои преимущества и недостатки. Нам остается только выбрать одну из альтернатив и испробовать ее. Если выбранный способ не помогает, нужно испробовать новый.

Всякий раз мы должны пытаться подыскивать наилучшее решение в сложившихся обстоятельствах, и, если мы проведем это последовательно, наши дела пойдут наилучшим образом, а несчастья, скорее всего, не будут преследовать нас. Стремление же найти единственно возможное и исключительно правильное решение лишь терзает душу и часто приводит к выбору менее выигрышного (стратегически) варианта. Редко такие решения оказываются действительно наилучшими.

12. Контролировать свои эмоции невозможно – мы их жертвы. Ничего нельзя поделать со своими чувствами. В действительности существует немало способов управления своими эмоциональными состояниями. Если над этим специально работать, вполне можно добиться овладения своими чувствами, высвободиться из-под влияния неконтролируемых эмоций.

В заключение подчеркнем, что подобный анализ собственных и распространенных суждений, применение принципов рационального мышления помогают бороться с ненужной и бессмысленной тревожностью. Известно, что некоторым удается преодолевать подобные иррациональные представления и приходить к здравым суждениям в общении совместно в диалогах с друзьями и знакомыми. И в этом смысле общение играет профилактическую роль.

4. «Здоровые и нездоровые негативные эмоции». Озабоченность, грусть, сожаление, огорчение, раздражение называются в РЭПТ «здоровыми» негативными эмоциями, поскольку сопровождают рациональные оценки-предпочтения, принадлежащие «В», и способствуют возникновению у людей желания добиться изменения неблагоприятной ситуации «А» в лучшую сторону. Тревога, депрессия, вина, стыд/смущение, гнев – «нездоровые негативные эмоции», предположительно возникающие из иррациональных оценок-долженствований, имеющихся в «В». В отдельных случаях нездоровые «С» могут быть результатом внутренних биологических дефектов, как в случае эндогенной депрессии.

Для психологически здоровых людей характерны здоровые отрицательные эмоции, если их желания не будут исполняться. Эти эмоции предполагают конструктивные мотивационные тенденции, поскольку помогают людям устранить препятствия на пути к достижению цели, а также конструктивно изменить то, что не может быть реализовано.

А. Эллис перечисляет 15 механизмов, «помогающих людям противостоять благоприятным изменениям»:

– привычка мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально;

– склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальной инерции;

– желание получить удовольствие немедленно и любой ценой;

– совершение действий, приносящих очевидный вред (азартные игры, алкоголь);

– внушаемость, доверчивость и конформизм;

– тенденция поддаваться панике и подозрительности, вместо того чтобы быть внимательным и осторожным;

– склонность к чувству собственного величия;

– приверженность принципу «все или ничего»;

– нереалистическое мышление;

– желание тянуть время и избегать того, что не нравится;

– нежелание быть настойчивым;

– склонность к чрезмерным обобщениям и другим логическим ошибкам;

– бездумность и торопливость;

– склонность создавать эмоциональные и поведенческие проблемы, а потом обвинять себя в этом;

– талант догматического, абсолютистского, жесткого, антинаучного мышления.

5. Критерии психологического здоровья (характерные черты самоактуализирующихся людей). Теория РЭПТ говорит о том, что психологически здоровых индивидов отличает философия релятивизма, или философия «пожелания». Согласно этой философии, у людей имеется огромное множество различных желаний, мечтаний, целей, предпочтений и т.д., и если они не возводят эти неабсолютные ценности в ранг грандиозных догм и требований, у них будет меньше психологических проблем. Теория РЭПТ выдвигает ряд критериев психологического здоровья, и эти критерии таковы.

Личный интерес. Разумные и эмоционально здоровые люди прежде всего ценят собственные интересы, действуют в своих интересах, хотя готовы жертвовать ими до некоторой степени ради тех, кто для них небезразличен, интересы близких они ставят рядом со своими.

Социальный интерес. Заинтересованы в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании, поскольку предпочитают жить в группах или общинах, достаточно общительны и компетентны в общении, способны к сотрудничеству.

Самоуправление. Берут на себя первичную ответственность за свою жизнь. Им не безразлично отношение и одобрение окружающих, но они не поставят свою жизнь в зависимость от них.

Толерантность. Предоставляют себе и другим право ошибаться. Порицают поведение, а не отвергают личность.

Гибкость. Мыслят гибко, открыты новому, готовы к изменениям. Не разрабатывают жестких (ригидных) правил для себя и для других людей. Непредвзято относятся к разнообразию людей и точек зрения, изменяют представление о реальности на основе новой информации;

Принятие неуверенности. Признают, что наш мир нестабилен, в нем много случайностей. Склонны к поддержанию порядка, но не требуют его.

Обязательство. Имеют обязательства перед кем-то и чем-то. Максимально реализуют свои возможности и достигают счастья, испытывая постоянный всепоглощающий интерес к жизни.

Творческий потенциал и оригинальность. Проявляют склонность к новаторству, творчески подходят к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем.

Научное мышление. Рациональны и объективны, думая о каком-либо вопросе, придерживаются правил логики, используют научные методы, но и доверяют интуиции.

Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оценивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерное внимание тому, что думают о нем другие. Стараются получать удовольствие, а не демонстрировать себя.

Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.

Риск. Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого.

Перспективный гедонизм. В поисках счастья и уклонения от боли поддерживают баланс между перспективной и сиюминутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному получению вознаграждения.

Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, недостижимо; отказываются от нереалистичного стремления к полному счастью или полному отсутствию отрицательных эмоций, что не мешает им иметь идеалы и строить планы на будущее.

Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприятные условия, которые могут изменить, принимают те условия, которые не могут изменить, и видят различия между ними.

Собственная ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Берут на себя большую ответственность за свои негативные эмоции, а не обвиняют других людей или обстоятельства.


 П роцедуры и техники оказания психологической помощи


Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.