Основные разделы и категории концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие о поведении. С точки зрения идеологов бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно измерить и на которые можно воздействовать. Теоретически целями психологии считаются предсказание и контроль поведения. Поведение понимается как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Поведение человека, так же как и поведение животного, описывается жесткой системой «стимул – реакция» (S→R). В процессе эволюции у людей развились органы чувств, такие как глаза, кожа и внутренние органы, которые наиболее чувствительны к различным видам стимулов. Стимул, или предмет, который вызывает реакцию, может исходить как от объектов, находящихся во внешней окружающей среде, так и от внутренней среды (изменений, которые происходят в тканях различных органов). Стимулы могут быть безусловными, такие стимулы с рождения вызывают определенные реакции, например отвод или закрытие глаз при виде яркого света, однако большинство стимулов, на которые реагируют люди, являются условными, или приобретенными, например все напечатанные слова, на которые люди реагируют. Точно так же и реакции могут быть безусловными, как в приведенном выше примере с ярким светом, но очень часто они бывают обусловлены, например, в случае с двухлетним ребенком, который научился заменять пронзительные вопли при виде собаки смехом.

Первоначально все внутренние психологические звенья, все психологические феномены, опосредующие ответные реакции человека, сторонниками ортодоксального бихевиоризма игнорировались. Однако в дальнейшем бихевиоризм обращается и к этим процессам. Основная формула трансформируется в формулу «стимул – промежуточные переменные – реакция». В соответствии с этим стимулы стали обозначаться как независимые переменные, а реакции – как зависимые. Промежуточные переменные (медиаторы, посредники) – это те психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы.

2. Научение и управление поведением клиента. В самом общем виде научение – это процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения. Многое в поведении, связанном с психической болезнью, является выученным. Здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился в жизни. Невротический симптом рассматривается как неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения. Так, Скиннер полагал, что использование наказания в качестве средства управления обусловливает развитие многих характерных черт психической болезни, таких как избегание, или бегство, а также развитие эмоциональных побочных последствий. Однако исследователи отмечают, что формирование не всех видов нежелательного поведения обусловлено чрезмерным использованием наказания.

В соответствии с этим основная цель поведенческой психотерапии – редукция, устранение симптома, т.е. замена неадаптивных способов поведения на адаптивные, эталонные, нормативные, что достигается в процессе специального научения.

Классическое обусловливание и оперантное обусловливание – два единственно возможных вида обусловливания.

3. Теория условно-рефлекторного механизма возникновения новых страхов[23].

Теория условно-рефлекторного механизма возникновения новых страхов, не имеющих биологической подоплеки, в применении к человеку была развита и конкретизирована Джозефом Вольпе. Вольпе предположил, что существенную роль в невротических нарушениях поведения могут играть эмоциональные процессы, а именно – страх или тревожность, испытываемые человеком в определенных ситуациях.

Под неврозом Вольпе понимает обусловленный (т.е. выученный) страх, который становится причиной большинства форм неадаптивного поведения. Если удается найти способы снижения или полного угашения невротического страха, то избавление от него приводит и к устранению привычных поведенческих его проявлений, т.е. к излечению. Между страхом и тревожностью Вольпе не делает никакого различия, поскольку с психофизиологической точки зрения он никаких различий не обнаруживает.

Конечно, определенные формы страха (например, страх боли или отравления при работе с токсичными веществами) совершенно адаптивны как с биологической, так и с логической точки зрения. Но иногда в силу разных причин человек начинает бояться того, что само по себе никакой опасности не представляет, например боится публичного присутствия или ситуации, в которой ему придется представлять другим людям результаты своей деятельности. В этом случае возможности адаптации снижаются, человек начинает тратить слишком много усилий и не получает за это никакого вознаграждения.

Существует две причины и соответственно два вида невротического страха: классически (респондентно) обусловленный страх и страх когнитивного происхождения.

Респондентно обусловленный страх возникает при совпадении во времени источников врожденных страхов (боли, неожиданных громких звуков и т.д.) с некоторым условным стимулом. Особенностью такого рода страхов является то, что иногда они возникают в результате отдельного события. Например, человек может начать бояться управлять автомобилем после однажды случившейся с ним аварии.

Но чаще невротический страх появляется как результат ряда повторяющихся событий. Младенец безусловно пугается, например, громких и неожиданных звуков. Если эти звуки постоянно ассоциируются с визитами в дом гостей, то может возникнуть страх любого публичного присутствия. Прямое запугивание со стороны близких также может сыграть свою роль. Фраза «Вот придет милиционер и заберет тебя» при известной настойчивости и образности может впоследствии видоизмениться в страх авторитетов и начальства.

Страхи, возникающие в результате общения и нерациональных убеждений, Вольпе называет страхами когнитивного происхождения. Боязнь змей, пауков, сказочных персонажей может возникнуть просто оттого, что кто-либо рассказывает, как это страшно, или сам показывает примеры тревожного и боязливого поведения. Механизмом формирования таких социальных страхов служит механизм подражания и обучения на моделях. Ребенок или взрослый человек начинает бояться того, с чем сам непосредственно дела не имел, но чего боятся окружающие его люди (например, различных криминальных действий – обмана, ограбления, пожара и т.п.).

Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучиваются, автоматизируются, поддерживаются и воспроизводятся, распространяясь на смежные социальные ситуации.

Еще одним механизмом формирования социальных страхов может стать способность страхов иррадиировать, т.е. распространяться на схожие ситуации. Так, по механизму условного рефлекса страх боли может вызвать страх родителей, использующих телесные наказания в воспитательных целях, а затем страх родителей видоизменяется в результате иррадиации в страх начальства и страх критики. Возникший и закрепленный страх очень трудно устранить, поскольку, каждый раз, когда клиент оказывается в ситуации, вызывающей страх, этот страх возникает вновь.

Следует различать биологические и социальные, монотипные и множественные, комплексные страхи. К биологическим страхам относят те, которые так или иначе могут быть объяснены с точки зрения опасности для существования живого организма. К их числу относят страх боли, одиночества, страх, вызванный внезапным и непредсказуемым изменением ситуации.В процессе социализации, главным образом под влиянием родителей, у ребенка возникает еще одна группа страхов, которые относятся к ситуациям или социальным объектам, не имеющим прямого биологического значения. Страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия Вольпе называл социальным страхом. В своей работе Вольпе изучил большое количество различных социальных страхов. Некоторые из них встречались довольно часто. Это страх критики; страх быть отвергнутым; страх оказаться в центре внимания; страх показаться неполноценным; страх начальства; страх новых ситуаций; страх предъявлять претензии; страх не суметь отказать в требовании; страх сказать «нет».

Если в случае классических фобий мы довольно часто можем встретить выраженные монофобии, т.е. боязнь чего-то одного и определенного, то применительно к социальным страхам эти случаи довольно редки. Большинство социальных страхов имеют множественный характер, т.е. человек редко боится только начальства. Чаще всего вместе с этим он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания. Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что в конечном счете приводит к повышенной тревожности и невротизации.

Так или иначе, но пациенты с различного рода социальными страхами – биологическими или социальными, часто оказываются на приеме у психотерапевта.

Основой для терапевтических мероприятий стал принцип реципрокного торможения. Реципрокное торможение предполагает выявление конкурирующей реакции с целью ослабления одновременно развертывающейся реакции. Вольпе в эксперименте вызывал невротические страхи у котов и затем, используя принцип реципрокного торможения, снимал обусловливание так, что коты начинали есть в той самой клетке, где они незадолго до этого получали удары током. Вольпе предположил, что тревожность и неуверенность можно лечить, замещая страх в социальной ситуации другой, несовместимой со страхом, эмоцией или замещающим поведением. В качестве таких конкурирующих реакций выступали ассертивные реакции, реакции релаксации и сексуальные реакции.

Ассертивные реакции – поведение, направленное на напористое отстаивание своих прав и мнений. Например, человеку, который испытывал тревогу и скованность, каждый раз, когда он не получал справедливого вознаграждения за свой труд, предлагалось настойчиво потребовать этого вознаграждения. Если он начинал это делать, то через некоторое время переставал бояться соответствующих ситуаций.

Для терапии сексуальных расстройств Вольпе стал использовать сексуальное же возбуждение. Так, для терапии невротической (психогенной) импотенции Вольпе предлагал следующую схему: страдающий от импотенции мужчина должен был позволять себе действия, направленные на сексуальный контакт только тогда, когда партнер вызывал у него выраженный сексуальный интерес. Цель при этом не состояла в полноценном половом акте, цель состояла в самом общении с противоположным полом на фоне сексуального возбуждения. Постепенно общение, предполагающее секс, переставало вызывать тревожные и панические реакции.

Наконец, третьим замещающим стимулом в терапии Вольпе стала прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону. Обучая за 7–10 сеансов клиентов общей и дифференциальной релаксации, Вольпе предлагал им на фоне релаксации образно представить себе предметы и ситуации, которые вызывают у них тревогу, начиная с самых простых и нестрашных ситуаций и заканчивая очень страшными. Если клиентам удавалось несколько раз сохранить спокойствие, пройдя всю иерархию образов, то волнение исчезало. На следующем этапе клиентов учили расслаблять только те группы мышц, которые не заняты в действиях, и систематически практиковаться в дифференциальной релаксации в страшных и трудных ситуациях.

Помимо трех названных замещающих стимулов, Вольпе пишет и о других возможностях, например в качестве замещения он иногда использовал дыхательные упражнения, самоинструкции, конкурентное моторное поведение, приятные действия или стимулы, сладости (для детей), шутки и розыгрыши и т.д.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.