Сущность концепции | Концепция, разработанная К. Юнгом, в которой большое значение придается противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации. |
Основные структурные компоненты и категории | 1. Структура личности (эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное). 2. Архетипы. 3. Эго-направленности, или жизненные установки (экстраверсия и интроверсия). 4. Психологические функции (мышление, ощущение, чувства, интуиция). 5. Развитие личности: индивидуация. |
Понимание сущности человека | Человек не статичная структура, он постоянно изменяется. Потенциалы, заложенные в личности, содержатся в теневой, неосознаваемой стороне, представленной личным и коллективным бессознательным. В коллективном бессознательном в виде архетипов отражен весь предшествующий опыт человечества. |
Базовые стремления личности | Индивидуация (путь к себе, самореализация) – стремление личности к полному воплощению своих возможностей, к творческому самовыражению и физическому совершенству. |
Причины психологических проблем | Нарушение баланса (гармоничности) между сознательным и бессознательным; неравномерность развития психических функций; зависимость личности от коллективного бессознательного; моральный конфликт вследствие скрытой в глубине бессознательного неразрешенной жизненной проблемы. Невроз выступает в роли задержки психического развития человека, которая препятствует его самореализации. |
Цель психологической помощи | Осуществление индивидуации личности. Задача аналитика: установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным; уравновешивание сознательного и бессознательного, оптимизация динамического взаимодействия между ними. |
Понятие психологического /психического здоровья, Нормы | Интегрированная, или «индивидуированная», личность для совладения с жизненными обстоятельствами использует все психологические функции. Психическая норма (идеал): «пластичность», т.е. умение пользоваться одной из ориентаций (интроверсией или экстраверсией) там, где она подходит. Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира возможна при гармоничном сочетании всех четырех психических функций. Чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношения с окружающей средой. |
Методы и техники психологической помощи | Стадии психотерапевтического процесса: 1) исповедование, признание, или катарсис; 2) прояснение причин – связано с фрейдовским психоанализом; 3) обучение и воспитание – близка адлерианской терапии, направлена на лучшую адаптацию к повседневной реальности; 4) психическая трансформация (перенос центра тяжести на самообучение и самосовершенствование). Методы достижения сферы бессознательного: метод словесных ассоциаций, анализ сновидений и метод активного воображения. |
Требования к личности психолога | Юнг первым ввел обязательный учебно-тренировочный анализ для всех желающих профессионально заниматься аналитической психологией; настаивал на необходимости рационального, разумного контакта между аналитиком и пациентом. Одним из первых использовал контрперенос (реакция переноса у психоаналитика по отношению к пациенту, когда психоаналитик реагирует на своего пациента как на значимую личность в ранней истории своей жизни) как терапевтический инструмент. |
Рекомендации и ограничения в применении | Показания: неврозы, личностные расстройства, сексуальные нарушения. Противопоказания: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, слабоумие, выраженная импульсивность, исключающая терпение и длительную методическую работу |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 249.