История возникновения и развития когнитивной терапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жизнь ушла на то, чтобы доказать, что психотерапия работает.

А. Бек

Когнитивно-ориентированная терапия включает более 20 систем и модификаций, в основе которых лежат рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса и когнитивная терапия Аарона (Темкина, Тима) Бека. В рационально-эмотивной терапии А. Эллиса главной промежуточной переменной являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной терапии А. Бека определяющей переменной между стимулом и реакцией являются реалистичные и нереалистичные когниции. Оба автора признают связь когнитивных и эмоционально-поведенческих переменных при доминирующем значении первых. Соответственно, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные. А. Бек определяет когнитивную терапию как краткосрочный вид психотерапевтического воздействия для обнаружения и последующего исправления ригидно-устойчивой связи между привычными мыслительными ошибками и психопатологией. Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Беком независимо от А. Эллиса, который в 1950 гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление когнитивная психотерапия сформировалась позже – в 1960 гг.

Основатель когнитивной терапии Аарон Бек родился в 1921 г. в Провиденсе, штат Род-Айленд, США. В детстве у А. Бека развилась огромная тревога ко всему имеющему отношение к медицине после того, как ему пришлось часто посещать больницу из-за инфицированного перелома предплечья. У него появилась эфирофобия. «Я упорно пытался преодолеть тревогу, и в значительной мере мне это удалось. Позднее начал изучать медицину. Вероятно, это отчасти было своеобразной терапией моей медицинской фобии». Во время учебы он хотел стать неврологом, но в 1940 гг. соприкоснулся с психиатрией. Его охватило чувство безнадежности: тяжелые психиатрические пациенты тихо увядали по причине отсутствия подходящего для них лечения. «Их кололи до потери сознания, делали им электрошок, или они превращались в зомби в результате лоботомии. Я подумал, что должно быть что-то лучше, чем это».

После того как в 1942 г. он получил диплом с отличием, А. Бек начал медицинскую карьеру в Йельской школе медициы, которую закончил в 1946 г., получив степень доктора медицинских наук. В то время единственной альтернативой был психоанализ, при котором в ходе продолжительной по времени и частой терапии (пять раз в неделю) анализировалось формирование психики в детском возрасте. Бек, уже будучи психиатром, прошел и это. «Мои затраты были компенсированы. Мне было достаточно вести пару пациентов в течение нескольких лет, и проблем с доходом не было. Я получал достаточно средств, чтобы содержать семью». И все же помимо психоанализа, Бек начал экспериментировать с терапией, нацеленной на «здесь и сейчас», а не на детство пациента. Это была терапия, направленная на практическое решение конкретных проблем пациентов и сфокусированная на тех мыслях, которые были причиной нежелательных эмоций, поведения и чувств. «И это получилось. Пациенты, которым, как мне казалось, требовалась продолжительная терапия, через десять-двенадцать сеансов говорили мне «Спасибо, доктор, депрессия уже не так меня беспокоит. Дальше я уже могу обойтись самостоятельно». А я еще даже не дошел до их личности... Так что вместо получения гарантированного дохода я смотрел, как мои пациенты уходили после десяти сеансов терапии».

Бек понял, что у него в руках был важный метод терапии, и он начал ему обучать по месту работы в Университете штата Пенсильвания. Он разработал протокол стандартизованной терапии. «Но сам я никогда не был на 100 % уверен, что обучил студентов внимательно оценивать данные и собирать свидетельства и доказательства». Наконец в 1960 гг. его метод стал частью клинического исследования, в ходе которого сравнивалась эффективность психотерапии и фармакотерапии. К удивлению критически настроенных исследователей, которые хотели доказать, что доступные в то время лекарства были эффективнее психотерапии, результаты показали обратное. Сразу резко возрос интерес к его методу. Начались исследования эффективности когнитивной терапии при самых разных психических расстройствах, и резко возросло количество терапевтов, использовавших этот метод.

В 1954 г. А. Бек стал профессором психиатрии в Пенсильванском университете. С 1959 г. изучал психопатологию депрессии, самоубийств, тревожно-фобических и панических расстройств, алкоголизма, наркозависимости и расстройств личности. Аарон А. Бек и его сотрудники разработали известные диагностические тесты для измерения уровня депрессии и склонности к суицидальному поведению:

– шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory);

– шкалы суицидального мышления (Scale for Suicide Ideation);

– шкала суицидального намерения (Suicide Intent Scale);

– шкала безнадежности (Hopelessness Scale).

А. Беком опубликовано около 400 статей и 14 книг. В своих монографиях «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (Cognitive Therapy and Emotional Disorders, 1967) и «Когнитивная терапия депрессии» (Cognitive Therapy of Depression, 1979) А. Бек заявляет о когнитивной терапии как о принципиально новом подходе, отличающемся от традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии.

Только в 1970 гг. Бек разработал на основании бихевиоризма и условно-рефлекторного закрепления теорию, объясняющую действенность когнитивной поведенческой терапии. «Сейчас уже очевидно, что когнитивная поведенческая терапия помогает почти при всех психических расстройствах – при депрессии, тревоге, агрессии, личностных расстройствах. У меня иногда появлялось ощущение, что я подобен коммивояжеру, который продает некое универсальное средство. Какой-нибудь «змеиный жир…»

Когнитивная терапия А. Бека применяется в различных условиях (амбулаторных и клинических) и формах (индивидуальной, групповой, супружеской, семейной). Она используется как в краткосрочном варианте (например, 15–20 сеансов при лечении тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1–2 года в случае личностных расстройств). Когнитивная терапия изучается практически во всех центрах по обучению когнитивно-бихевиоральной терапии как один из важнейших современных подходов к лечению различных расстройств. Существуют также центры, в которых обучают исключительно когнитивной психотерапии А. Бека. Наиболее известным обучающим центром является Институт когнитивной терапии и исследований Бека в Филадельфии. Президентом центра является профессор А. Бек, директором Института – его дочь Дж. Бек, автор одного из наиболее популярных практических руководств по психотерапии.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 205.