В рационально-эмотивно-поведенческой терапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа с клиентом включает несколько этапов.

Первый этап – прояснение параметров события (А), а также выявление системы оценки клиента, определяющей, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

Второй этап – идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С), выявление иррациональных и рациональных установок клиента (В).

Выявлению этих установок помогает признание клиентом «тирании долженствования» над собой, т.е. власти «надо», «необходимо», «должен», катастрофических установок. Разработаны несколько тестов, предназначенных для выявления иррациональных убеждений, например, «перечень иррациональных убеждений Джонса» (Irrational beliefs inventory of Jones).

Третий этап – реконструкция иррациональных установок и формирование рациональных установок. Терапевт учит отделять рациональные убеждения от иррациональных, оспаривать иррациональные убеждения, заменять их рациональными, принимать действительность, отказываться от перфекционизма. Основная когнитивная техника - опрос, целью которого является доказательство того, что иррациональные идеи не выдерживают критики. Применяется сократовский диалог и когнитивный диспут, в которых очень важна семантическая точность. Вопросы для обсуждения, которые должен задать себе клиент:

Какое убеждение я хочу обсудить и от какого отказаться?

Могу ли я рационально защитить это убеждение?

Какие доказательства его истинности существуют?

Какие доказательства его ошибочности существуют?

Почему это ужасно?

Почему я не могу это вынести?

Как это делает меня слабым?

Почему я считаю, что я всегда все буду делать плохо?

Каким новым рациональным эффективным убеждением я могу заменить мое иррациональное убеждение?

В работе с когнициями диагностическая формула АВС преобразуется в формулу АВСDE. Пример А. Эллиса.

А (событие): «Я ходил на собеседование и не получил работу».

В (иррациональные убеждения): «Мне не должны отказывать», «Как ужасно получить отказ!», «Я не перенесу этого!», «Этот отказ говорит о том, что я ничтожество!», «Я всегда неправильно держусь во время собеседования».

С (эмоциональные и поведенческие последствия): депрессия, тревога, гнев, плохое функционирование на других собеседованиях, отказ идти на другие собеседования.

D (дискуссия): «Почему мне не должны отказывать?», «Почему ужасно получить отказ?», «Почему этот отказ говорит о том, что я ничтожество?», «Почему я считаю, что я неправильно держусь во время собеседования?»

Е (эффективные рациональные убеждения): «Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее», «Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным», «Я могу выдержать отказ, хотя мне и не нравится получение отказа», «Отказ не говорит о том, что я ничтожество, а просто указывает на то, что у меня есть некоторые слабые черты», «Я не должен считать, что я всегда неправильно держусь при приеме на работу, тем более что я пробую учиться на своих ошибках».

 Эмоциональный эффект: «Я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным».

 Поведенческий эффект: «Я отправился на другие собеседования».

Четвертый этап – закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно.

Формы терапии. Рационально-эмотивная терапия проводится в индивидуальной форме, групповой форме («рациональный энкаунтер»), в супружеской и семейной терапии, в виде краткосрочного лечения.

Индивидуальная терапия проводится от 5 до 50 занятий один раз в неделю. Занятия начинаются с рассказа клиента о своих эмоциональных и поведенческих расстройствах (С). Терапевт выявляет активирующие события (А), помогает идентифицировать неадаптивные когниции (В), учит опровергать неадапивные убеждения, дает домашние задания. С помощью отчета о самопомощи выясняется, как клиент в течение недели использовал подходы рационально-эмотивной терапии.

 Групповая терапия: клиенты участвуют в ролевых играх, учатся взаимодействию с другими людьми, идут на вербальный и невербальный риск, учатся на опыте других. А. Эллисом разработан «рациональный энкаунтер» («группа встреч-столкновений» в форме марафона). Первые несколько часов отводятся тому, чтобы клиенты сблизились, делились интимными переживаниями, шли на риск, испытывали интенсивные чувства. Решение проблем умышленно избегается. Лишь после этого клиенты под руководством терапевта занимаются анализом эмоциональных и поведенческих проблем, разработкой стратегий их изменения путем изменения когниций.

Супружеская и семейная терапия. Терапевт показывает, что если даже претензии справедливы, то это не является поводом для возникновения эмоциональных и поведенческих расстройств. Терапевт обучает супругов и членов семьи компромиссам, терпимости и безусловному принятию. Работа главным образом направлена на ликвидацию враждебности членов семьи. Критерием успешности является их решение совместно работать над своими проблемами.

Краткосрочная терапия. Предназначена для ликвидации конкретной проблемы и состоит из 1–10 занятий, во время которых терапевт обучает клиента «А-В-С-методу». Клиент может активно пользоваться аудиозаписью «наставлений» терапевта. А. Эллис рекомендует 10–12 занятий. Существует большое количество специально написанных популярных книг, которые могут быть использованы при аутотерапии: «Новый путеводитель по рациональной жизни», «Рациональное консультирование для начинающих», «Как жить со страхом и без него», «Как жить с невротиком», «Путеводитель по успешной супружеской жизни», «Путеводитель по личному счастью», «Как решительно отказаться от того, чтобы делать себя несчастным по поводу всего – да, всего!»

Рационально-эмотивно-поведенческие консультанты не колеблясь открывают клиентам глаза на то, как те сами вносят вклад в собственное страдание. В ходе дискуссии они доказывают клиентам, что те мыслят нелогично, помогают им учиться самим замечать нелогичность своего мышления. Продолжительность сеансов, которые проводил Эллис, обычно составляла 30 минут. В большинстве случаев бывает достаточно 5-50 занятий.

Психокоррекционные техники

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. В пределах «АВС-модели» иррациональные убеждения могут быть прослежены когнитивно, эмоционально и поведенчески. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо «Я должен» – «Мне бы хотелось»; вместо «Будет ужасно, если…» – «Наверное, не совсем удобно будет, если…»

2. Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру, чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют на отношения с другими людьми.  Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничтожение.

3. Использование юмора. Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов и используют игру слов, шутки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающий язык, сленг, а иногда даже веселые непристойности. Например, Эллис сказал своему клиенту Роджеру, который боялся публичных выступлений: «Тебе действительно следует стыдиться того, что ты избегаешь выступать с речами в обществе. Любой другой человек в твоем возрасте говорит свободно и не чувствует тревоги. Какой ты уникальный тупица!» Использование таких методов, как побуждение клиентов петь самим себе рациональные юмористические песни и рссказывать забавные анекдоты, помогает бороться со склонностью клиентов воспринимать себя, других людей и мир в целом слишком серьезно.

4. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по «АВС-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций. При выполнении домашнего задания используются следующие техники.

Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят мысленно вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем представлять себя справляющимся со знанием дела с проблемами, которых он в настоящее время боится.

«Атака на страх». Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом, предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь. Клиентов просят выполнять задания, используя метод «наводнения», оставаясь в ситуациях, которые они воспринимают как крайне опасные, до тех пор, пока не увидят, что «опасность» эта в значительной степени воображаемая. Например, клиентам, которые боятся ездить на автобусах или поездах метро, рекомендуют начать ездить в общественном транспорте немедленно, по много раз в день, в часы пик, если именно этого они больше всего боятся.

Перечисление неудобств. Клиентов просят перечислить десять неудобств, связанных с уклонением от определенного вида поведения (например, от публичных выступлений), и ежедневно просматривать составленный список.

Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощряют клиентов записывать занятия и прослушивать сделанную запись.

Библиотерапия. Клиенту вменяется в обязанность чтение книг, посвященных оказанию самопомощи.

Кассеты, предназначенные для оказания самопомощи. Эллис выпустил массу аудио- и видеокассет, включая «Решение эмоциональных проблем», «Как быть счастливым и при этом человечным», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Многие клиенты считают эти кассеты весьма полезными.

 

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику рационально-эмотивной поведенческой терапии: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

2. Объясните название рационально-эмотивно-поведенческой терапии.

3. Каковы различия между дескриптивными и оценочными когнициями?

4. Приведите примеры иррациональных и рациональных суждений и лежащих в основе когниций (мыслей/установок).

5. В чем отличие формул ABC и ABCDE в рационально-эмотивно-поведенческой терапии Эллиса?

6. Какие из иррациональных убеждений кодекса невротика свойственны вам лично? Насколько убедительно для вас объяснение их иррациональности?

7. Предложите рациональные убеждения в противовес иррациональным.

8. В какой мере для вас характерны здоровые и нездоровые негативные эмоции?

9. Какие из характерных особенностей психологически здоровых людей свойственны вам лично, а какие нет.

10. Какое влияние, если таковое есть, оказывают теория и практика рационально-эмотивно-поведенческого консультирования на то, как вы консультируете?

 

Практикум по теме

1.  В следующих примерах описаны ситуации АВС, но во всех отсутствует В. Определите, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В[27].

1. Начальник Анатолия отчитал его за опоздание. После этого Анатолий чувствовал себя подавленным.

2. Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что посчитала, что она не действует.

3. У Катерины заболел живот. Ей стало страшно.

4. Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился.

5. Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.

6. Сергей был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время как он заполнял анкету.

2.  В представленном ниже примере выявите АВС клиентки[28]. Выделите цепочку умозаключений клиентки, дающих саморазрушительное «С». Каким страхом обусловлен гнев клиентки?

Терапевт. Так какое основное чувство вы испытывали в данной ситуации?

Клиентка. Полагаю, я была разозлена.

Терапевт. Разозлена чем?

Клиентка. Меня разозлило, что он не принес мне открытку ко Дню рождения.

Терапевт. И что же в этом спровоцировало ваш гнев?

Клиентка. Ну…он обещал помнить.

Терапевт. То есть потому, что он не сдержал обещание?

Клиентка. Я почувствовал, что безразлична ему.

Терапевт. Давайте на минутку допустим, что это так. Что в этом такого неприятного?

Клиентка. Он может бросить меня.

Терапевт. И если бы это произошло?

Клиентка. Я бы осталась одна.

Терапевт. И если бы вы остались одна?

Клиентка: Я бы этого не пережила.

Терапевт. Хорошо, давайте вернемся на минутку назад. Что бы вас больше всего расстроило – случай с открыткой, невыполненное обещание, безразличие вашего мужа, его уход или одиночество?

Клиентка. Конечно, одиночество.

 

3. На что направлено использование эмотивно-рациональной терапии (по Альберту Эллису) в нижеследующем примере[29]? Какие иррациональные убеждения свойственно клиенту? Какие приемы использует Эллис в работе с клиентом?

 

Молодой человек 23 лет сообщает во время лечебного сеанса, что он сильно угнетен, а почему, сам не знает. С помощью ряда вопросов удалось выявить главную проблему: последние два года клиент много пил, а на следующий после выпивки день регулярно должен был проводить учет материала в мастерской у стекольщика, у которого он в то время учился.

Клиент. Я знаю, что должен был бы проводить этот учет, не дожидаясь, когда находится слишком много работы, но я всегда откладывал это дело «на потом». Честно говоря, все это, я думаю, из-за того, что меня это занятие всегда сильно раздражало.

Эллис. Почему эта работа так сильно вас раздражала?

– Она скучная, мне она не нравилась.

– Итак, она скучная. Хороший довод, чтобы не любить работу, но не слишком хороший, чтобы раздражаться.

– Разве это не одно и то же?

– Никоим образом. «Не любить работу» соответствует установке, что «поскольку такая-то работа не доставляет мне удовольствие, мне не хочется ее выполнять. Это разумный образ мыслей. Раздражение же соответствует установке, что «поскольку мне работа не нравится, я не обязан ее выполнять». А эта мысль лишена смысла.

– Но разве так уж безрассудно раздражаться по поводу того, что тебе не нравится?

– Да, и по нескольким причинам. Прежде всего с чисто логической точки зрения нет никакого смысла говорить себе: «Поскольку эта работа мне не нравится, я не обязан ее выполнять». Вторая часть фразы не вытекает логически из первой. Это именно похоже на то, как если бы вы сказали себе: «Поскольку работа мне не нравится, другим людям и вообще всем на свете следует знать, что они не должны заставлять меня ее выполнять». Вторая часть фразы не вытекает логически из первой. Это немного похоже на то, как если бы вы сказали себе: «Поскольку работа мне не нравится, другим людям и вообще всем на свете следует знать, что они не должны заставлять меня ее выполнять». А эта мысль, разумеется, лишена всякого смысла. С какой стати у других людей должны быть насчет вас такие соображения? Может быть, и неплохо, чтобы они были, но откуда они возьмутся? Чтобы ваша мысль была логичной, нужно, чтобы весь мир и все населяющие его люди вертелись вокруг вас и всецело были бы озабочены вашей особой.

– Разве мне нужно так много? Мне кажется, что все, чего я хочу на своей работе – не проводить учета. Разве это много?

– Да. После того, что вы мне рассказали, это, безусловно, много. Учет входит в ваши обязанности, не так ли? Поэтому вы должны его проводить, чтобы сохранить свое место, тем более, если раньше вы мне сказали, что хотели бы сохранить это место по личным соображениям.

После долгих рассуждений в таком духе Эллис должен попытаться заставить молодого человека понять, что вещи, вызывающие досаду, неизбежны, и поэтому лучше принимать их неприятные стороны, не жалуясь.

Кроме того, он должен показать ему, что гораздо важнее пытаться делать в жизни то, что действительно интересно, чем одержимо заниматься какой-то другой деятельностью, которая вызывает раздражение и желание всеми путями избежать ее.

После 47 сеансов на протяжении двух лет молодой человек окажется в состоянии справиться со своими проблемами, завершить свое обучение и достичь высокого профессионального мастерства. Кроме того, он бросил пить, и, как он сам об этом скажет, займется приятной работой.

4. Актуализируйте по крайней мере две свои иррациональные установки:

а) относительно себя;

б) других;

в) условий, в которых вы живете.

5. Рассмотрите каждое из своих иррациональных убеждений и ответьте на следующие вопросы:

а) как вы приобрели это убеждение?

б) как вы сохраняете его?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.