Сущностьконцепции | Одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии). |
Основные структурные компоненты и категории | 1. Базовые убеждения и автоматические мысли. 2. Когнитивные искажения. 3. Природа когнитивных схем, автоматических мыслей и когнитивных ошибок. 4. Когнитивные модели (профили) психопатологических расстройств. |
Понимание сущности человека | Личность формируется когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Каждый человек формирует собственную концепцию себя, других, мира и концепцию своего существования в мире. Когниции могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными (например, при депрессии). Неадаптивные когниции носят характер «автоматических мыслей». |
Базовые стремления личности | Избегание опасности и боли; стремление к безопасности и удовольствию. |
Причины психологических проблем | Эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства обусловлены аберрацией (искажением) мышления. Люди приобретают когнитивную уязвимость эволюционно, генетически, а также через детские травмы, негативное обращение в детстве, социальное научение и неадекватный опыт научения навыкам, помогающим справляться с ситуацией. К когнитивным искажениям (ошибкам) относятся: персонализация; дихотомическое мышление; выборочное абстрагирование (извлечение); произвольные умозаключения; сверхгенерализация; преувеличение (катастрофизация); туннельное зрение; пристрастные объяснения; наклеивание отрицательных ярлыков; чтение мыслей. |
Цель психологической помощи | Исправление ошибочной переработки информации и помощь клиентам в модификации убеждений, устранении систематических предубеждений в мышлении, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции. Задача терапии научить клиента 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) анализировать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменять ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок. |
Понятие психологического /психического здоровья, нормы | Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором правил (когнитивных схем), позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. |
Методы и техники психологической помощи | Выявление и идентификация автоматических мыслей, проверка реалистичности и корректировка автоматических мыслей, идентификация сопутствующих убеждений, изменение подспудных убеждений, поведенческие техники (планирование деятельности, проведение экспериментов, репетиция поведения и разыгрывание ролей) и др. |
Требования к личности психолога | Способность к установлению взаимного сотрудничества с клиентом – партнерству; эмпатия; конгруэнтность. |
Рекомендации и ограничения в применении | Используется для терапии: аффективных расстройств (за исключением биполярного психоза); невротических и соматоформных расстройств; поведенческих синдромов. Наиболее пригодна для людей со способностью к рефлексии и интроспекции, рассуждениям о своих мыслях и фантазиях, способностью фокусироваться на автоматических мыслях при достаточной воли к выздоровлению и принятии на себя ответственности за изменение мыслей, эмоций и поведения. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.