Основные разделы и категории концепции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными структурными компонентами концепции А. Адлера являются: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

1. Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности – ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой борьбы за превосходство. Например, люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы.

Компенсация – попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.

Однако ощущение неполноценности может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

2. Стремление к превосходству – стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала; выступает как мощная движущая сила, лежащая в основе поведения человека. Это стремление является общим для всех, в норме и патологии. Будучи неясным и в основном неосознаваемым в начале своего формирования в детские годы, со временем оно становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

В то же время превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, таких, которые борются за превосходство посредством эгоистического поведения и озабоченности достижения личной славы за счет других. Хорошо приспосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием других людей.

3. Стиль жизни – уникальное соединение личностных черт, способов поведения и привычек, обуславливающих неповторимую картину существования индивидуума, объясняет постоянство нашей жизни. Впервые термин «стиль жизни» Адлер использовал в 1926 г. Согласно А. Адлеру, стиль жизни проявляется в том, как человек решает три основные проблемы: 1) профессиональная проблема (как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех ограничениях земного мира); 2) проблема сотрудничества и дружбы (как найти такое место среди людей, чтобы можно было сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества); 3) проблема любви и супружества (как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни). Стиль жизни направлен на преодоление чувства неполноценности и упрочение чувства превосходства.

4. Социальный интерес – чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее, во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является критерием оценки психического здоровья человека. Наши жизни ценны только в той степени, в которой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех других. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство, поглощены своими интересами и самозащитой. Для диагностики социального интереса используются вопросники, шкалы наблюдения и проективные методы.

Люди, у которых наблюдается стремление к превосходству и нулевой или негативный социальный интерес, характеризуются псевдокомпенсационным жизненным стилем. При этом приставка «псевдо-» подчеркивает, что они стремятся к компенсации, но делают это не путем прямого преодоления проблем, а с помощью окольных способов. Среди способов псевдокомпенсации Адлер называл следующие.

«Уход в болезнь» – то, что в психоаналитических учениях считается вторичным выигрышем от симптома. Согласно Адлеру, любой симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества: а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем; б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими; в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.

«Уход в слабость». Слезы и жалобы – средства для того, чтобы разрушить сотрудничество и свести других людей до положения рабов. «Растяпы», «невезунчики», алкоголики, жертвы общей жестокости мира и черствости окружающих – все они ищут превосходства в том, что стараются доказать, как они слабы и несчастны.

«Леность», а также поиск «объективных» объяснений своего бездействия служат хорошим оправданием собственных неудач и отсутствия активности и инициативы в решении жизненных задач.

«Лживость» (хитрость, обман) также служит способом привлечения внимания к себе, компенсацией достижений.

«Жестокий тиран» мстит окружающему миру за невозможность беспрепятственно удовлетворять свои прихоти. И не обязательно в форме крайнего злодейства: это могут быть любовь к порядку и дисциплине, непримиримая борьба с разного рода оппонентами (научными, политическими, религиозными и т.п.), карьерное самоутверждение, разного рода азартные и рискованные игры.

«Комплекс превосходства» (гиперкомпенсация) – тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности, преодолевая тем самым чувство неполноценности. Выступает и как анестезия чувства недостаточности, и как психостимулятор, позволяющий индивиду оказывать значительное позитивное или негативное влияние на других. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (т.е. у него низкое о себе мнение); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Подобный тип псевдокомпенсации присущ многим учителям, вождям, гуру и т.п., однако неразвитость социального интереса делает любые их выдающиеся достижения бесполезными как для общества, так и для них самих.

«Самореклама» служит стремлению завоевать одобрение и признание окружающих. Таким индивидам требуется постоянное подтверждение их значимости со стороны других людей, а также поддержка и защита.

5.Творческое «Я» – концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность. Концепция творческого «Я» является высшим достижением Адлера как персонолога. Творческие способности расцветают в раннем детстве. Их присутствие дает человеку возможность создать свой собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью и окружением.

6. Порядок рождения – порядковая позиция индивидуума в семье (например, первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же условиях, у них все же нет идентичного социального окружения.

Первенец (старший ребенок), как правило, получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его привилегированного положения. Попытка отвоевать свое верховенство в семье оказывается бесполезной. В результате первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Самый старший ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

Второй (средний) ребенок с самого начала включается в соревнование со старшим братом или сестрой. В результате, темп его развития нередко оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Для него характерна ориентация на достижения.

Последний ребенок (самый младший) находится в самом уникальном положении: он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом; если родители ограничены в средствах, то у него практически нет ничего своего, ему приходится пользоваться вещами других; положение старших задает ему тон, в результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

7. Фикционный финализмтермин, предложенный А. Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой. Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Например, некоторые люди исходят в своей жизни из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогут достичь почти всего. Согласно Адлеру, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, – это вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход жизни, служат следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».

По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение в жизни человека. Фиктивная цель наполняет жизнь человека смыслом, помогает более эффективно разрешать жизненные проблемы.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Например: ипохондрик, который ведет себя так, как будто он действительно болен; человек, страдающий паранойей и действующий так, как будто его действительно преследуют; нацист, убежденный в превосходстве арийской расы над всеми остальными.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.