Процедуры и техники оказания психологической помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В аналитической психологии

Юнг предлагал линейную модель психотерапевтического процесса. В качестве первой стадии он выделял исповедование, признание, или катарсис. Вторую стадию – прояснение причин – он связывал с фрейдовским психоанализом. Третья стадия – обучение и воспитание – близка адлерианской терапии. Она направлена на лучшую адаптацию к повседневной реальности. Четвертая стадия – психическая трансформация, объект своего главного интереса – Юнг противопоставлял ее трем предыдущим. Однако ясно, что совершенно невозможно представить реальную терапию как последовательную смену стадий.

Число встреч, начиная от четырех в неделю, постепенно снижается до 1–2 часов в неделю, так пациент должен учиться идти своим путем. Одно из важнейших изменений в технике анализа, введенное Юнгом, относится к отказу от использования традиционной психоаналитической кушетки. Он предпочитал ситуацию «лицом к лицу», подчеркивая тем самым равенство позиций клиента и аналитика. Они открыты друг другу, в ситуации «лицом к лицу» хорошо заметны невербальные сигналы, пространство коммуникации становится плотным и многоуровневым.

Юнг предлагает 3 метода для достижения сферы бессознательного: метод направленных словесных ассоциаций, анализ сновидений и метод активного воображения.

Метод направленных словесных ассоциаций заключается в том, чтобы испытуемый как можно более быстро ответил на слово-стимул первым пришедшим ему в голову словом-ответом. Время каждой реакции фиксируется. В качестве слов-стимулов Юнг, в частности, использовал следующие (приведем список первых 30 формулировок из 100, специально подобранных К. Юнгом): 1) голова; 2) зеленый; 3) вода; 4) петь; 5) смерть; 6) длинный; 7) корабль; 8) платить; 9) окно; 10) дружелюбный; 11) готовить пищу; 12) спрашивать; 13) холодный; 14) ствол; 15) танцевать; 16) деревня; 17) озеро; 18) больной; 19) гордость; 20) готовить пищу; 21) чернила; 22) сердитый; 23) необходимый; 24) плавать; 25) путешествие; 26) голубой; 27) лампа; 28) грешить; 29) хлеб; 30) богатый.

Юнг описал 12 типов нарушения реакции: увеличение время реакции; реакция более чем одним словом; реакция, выраженная не словесно, а мимикой; неправильное воспроизведение; непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение и т.д. Например, Юнг описывает случай, когда пациент постоянно повторял слово «короткий» и повторял там, где его употребление не имело смысла. По опыту Юнг знал, что такие слова относятся к самому испытуемому либо к его ближайшему окружению. Юнг сделал вывод, что в данном случае речь идет о пациенте и что таким способом он пытается выразить что-то очень болезненное для себя. Этот пациент был очень маленького роста.

Нарушенные реакции рассматриваются как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально-окрашенных представлений. Под комплексом понимается сочетание ассоциаций травматического, болезненного или аффектированного характера. Комплекс, связанный с физиологическими реакциями и обладающий собственной энергией, имеет тенденцию «образовывать как бы маленькую личность». Бессознательное, таким образом, состоит из неопределенного (неизвестного) числа комплексов, или фрагментарных личностей, персонификация которых может стать патологическим условием. Юнг считал, что на продвинутых этапах достаточно одного-двух сеансов в неделю. Нормальными считались большие перерывы в анализе.

Анализ сновидений. Если по Фрейду, сон есть «искажение, которое маскирует оригинал», то, согласно Юнгу, сон ничего не скрывает, он сам по себе закончен и целостен. Сон выполняет компенсаторную функцию, является проявлением саморегуляции психической системы. Анализ сновидений открывает новые пути, которые помогают преодолеть устрашающий застой и вывести из него. Юнг выделяет два типа компенсаций. Первый наблюдается в отдельных сновидениях и компенсирует текущие односторонние установки Эго, направляя его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно заметить только в большой серии сновидений, в которой одноразовые компенсации организуются в целенаправленный комплекс индивидуации. Для понимания компенсации необходимо иметь представление о сознательной установке сновидца, личном контексте каждого образа сновидения. Для понимания процесса индивидуации, лежащего в основе компенсации, по мнению Юнга, необходимо также обладать познанием в области мифологии и фольклора, знанием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий.

К. Юнг вошел в историю науки анализом особенностей содержания сновидений, поиском в них архетипического смысла, исследованием случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. (Например, смерть родственника и одновременно тревожный сон; совпадения событий у близнецов, длительное время не имевших контактов друг с другом; проявление сверхинтуиции, как это было со шведским философом Сведенборгом, почувствовавшим на большом расстоянии пожар у себя в доме.) К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически. Они дают человеку доступ к абсолютному знанию.

Метод активного воображения

Юнг говорил об активном воображении как о погружении, проводимом в одиночестве и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Поэтому этот метод он предлагал пациентам как «домашнее задание».

Согласно Юнгу, комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения»). 

В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э. Тайлор в «Первобытной культуре». К. Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным. Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К. Юнга, – это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений.

Требования к личности аналитика. Согласно К. Юнгу, решающую роль в успехе психотерапии играют не столько узкоспециальные знания психолога, сколько степень развития его личности. Лечение – это не что иное, как обоюдное взаимовлияние, в котором врач играет такую же роль, как и пациент. Между врачом и пациентом действует некий невидимый фактор, который вызывает взаимную трансформацию. Более сильная и стабильная личность может решить исход этого процесса. Пациент тоже может «поглотить» врача, вопреки всем теориям и профессиональным намерениям последнего и обычно с ущербом для него. Юнг первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией. Согласно Юнгу, если кто-то верит в преодоление инфантильности, то он должен первым преодолеть собственную инфантильность. Другой верит в отреагирование всех аффектов, значит, он сам должен отреагировать все свои аффекты. Третий верит в полноту и примат сознания – так пусть сам предварительно отыщет его в себе. Юнг настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Он был одним из первых, кто использовал контрперенос (реакция переноса у психоаналитика по отношению к пациенту, когда психоаналитик реагирует на своего пациента так же, как на значимую личность в ранней истории своей жизни) как терапевтический инструмент и считал его важным источником информации для психолога. Юнг советовал приобретать как можно больше знаний и непрерывно работать над собой. Если аналитик способен видеть в каждом клиенте красоту, силу и величие его индивидуальности и понимать, что он призван помочь ему в самореализации, то все время нужно быть внимательным, чтобы в центре процесса находились именно эти внутренние потенциалы клиента, а не эгоцентрические потребности или собственные теории психоаналитика. Единственной теорией для аналитика является его искренняя, идущая от сердца жертвенная любовь – агапе в библейском смысле – и активное действенное сострадание людям, а его единственным инструментом является вся его личность: «…настоящая искренность, аутентичность и спонтанность юнгианского терапевта может родиться только из связи с глубинами собственного бытия., из контакта с его невидимым центром – Самостью, которая направляет весь процесс исцеления и является истинным главным героем происходящего»[17]. Аналитик – это не тот человек, который научит жить, спасет или вылечит. Прежде всего это близкий друг, с которым у клиента есть личные отношения, в участии, внимании и доброте которого он стопроцентно уверен.

 

Вопросы для повторения и самоанализа

1. Дайте общую характеристику аналитической психологии К.Юнга: сущность концепции, основные структурные компоненты и категории, понимание сущности человека, базовые стремления личности, причины психологических проблем, цель психологической помощи, понимание психологического\психического здоровья (нормы), методы и техники психологической помощи, требования к личности психолога, рекомендации и ограничения в применении.

2. Какова структура личности по К. Юнгу?

3. В чем различие между личным и коллективным бессознательным в теории К. Юнга?

4. Каковы функции различных архетипов?

5. Чем отличаются экстраверты от интровертов?

6. Какое значение придается самореализации в концепции Юнга?

7. Охарактеризуйте процедуры и техники оказания психологической помощи в аналитической психологии.

8. Каковы проявления нарушения реакций при использовании словесных ассоциаций в концепции Юнга?

9. Какое значение Юнг придавал сновидениям, творчеству?

10. В чем, по Юнгу, выражается реакция контрпереноса между аналитиком и пациентом?

Практикум по теме

1.  Прочтите отрывок из работы К. Юнга «Значение аналитической психологии для воспитания» и ответьте на следующие вопросы: а) как К. Юнг характеризует психоанализ З. Фрейда? б) чем «аналитическая психология» отличается от психоанализа?

«Психоанализ, возникнув первоначально из опыта исследования феноменов гипнотизма, был в представлении Фрейда исключительно терапевтическим методом исследования психических причин функциональных (следовательно, неорганических) нарушений нервной деятельности, главным образом сексуальных причин этих нарушений; одновременно психоанализ был также и методом их лечения, поскольку предполагалось, что доведение до сознания пациента этих сексуальных причин имеет также выраженный врачебный эффект. Вся школа Фрейда и сегодня еще понимает психоанализ только в этом смысле и не желает даже слышать о какой-либо иной этиологии нарушений нервной деятельности, кроме сексуальной. Опираясь первоначально на эту методику и теорию неврозов, с годами я выработал понятие «аналитическая психология», которое должно выражать собою тот факт, что психологические исследования вышли за узкие рамки врачебно-терапевтической техники с ее ограниченностью известными теоретическими предпосылками и перешли в более обширную область нормальной психологии. Поэтому, говоря вам теперь о связи аналитической психологии и воспитания, фрейдовский анализ психики я оставляю в стороне. Поскольку этот анализ есть не что иное, как психология разветвлений полового влечения в психике человека, то упоминание о психоанализе имело бы смысл только в том случае, если бы мы собирались говорить исключительно о сексуальной психологии ребенка»[18].

2. Определение типа направленности личности по К. Юнгу. Методика включает 20 вопросов, к каждому из которых предлагается по два варианта ответа. По результатам использования методики выявляются следующие свойства личности: интроверсия, амбоверсия, экстраверсия.

Инструкция. Дайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а) или б) подчеркните). Если в вашем представлении вам присуще нечто среднее, то и тогда все-таки следует склониться к одной из представленных альтернатив.

Вопросы и ответы к тесту

Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.