Шкала социального интереса (SIS – Social Interest Scale)[20] представляет собой список из 24 пар личностных качеств. В каждой паре испытуемый должен выбрать одно из качеств, промежуточные ответы не допускаются.
Инструкция: «Ниже приведены пары личностных качеств, или черт. В каждой паре подчеркните качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочли бы обладать как одной из ваших собственных характеристик. Рассмотрим, например, первую пару: одаренный воображением – рациональный. Если бы вы должны были выбирать, каким бы вы предпочли быть? Подчеркните в каждой паре ту характеристику, которую вы выбрали. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: ни одна пара не повторится».
Список личностных черт
«Я предпочел бы быть:
1. Одаренным воображением – Рациональным
2. Полезным – Сообразительным
3. Умелым – Сопереживающим другим
4. Уравновешенным – Продуктивным
5. Интеллектуальным – Деликатным
6. Надежным – Честолюбивым
7. Уважающим других – Оригинальным
8. Творческим – Здравомыслящим
9. Великодушным – Особенным
10. Ответственным – Оригинальным
11. Способным – Принимающим других
12. Заслуживающим доверия – Умудренным опытом
13. Умелым – Логически мыслящим
14. Прощающим других – Утонченным
15. Продуктивным – Уважающим других
16. Практичным – Уверенным в своих силах
17. Способным – Независимым
18. Энергичным – Способным сотрудничать
19. Одаренным воображением – Полезным
20. Реалистичным – Высоконравственным
21. Деликатным – Умудренным опытом
22. Сопереживающим другим – Особенным
23. Честолюбивым – Терпеливым
24. Трезвомыслящим – Сообразительным.
Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов в парах: 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 – по одному баллу начисляется за первую черту пары; в парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 – за вторую. Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13, 16, 17 и 24 являются буферными и баллы за ответы на них не начисляются.
Установлено, что у людей с высоким социальным интересом самооценка после неудачи в личностно значимых заданиях стабильнее и что для них более характерен внутренний локус контроля. Для людей с низким социальным интересом характерно более негативное отношение к собственным родителям и ранним переживаниям детства. По сравнению с теми, у кого более высокий социальный интерес, они преувеличивают значение прошлого опыта для своей нынешней жизни. Кроме того, Дж. Кренделл экспериментально доказал возможность ситуативного обусловливания колебаний социального интереса. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании, в период надвигающейся экзаменационной сессии и даже после воздействия на человека громким звуком.
3. Определите, есть ли у вас «Комплекс неполноценности»[21].
Этим названием обозначают эмоционально окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих возможности развития личности и мешающих испытывать чувства радости.
Комплекс неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других, он, например, может стать причиной отказа от любой конкурентной борьбы: экзамены, профессиональные конкурсы, бизнес и т.д. Этот комплекс порожден неуверенностью в своих достоинствах или способностях. «Не буду даже пробовать, все равно проиграю!» – убеждают себя жертвы этого комплекса.
Комплексы развиваются, как правило, у людей, которые по природе своей или по воспитанию склонны быть суровыми судьями. Они выносят себе суровый приговор (за «малый рост», «толстые ноги» и т.д.), но также постоянно осуждают и других.
С точки зрения психологии, та или иная самооценка самым прямым образом связана с вашим отношением к окружающему миру. Тот, то любит этот мир, любит и себя. А значит, если мы всегда критикуем других, то мы будем безжалостны и к себе. Безжалостность войдет в привычку, а затем станет комплексом. Никто практически не бывает доволен собой. Каждого что-то грызет, у каждого свои комплексы. Все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы что-то стоим.
А как обстоит дело с тобой? Для этого ответь на вопросы теста.
Инструкция. Прочтите каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер утверждения и количество очков за выбранный вариант ответа (количество очков указано рядом с вариантом ответа).
№ п/п | Начало утверждения | Вариант ответа | Балл |
1. | Люди меня не понимают | А) часто | 0 |
Б) редко | 3 | ||
В) такого не бывает | 5 | ||
2. | Чувствую себя «не в своей тарелке» | А) редко | 5 |
Б) все зависит от ситуации | 3 | ||
В) очень часто | 0 | ||
3. | Я оптимист | А) да | 5 |
Б) только в исключительных случаях | 3 | ||
В) нет | 0 | ||
4. | Радоваться чему попало, это | А) глупость | 0 |
Б) помогает пережить трудные минуты | 3 | ||
В) то, чему стоит поучиться | 5 | ||
5. | Я хотел бы иметь такие способности, как у других | А) да | 0 |
Б) временами | 3 | ||
В) нет, я обладаю более высокими способностями | 5 | ||
6. | У меня слишком много недостатков | А) это правда | 0 |
Б) это не мое мнение | 3 | ||
В) неправда | 5 | ||
7. | Жизнь прекрасна! | А) это действительно так | 5 |
Б) это слишком общее утверждение | 3 | ||
В) вовсе нет | 0 | ||
8. | Я чувствую себя ненужным | А) часто | 0 |
Б) временами | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
9. | Мои поступки окружающим непонятны | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
10. | Мне говорят, что я не оправдываю надежд | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) очень редко | 5 | ||
11. | У меня масса достоинств | А) да | 5 |
Б) все зависит от ситуации | 3 | ||
В) нет | 0 | ||
12. | Я пессимист | А) да | 0 |
Б) в исключительных случаях | 3 | ||
В) нет | 5 | ||
13. | Как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
14. | Жизнь – грустная штука | А) вообще, да | 0 |
Б) утверждение слишком общее | 3 | ||
В) это не так | 5 | ||
15. | «Смех – это здоровье» | А) банальное утверждение | 0 |
Б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях | 3 | ||
В) вовсе нет | 5 | ||
16. | Люди меня недооценивают | А) увы, это так | 0 |
Б) не придаю этому большого значения | 3 | ||
В) вовсе нет | 5 | ||
17. | Я сужу о других слишком сурово | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
18. | После полосы неудач всегда приходит успех | А) верю в это, хотя и знаю, что эта вера в чудеса | 5 |
Б) может и так, но научного подтверждения этому нет | 3 | ||
В) не верю в это, потому что это вера в чудеса | 0 | ||
19. | Я веду себя агрессивно | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
20. | Бываю одинок | А) очень редко | 5 |
Б) иногда | 3 | ||
В) слишком часто | 0 | ||
21. | Люди недоброжелательны | А) большинство | 0 |
Б) некоторые | 3 | ||
В) вовсе нет | 5 | ||
22. | Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь | А) потому что не знаю того, кому это удалось | 0 |
Б) иногда это удается | 3 | ||
В) это не так, я верю | 5 | ||
23. | Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
24. | Наверно, каждый человек недоволен своей внешностью | А) я думаю, да | 0 |
Б) наверное, иногда | 3 | ||
В) я так не думаю | 5 | ||
25. | Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) очень редко | 5 | ||
26. | Я люблю людей | А) да | 5 |
Б) утверждение слишком общее | 3 | ||
В) нет | 0 | ||
27. | Случается, я сомневаюсь в своих способностях | А) часто | 0 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 5 | ||
28. | Я доволен собой | А) часто | 5 |
Б) иногда | 3 | ||
В) редко | 0 | ||
29. | Считаю, что следует к себе быть более критичным, чем к другим людям | А) да | 0 |
Б) не знаю | 3 | ||
В) нет | 5 | ||
30. | Верю, что мне хватает сил реализовать свои жизненные планы | А) да | 5 |
Б) по-разному бывает | 3 | ||
В) нет | 0 |
Результаты теста
Внимание: если вы не набрали одинаковое количество очков (например: 0 и 0, 3 и 3, 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18; 9 и 25; 10 и 23; 12 и 22 – то общий результат теста можно считать случайным, недостоверным. Подсчитайте сумму набранных баллов.
0–40 очков – к сожалению, вы закомплексованы. О себе думаете негативными категориями, «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и к окружающему миру. И вы вдруг заметите, что и люди станут относиться к вам лучше, и почувствуете, что и вы сами, и люди вокруг вас станут лучше, добрее. И улыбнитесь – им и себе.
41–80 очков. У вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то они не очень мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову в песок – дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее! У вас хватит сил справиться с любыми проблемами.
81–130 очков – вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компаниях чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Совет: так держать!
131–150 очков – вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный вами мир и собственный образ далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того, чтобы с ними справляться или … чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае, ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей, существенно испортит вашу жизнь.
Тест для самопроверки
1. Согласно Адлеру, людьми с наиболее нарушенным поведением руководит…
А. Эго-конфликт.
Б. Архетип Злодея.
В. Стремление к превосходству.
Г. Кастрационная тревога.
2. Главной посылкой адлерианской психологии является представление…
А. О человеке как едином, неделимом и самосогласующемся целом.
Б. О противостоящей среде индивидуальности.
В. Об индивидуальном развитии как преодолении барьеров.
Г. О гомеостазе как ведущем принципе развития.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 356.