Индексы цен показывают, как изменилась стоимость продукции за счет изменения цен.
Агрегатный индекс цен Пааше:
, (7.8)
где p1q1 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в отчетном периоде;
p0q1 – условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.
Агрегатный индекс цен Ласпейреса:
, (7.9)
где p0q0 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в базисном периоде;
p1q0 – условная стоимость товаров, реализованных в базисном периоде по отчетным ценам.
Индекс цен Пааше показывает изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным (на сколько товары стали дороже (дешевле)). Если бы товары были реализованы в отчетном периоде по базисным ценам, то фактическая экономия составила
. (7.10)
Индекс цен Ласпейреса показывает условную экономию, т.е. на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде. Этот индекс применяется при прогнозировании объема товарооборота в связи с предлагаемым изменением цен.
В условиях стабильности применяют индекс Пааше, при инфляции – индекс Ласпейреса.
Основываясь на рассмотренных двух вариантах построения индексов, Фишер предложил рассчитывать среднюю геометрическую индексов цен Пааше и Ласпейреса:
. (7.11)
Этот индекс носит название “идеальный” индекс цен Фишера. Индекс цен Фишера “обратим” во времени (т.е. если рассчитывать индекс базисного периода к отчетному, он будет равен обратной величине первоначального индекса), но лишен экономического содержания.
При синтезировании общего индекса цен вместо фактического количества товаров (в отчетный и базисный периоды) в качестве соизмерителей индексируемых величин р1 и р0 могут применяться средние величины реализации товаров. При таком способе расчета формула сводного индекса цен (называемого индексом цен Лоу) выглядит следующим образом:
. (7.12)
Индекс цен Лоу применяется в расчетах при закупках или реализации товаров в течение продолжительных периодов времени (пятилетках, десятилетиях и т.п.), поскольку он дает возможность анализа цен с учетом происходящих внутри отдельных субпериодов изменений в ассортиментном составе товаров.
Товарооборот
Сводный индекс товарооборота:
. (7.13)
Построение моделей взаимосвязанных индексов возможно лишь для сопоставимого круга элементов, т.е. при неизменном ассортименте отдельных товаров в отчетном и базисном периодах.
Абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным одновременно за счет изменения физического объема продаж и изменения цен характеризует разница между числителем и знаменателем индекса, рассчитываемое по формуле (7.3):
.
Измерить изолированное влияние каждого из этих факторов можно через разность числителя и знаменателя соответствующих аналитических индексов.
Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Ласпейреса)
(7.14)
показывает изменение товарооборота за счет роста (сокращения) физического объема продаж.
Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Пааше)
(7.15)
показывает изменение товарооборота в результате роста (снижения) цен.
Абсолютное изменение за счет отдельных факторов в сумме дают общее абсолютное изменение результативного признака:
. (7.16)
Участие каждого фактора в формировании общего изменения товарооборота в относительном изменении определяется по следующим формулам:
· прирост (уменьшение) товарооборота за счет изменения физического объема продаж
; (7.17)
· прирост (уменьшение) товарооборота за счет изменения цен
. (7.18)
Совокупное влияние факторов в относительном выражении отражается моделью
. (7.19)
При проведении статистического анализа можно определить долю каждого фактора в формировании общего изменения результата:
· доля прироста (уменьшения) товарооборота за счет изменения физического объема продаж
; (7.20)
· доля прироста (уменьшения) товарооборота за счет изменения цен
. (7.21)
При этом (или 100%). (7.22)
Оценка доли отдельных факторов в формировании результата проводится лишь в случае однонаправленного изменения признаков-факторов.
Индексы переменного и фиксированного состава. Индекс структурных сдвигов
При изучении качественных показателей часто приходится рассматривать изменение во времени (или пространстве) средней величины индексируемого показателя для определенной совокупности.
Будучи сводной характеристикой качественного показателя, средняя величина складывается как под влиянием значений показателя у индивидуальных элементов (единиц), из которых состоит объект, так и под влиянием соотношения их весов (“структуры” объекта).
Если любой качественный индексируемый показатель обозначить через x, а его веса – через f, то динамику среднего показателя можно отразить как за счет изменения обоих факторов (x и f), так и за счет каждого фактора отдельно. В результате получим три различных индекса: индекс переменного состава, индекс фиксированного состава, индекс структурных сдвигов.
Индекс переменного состава отражает динамику среднего показателя (для однородной совокупности) за счет изменения индексируемой величины x у отдельных элементов (частей целого) и за счет изменения весов f, по которым взвешиваются отдельные значения x. Любой индекс переменного состава – это отношение двух средних величин для однородной совокупности (за два периода или по двум территориям):
. (7.23)
Индекс фиксированного состава отражает динамику среднего показателя лишь за счет изменения индексируемой величины x, при фиксировании весов на уровне, как правило отчетного периода f1:
. (7.24)
Другими словами индекс фиксированного состава исключает влияние изменения структуры (состава) совокупности на динамику средних величин, т.е. он характеризует динамику средних величин, рассчитанных для двух периодов при одной и той же фиксированной структуре.
Аналогично можно показать динамику среднего показателя лишь за счет изменения весов f при фиксировании индексируемой величины на уровне базисного периода x0. Такой индекс условно назван индексом структурных сдвигов:
. (7.25)
Если от абсолютных весов перейти к относительным ( и Σd =1), формулы индексов средних величин примут вид:
Индекс переменного состава:
. (7.26)
Индекс фиксированного состава:
. (7.27)
Индекс структурных сдвигов:
. (7.28)
Индекс переменного состава есть произведение индекса фиксированного состава на индекс структурных сдвигов:
. (7.29)
7.2 Пример решения задач
Тема: Расчет агрегатных и индивидуальных индексов физического объема и цены
ЗАДАЧА 139
Предприятие выпускает 3 вида неоднородной продукции. Данные об их производстве и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.
Товар | Выработано тыс. единиц | Цена за единицу товара, руб. | ||
базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
q0 | q1 | p0 | p1 | |
А | 80 | 60 | 13 | 16 |
Б | 50 | 30 | 18 | 20 |
В | 40 | 35 | 6 | 8 |
Σ | — | — | — | — |
Решение.
1. Составим вспомогательную таблицу 1:
Товар | Выработано тыс. единиц | Цена за единицу товара, руб. | Стоимость продукции в базисных ценах, тыс.руб. | Индивидуальный индекс физического объема | |||
базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | ||
q0 | q1 | p0 | p1 | q0p0 | q1p0 | ||
А | 80 | 60 | 13 | 16 | 1040 | 780 | 0,750 |
Б | 50 | 30 | 18 | 20 | 900 | 540 | 0,600 |
В | 40 | 35 | 6 | 8 | 240 | 210 | 0,875 |
Итого | — | — | — | — | 2180 | 1530 | — |
Агрегатный индекс физического объема рассчитывается по формуле :
= 0,702 (70,2%).
Вычитая из числителя знаменатель = 1530 – 2180 = –650, определяем, что в абсолютном выражении за счет уменьшения выпуска стоимость продукции в отчетном периоде уменьшилась на 650 тыс.руб.
2. Составим вспомогательную таблицу 2:
Товар | Выработано | Цена за единицу | Стоимость продукции в базисных ценах, тыс.руб. | Индивидуальный индекс цены | |||
тыс. единиц | товара, руб. | ||||||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | базисный | отчетный | ||
период | период | период | период | период | период | ||
q0 | q1 | p0 | p1 | ||||
А | 80 | 60 | 13 | 16 | 1280 | 960 | 1,2 |
Б | 50 | 30 | 18 | 20 | 1000 | 600 | 1,1 |
В | 40 | 35 | 6 | 8 | 320 | 280 | 1,3 |
Итого | — | — | — | — | 2600 | 1840 | — |
Агрегатный индекс цены рассчитывается по формуле :
(70,8%).
Вычитая из числителя знаменатель определяем, что в абсолютном выражении за счет изменения цен стоимость продукции в отчетном периоде уменьшилась на 760 тыс.руб.
3. Абсолютное изменение стоимости продукции определяется по формуле:
тыс.руб.
Доля каждого фактора в общем абсолютном размере изменения результативного показателя следующая:
А) физического объема продукции -
Б) среднего изменения цен -
Тема: Расчет индексов цен Пааше, Ласпейреса, Фишера, Лоу
ЗАДАЧА 140
По имеющимся данным о ценах и реализации неоднородных товаров за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.
Товар | Единица измерения | Базисный период | Отчетный период | ||
Цена за единицу продукции, руб. | Продано единиц | Цена за единицу продукции, руб. | Продано единиц | ||
p0 | q0 | p1 | q1 | ||
А | т | 20 | 7500 | 25 | 9500 |
Б | м | 30 | 2000 | 30 | 2500 |
В | шт. | 15 | 1000 | 10 | 1500 |
Сведем расчет индивидуальных индексов цен и промежуточные расчеты для определения агрегатных индексов цен в таблицу:
Товар | Индивидуальный индекс цен | Стоимость товаров базисного периода, руб. | Стоимость товаров отчетного периода, руб. | Стоимость товаров для среднего за период выпуска, руб. | |||
в базисных ценах p0q0 | в отчетных ценах p1q0 | в базисных ценах p0q1 | в отчетных ценах p1q1 | базисного периода p0 | отчетного периода p1 | ||
А | 1,250 | 150000 | 187500 | 190000 | 237500 | 170000 | 212500 |
Б | 1,000 | 60000 | 60000 | 75000 | 75000 | 67500 | 67500 |
В | 0,667 | 15000 | 10000 | 22500 | 15000 | 18750 | 12500 |
Сумма | — | 225000 | 257500 | 287500 | 327500 | 256250 | 292500 |
а) Индекс цен Пааше:
= 1,1391 (113,91%).
Абсолютный прирост товарооборота за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом составил
= 327500 – 287500 = 40000 руб.,
т.е. если бы уровень цен остался на уровне базисного периода, экономия потребителя составила бы 40000 руб.
б) Индекс цен Ласпейреса:
= 1,1444 (114,44%).
Абсолютный прирост товарооборота за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом составил
= 257500 – 225000 = 32500 руб.
в) “Идеальный” индекс цен Фишера:
=1,1418 (114,18%).
г) Индекс цен Лоу:
Для товара А
Соответственно, рассчитываются индексы для товаров Б, В.
= 1,1415 (114,15%).
Тема: Расчет индексов себестоимости
ЗАДАЧА 141
По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.
Предприятие | Базисный период | Отчетный период | ||||
Произведено | Себестоимость единицы продукции, руб. | Произведено | Себестоимость ед. продукции, руб. | |||
в тыс. шт. | в долях к итогу | в тыс. шт. | в долях к итогу | |||
q0 | d0 | z0 | q1 | d1 | z1 | |
1 | 120 | 0,5 | 480 | 160 | 0,4 | 400 |
2 | 120 | 0,5 | 400 | 240 | 0,6 | 440 |
Итого | 240 | 1,0 | – | 400 | 1,0 | – |
Индивидуальные индексы для 1-го и 2-го предприятия соответственно:
= 0,8333 (83,33%); = 1,1000 (110,00%).
Для дальнейших расчетов понадобятся дополнительные расчеты:
Предприятие | Базисный период | Отчетный период | Расчетные графы | ||||||
q0 | d0 | z0 | q1 | d1 | z1 | z0 d0 | z1 d1 | z0 d1 | |
1 | 120 | 0,5 | 480 | 160 | 0,4 | 400 | 240 | 160 | 192 |
2 | 120 | 0,5 | 400 | 240 | 0,6 | 440 | 200 | 264 | 240 |
Итого | 240 | 1 | – | 400 | 1 | – | 440 | 424 | 432 |
Средние себестоимости:
в базисном периоде руб.;
в отчетном периоде руб.
Индекс переменного состава:
(96,36%).
Индекс фиксированного состава:
(98,15%).
Индекс структурных сдвигов:
(98,18%).
Проверка %.
Себестоимость по двум предприятиям в среднем снизилась на 3,64%
Iпc – 100% = 96,36 – 100 = –3,64%.
В том числе:
- за счет изменения структуры выпуска продукции:
Icc – 100% = 98,18 – 100 = –1,82%;
- за счет снижения себестоимости на каждом предприятии
Iпc – Icc = 96,36 – 98,18 = –1,82%.
7.3 Контрольные задачи
Тема: Расчет агрегатных и индивидуальных индексов физического объема и цены
ЗАДАЧА 142
Предприятие выпускает 3 вида продукции. Данные об их производстве и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.
Товар | Выработано | Цена за единицу | ||
тыс. единиц | товара,тыс. руб. | |||
базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный | |
период | ||||
q0 | q1 | p0 | p1 | |
Плуги навесные | 2500 | 2610 | 4,8 | 5,4 |
Плуги прицепные | 3000 | 2950 | 7,1 | 7,6 |
Культиваторы | 3600 | 3700 | 5,0 | 5,7 |
ЗАДАЧА 143
Данные о овощей и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.
Товар | Продано | Цена за кг | ||
кг. | товара, руб. | |||
базисный период | отчетный период | базисный | отчетный период | |
период | ||||
q0 | q1 | p0 | p1 | |
Картофель | 5000 | 6000 | 25 | 40 |
Капуста | 2000 | 2500 | 31 | 42 |
Свекла | 800 | 900 | 35 | 45 |
ЗАДАЧА 144
Молокозавод выпускает 3 вида продукции. Данные об их производстве и ценах на них за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.
Товар | Продано | Цена за кг | ||
кг. | товара, руб. | |||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | |
период | период | период | период | |
q0 | q1 | p0 | p1 | |
Молоко | 10000 | 12000 | 25 | 32 |
Сметана | 500 | 550 | 105 | 135 |
Йогурт | 1800 | 2100 | 50 | 67 |
ЗАДАЧА 145
Магазин электроники ведет учет по 3 видам продукции. Данные о продажах и ценах на нее за два периода приведены в таблице. Определить индивидуальные и агрегатные индексы физического объема и цены.
Товар | Продано | Цена за единицу | ||
шт | товара,тыс. руб. | |||
базисный | отчетный | базисный | отчетный | |
период | период | период | период | |
q0 | q1 | p0 | p1 | |
Телевизоры | 2150 | 2870 | 25 | 32 |
DVD проигрыватели | 1230 | 1180 | 1,2 | 2,1 |
Ноутбуки | 1950 | 2430 | 22 | 20 |
Тема: Расчет индексов цен Пааше, Ласпейреса, Фишера, Лоу
ЗАДАЧА 1 46
По имеющимся данным Задача 142 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.
ЗАДАЧА 1 47
По имеющимся данным Задача 143 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.
ЗАДАЧА 1 48
По имеющимся данным Задача 144 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.
ЗАДАЧА 1 49
По имеющимся данным Задача 145 о ценах за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.
Тема: Расчет индексов себестоимости
ЗАДАЧА 150
По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.
Предприятие | Базисный период | Отчетный период | ||||
Произведено | Себестоимость единицы продукции, руб. | Произведено | Себестоимость ед. продукции, руб. | |||
продукции | продукции | |||||
в тыс. шт. | в долях к итогу | в тыс. шт. | в долях к итогу | |||
q0 | d0 | z0 | q1 | d1 | z1 | |
1 | 216 | 0,5 | 864 | 288 | 0,45 | 720 |
2 | 216 | 0,5 | 720 | 432 | 0,55 | 792 |
Итого | 432 | 1 | – | 720 | 1 | – |
ЗАДАЧА 151
По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.
Предприятие | Базисный период | Отчетный период | ||||
Произведено | Себестоимость единицы продукции, руб. | Произведено | Себестоимость ед. продукции, руб. | |||
продукции | продукции | |||||
в тыс. шт. | в долях к итогу | в тыс. шт. | в долях к итогу | |||
q0 | d0 | z0 | q1 | d1 | z1 | |
1 | 96 | 0,6 | 384 | 128 | 0,5 | 320 |
2 | 96 | 0,4 | 320 | 192 | 0,5 | 352 |
Итого | 192 | 1 | – | 320 | 1 | – |
ЗАДАЧА 152
По имеющимся данным о выпуске и себестоимости одноименного товара на двух предприятиях требуется определить изменение себестоимости единицы продукции на каждом предприятии, а также в целом по всем предприятиям с помощью индексов: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) структурных сдвигов.
Предприятие | Базисный период | Отчетный период | ||||
Произведено | Себестоимость единицы продукции, руб. | Произведено | Себестоимость ед. продукции, руб. | |||
продукции | продукции | |||||
в тыс. шт. | в долях к итогу | в тыс. шт. | в долях к итогу | |||
q0 | d0 | z0 | q1 | d1 | z1 | |
1 | 300 | 0,6 | 1200 | 400 | 0,7 | 1000 |
2 | 300 | 0,4 | 1000 | 600 | 0,3 | 1100 |
Итого | 600 | 1 | – | 1000 | 1 | – |
Литература
Годин А.М. Статистика: учебник. – М.: Дашков и К, 2007.*
Елисеева И.Н. Общая теория статистики: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.*
Статистика: учебник: под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Велби, 2005.*
Статистика: учебник / В.Г.Минашкин и др. М.: Проспект, 2006.*
Статистика: учебник / под ред. А.Е.Суринова. – М.: РАГС, 2005.*
Теория статистики / Р.А.Шмойлова и др. – М.: Финансы и статистика, 2006.*
Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.*
Громыко Л.Г. Теория статистики: практикум. – М.: Инфра-М, 2006.
Дьяченко С.А. Лабораторный практикум по статистике. – Орел: ОРАГС, 2003.
Елисеева И.И. Практикум по макроэкономической статистике: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2008.
Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.*
Ефимова М.Р. Социальная статистика: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.*
Курс социально-экономической статистики: учебник / под ред. М.Г.Назарова. – М.: Омега-Л, 2006.*
Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2008.
Палий И.А. Прикладная статистика: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004.*
Практикум по социальной статистике: учеб. пособие / под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006*.
Салин В.Н. Социально-экономическая статистика: учебник. – М.: Юристъ, 2004.*
Смирнова Н.А. Социально-правовая статистика: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004.
Социальная статистика: учебник / под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финасы и статистика, 2003.*
Социально-экономическая статистика: практикум: учеб. пособие / ред. В.Н.Салин. – М.: Финансы и статистика, 2006.*
Статистика: учеб. практ. пособие / под ред. М.Г.Назарова. – М.: Кнорус, 2006.
Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006.*
Экономическая статистика: учебник / ред. Ю.Н.Иванов. – М.: Инфра-М, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Значение t -критерия Стьюдента
df(v) | Уровень значимости α |
| df(v) | Уровень значимости α | ||||
0,10 | 0,05 | 0,01 |
| 0,10 | 0,05 | 0,01 | ||
1 | 6,3137 | 12,7062 | 63,656 |
| 18 | 1,7341 | 2,1009 | 2,8784 |
2 | 2,9200 | 4,3027 | 9,9250 |
| 19 | 1,7291 | 2,0930 | 2,8609 |
3 | 2,3534 | 3,1824 | 5,8408 |
| 20 | 1,7247 | 2,0860 | 2,8453 |
4 | 2,1318 | 2,7765 | 4,6041 |
| 21 | 1,7207 | 2,0796 | 2,8314 |
5 | 2,0150 | 2,5706 | 4,0321 |
| 22 | 1,7171 | 2,0739 | 2,8188 |
6 | 1,9432 | 2,4469 | 3,7074 |
| 23 | 1,7139 | 2,0687 | 2,8073 |
7 | 1,8946 | 2,3646 | 3,4995 |
| 24 | 1,7109 | 2,0639 | 2,7970 |
8 | 1,8595 | 2,3060 | 3,3554 |
| 25 | 1,7081 | 2,0595 | 2,7874 |
9 | 1,8331 | 2,2622 | 3,2498 |
| 26 | 1,7056 | 2,0555 | 2,7787 |
10 | 1,8125 | 2,2281 | 3,1693 |
| 27 | 1,7033 | 2,0518 | 2,7707 |
11 | 1,7959 | 2,2010 | 3,1058 |
| 28 | 1,7011 | 2,0484 | 2,7633 |
12 | 1,7823 | 2,1788 | 3,0545 |
| 29 | 1,6991 | 2,0452 | 2,7564 |
13 | 1,7709 | 2,1604 | 3,0123 |
| 30 | 1,6973 | 2,0423 | 2,7500 |
14 | 1,7613 | 2,1448 | 2,9768 |
| 40 | 1,6839 | 2,0211 | 2,7045 |
15 | 1,7531 | 2,1315 | 2,9467 |
| 60 | 1,6706 | 2,0003 | 2,6603 |
16 | 1,7459 | 2,1199 | 2,9208 |
| 120 | 1,6576 | 1,9799 | 2,6174 |
17 | 1,7396 | 2,1098 | 2,8982 |
| ∞ | 1,6449 | 1,9600 | 2,5758 |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.