Процедуры и техники оказания психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В индивидуальной психологии

Поведенческие нарушения, по поводу которых люди прибегают к помощи психолога, психотерапевта, разнообразны и многочисленны: например, тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение. И многие из них могут быть объяснены с позиций А. Адлера.

Согласно Адлеру, невроз – это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству, и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса. Невротический стиль жизни появляется в результате «трудного детства»: в раннем детстве невротики или перенесли физические страдания (например, вследствие неполноценности органа), или их чрезмерно опекали (чрезмерно балующее воспитание), или их отвергали (пренебрежение ребенком). Каждая из этих ситуаций детства благоприятствует развитию особенностей стиля жизни, свойственных невротикам: эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность.

Цель психокоррекции заключается в изменении стиля жизни, предполагающего выявление ошибочных суждений о себе и других; устранение ложных целей; формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал. Усиление социального интереса Адлер рассматривал как самую главную цель терапии. Как только пациент начнет общаться и сотрудничать с другими на равной основе, он излечен.

Этапы психологической помощи: 1) установление правильных отношений; 2) анализ и проработка личностной динамики клиента; 3) подбадривание; 4) поощрение развития самопонимания (инсайта); 5) помощь в переориентации.

На каждом этапе возможны свои техники психокоррекционной работы.

1. Установление правильных отношений – направлено на формирование соответствующих установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, эмоциональная поддержка. «Хорошие» терапевтические отношения – это дружественные отношения между равными. Оба, терапевт-адлерианец и пациент, сидят лицом друг к другу; их стулья находятся на одном уровне. Многие адлерианцы предпочитают работать без стола, поскольку дистанцирование и отделение могут порождать нежелательную психологическую атмосферу. Пациент принимает активную роль в терапии.

2. Анализ личностной динамики – направлен на понимание, осознание специфики жизни клиента. Понимание клиента достигается при обсуждении с ним таких тем, как воспоминания раннего детства, порядковая позиция в семье, заболевания, перенесенные в детстве, содержание сновидений, а также экзогенный фактор, спровоцировавший начало невроза.

Важное место уделяется опросу о целях жизни: «В чем вы видите свое предназначение?»; «Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?» и т.д. Для этого существуют специальные техники.

Опросник семейного созвездия содержит вопросы типа: «Как ваш отец относится к детям?»; «Кто был любимым ребенком в семье?»; «Каким ребенком вы были?». Цель подобных вопросов – получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов «Ранее воспоминание». Задаются примерно следующие вопросы: «Я бы хотел услышать о ваших самых первых детских воспоминаниях»; «Пожалуйста, расскажите что-нибудь об одном из первых ваших впечатлений». Число таких просьб ограничивается четырьмя. В ответах клиента фиксируют: доминирующую тему; повторяющуюся реакцию; позицию (участник или наблюдатель); одиночество или включенность в группу; центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Анализ сновидения. В адлерианском подходе отсутствует фиксированная символика. Большое значение уделяется детским снам. Сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетные ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт; 4) желание быть приятным. Для этого клиента просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. Задача консультанта – обеспечить осознание приоритета клиентом.

Подведение итогов. По каждой из предыдущих техник готовится резюме, которое обсуждается с клиентом. Смысл процедуры – нахождение главных ошибок в суждениях о мире. Это могут быть гиперобобщения типа: «Нет в жизни счастья»; неверие и неосуществимые цели, например: «Я хочу нравиться всем»; ошибочное восприятие жизненных требований, например: «Все несправедливы ко мне»; ощущение собственной основополагающей ценности типа: «Я – конченый человек»; мнимые ценности, например: «Главное – добиться своего, неважно, какой ценой».

3. Подбадривание. Выражается в признании личного мужества клиента, его духовных сил и главное – наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4. Поощрение инсайта. Задача – путем психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций, намеков, подсказок высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни.

5. Помощь в переориентации – заключительная стадия работы. Здесь используются специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

Антисуггестия (парадоксальная интенция). Техника состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

Действие «Если бы…». Данная психотехника основана на типичной жалобе: «Ах, если бы…». Клиенту предлагается действовать на протяжении определенного временного периода так, слово пожелание «если бы» осуществилось.

Постановка целей и принятие обязательств. Клиенту предлагается ставить краткосрочные достижимые цели. Если цель не осуществляется, то она пересматривается, в случае удачи принимаются более долгосрочные обязательства.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение с юмором, а не самообвинением в отношении себя.

«Нажатие кнопки». Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях сосредоточиться.

«Избегание плакунчика». Задача консультанта – не поддерживать привычной позиции клиента типа: «Меня никто не любит, никому я не нужен». Задача психолога поощрять здоровое зрелое поведение человека.

Адлеровская терапия представляет собой упражнения в сотрудничестве. Задача терапевта заключается в том, чтобы обучить пациента такому межличностному контакту с окружающими, который способствует перенесению пробудившихся у него социальных чувств на других людей. По мере постепенного повышения уровня социального интереса эгоистические цели заменяются полезными жизненными целями.

Важное значение А. Адлер придавал таким качествам личности терапевта, как эмпатия, интуиция, предположение. С помощью эмпатии (способность поставить себя на место пациента) можно достичь необходимого уровня интуитивного понимания ошибочного плана жизни пациента. Если картина не прояснялась, то тогда необходимо прибегать к предположениям, выдвигать гипотезы, которые по ходу можно уточнять. Большое значение Адлер придавал и экспрессии человека, его выразительному поведению (например, язык тела, выражение лица, походка, поза, жесты) и симптомам.

 

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику индивидуальной психологии А. Адлера: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель пихологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

2. Какие идеи А. Адлера являются актуальными и на сегодняшний день?

3. Как именно влияют на развитие личности следующие факторы: несовершенство органов, чрезмерная опека и пренебрежение со стороны родителей?

4. Чем отличается стремление к превосходству от комплекса превосходства?

5. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес является показателем психического здоровья? Если да, то почему? Если нет, то почему?

6. Каким образом влияет порядок рождения (позиция) ребенка на его последующий стиль жизни? Прокомментируйте свою порядковую позицию в семье.

7. Каковы способы псевдокомпенсации по Адлеру?

8. Перечислите этапы психологической помощи по Адлеру.

9. Каковы приоритетные жизненные ценности человека по Адлеру?

10. Назовите и охарактеризуйте основные процедуры и техники оказания психологической помощи в индивидуальной психологии А.Адлера.

 

Практикум по теме

Дата: 2018-12-21, просмотров: 272.