История возникновения и развития аналитической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современном анализе наши трудности по большей части

возникают в результате потери контакта с нашими инстинктами,

с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы

устанавливаем контакт с этим старым человеком в нас? В сновидениях.

К. Юнг

Многие пациенты признавались мне, что научились воспринимать

свои невротические симптомы с благодарностью, потому что они, как барометр,

 безошибочно показывают им, где и когда они отошли от своего индивидуального пути,

 а также указывают на важнейшие вещи, скрытые в бессознательном.

К. Юнг

 Аналитическая психология – теория личности, разработанная Карлом Юнгом, в которой большое значение придается противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации.

Юнг Карл Густав (Jung C.G., 1875–1961) – швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии. Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской церкви, дед и прадед со стороны отца были врачами. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 г. работал ассистентом в психиатрической клинике Цюриха, возглавляемой Блейером. С 1907 по 1913 гг. активно сотрудничает с Фрейдом. В 1906–1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в т.ч. и комплексе Электры. Отход Юнга от Фрейда относится к 1913 г. и связан с выходом в свет его книги «Метаморфозы и символы либидо», в которой отвергается сексуальная интерпретация либидо Фрейда.

Аналитическая психология Юнга отличается от концепции Фрейда двумя основными чертами: отказом от пансексуализма и разработкой содержания понятия «коллективное бессознательное» наряду с «индивидуальным бессознательным». В коллективном бессознательном в виде архетипов отражен предшествующий опыт человечества. Архетипы находят свое выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, фольклоре, сновидениях, невротических симптомах и т.д.

Юнг был критично настроен по отношению к детерминизму XIX в.; предметом его исследований нередко становятся случайные события, не получившие никакого объяснения в науке. В поле его зрения находились не только логика, но и интуиция. Изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. По образному выражению одного современника, Юнг – «пророк, сумевший сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давший человеку мужество вновь обрести свою душу». Самому Юнгу принадлежит высказывание о том, что человек без мифологии становится продуктом статистики. Интерес к мистическим аспектам культуры проявился у Юнга во время обучения в Базельском университете на медицинском факультете. Не случайным был выбор темы докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902) – его первой самостоятельной работы, в которой он пытался сформулировать свой собственный взгляд на эту проблему. Он сравнивал в ней состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка. К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, «далеко превосходящая сознательный ум». Они улавливают некие «праформы», которые всплывают в сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на внутренний мир.

Впоследствии эти «праформы» были названы «коллективным бессознательным». Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, влияние, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Наряду с идеей коллективного бессознательного, К. Юнг является создателем направленного ассоциативного эксперимента и концепции интро- и экстраверсии.

Юнг оказал значительное влияние на развитие психоанализа, психологии, социологии, философии, эстетики, культурологии. Он не замыкался в рамках клинического метода как основного средства анализа, предопределявшего и объекты изучения. Предметом его изучения были литература (Шиллер, Ницше), философия (античная, эллинистическая), мифология и религия (восточные верования), история культуры, а также экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры. В 1920-е гг. знания Юнга о культурах были дополнены в процессе детального ознакомления с традиционными культурами Африки, индейцев племени пуэбло США и несколько позднее с культурой Индии.

В 1935 г. Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он становится основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. В апреле 1948 г. в Цюрихе был организован Институт Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языка. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 334.