Глава 17. УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ ТРУДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Необходимость комплексного подхода к проблемам продуктивности труда.

Планирование и организация - важнейшие функции управления производительностью труда.

Мотивация продуктивности труда.

Значение и сущность контроля в управлении производительностью.

Программы повышения производительности

Необходимость комплексного подхода к проблемам продуктивности труда

Управление продуктивностью труда на предприятии фактически представляет собой часть общего процесса управления деятельностью фирмы, охватывая выполнение функций планирования, организации, мотивации, руководства, контроля и регулирования. Эта работа базируется на постоянном анализе соотношения полезного эффекта от конкретной трудовой деятельности и затрат (издержек) на эту деятельность. Однако нужно помнить, что производительность следует рассматривать не только как результат переработки поступающих в систему ресурсов, но и как процесс, испытывающий множество внешних воздействий. Согласно формулировке, производительность есть отношение стоимости входных ресурсов к стоимости выходной продукции. Все, что влияет на входные и выходные величины, вызывает изменения и в продуктивности труда. Это означает, что наряду с процессом переработки необходимо рассматривать входные величины, а также любые влияющие на них факторы внешней среды. Такая связь между названными элементами может быть выражена системной моделью, предоставленной на рис. 17.1.

                                          Система

Связь Принятое решение Руководство Планирование Организация Мотивация Контроль
 
Ресурсы                                                                                    Результаты

Материалы                                                                               Продукция

Труд                                                                                          Товары

ТР/ТС
Капитал                                                                                     Услуги

Энергия                                                                             

Информация

 

                                 Производительность

 

 

                    Системное определение производительности

Рис. 17.1. Системная модель общественной производительности.

ТР - объем совокупного продукта;

ТС – объем издержек (затрат).

В большинстве развитых стран под производительностью понимается отношение результатов производства к затратам производственных факторов. Результат производства включает в денежном выражении все произведенные за данный период товары и услуги, а затраты производственных факторов представляют собой издержки на живой труд (заработная плата со всеми начислениями и стоимостью натуроплаты), текущие материальные затраты (сырье, материал, комплектующие изделия, услуги) и капитал (амортизация основных фондов). Другими словами, сопоставляются результаты производства с затратами живого и овеществленного труда.

Отсюда следует (и это иллюстрирует системная модель), что на производительность влияют многочисленные факторы, действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в системе. Поскольку факторы влияют друг на друга, то, как считают специалисты, абсолютно ясных, однозначно четких, полностью исчерпывающих все возможности, путей к повышению к производительности не существует. Поэтому, чтобы сделать процесс управления производительностью максимально эффективным, необходим комплексный подход к анализу и учету всех факторов в их взаимоподдерживающем, взаимодополняющем и взаимоисключающем влиянии друг на друга и на потенциал продуктивности организации. Глубина анализа и степень учета наиболее важных факторов определяют выбор направлений в деятельности по повышению производительности.

В действующей практике приоритеты в управлении производительностью устанавливаются в соответствии с намеченными руководством организации целями. Длительное время во многих развитых странах доминировали цели количественного характера, предусматривающие рост производительности за счет увеличения объемных показателей выработки продукции. Это привело к недооценке путей повышения продуктивности, основанных на использовании концепций качества. Понадобилась иллюстрация базирующейся на концепции качества экономикой Японии поразительного успеха в наращивании темпов роста производительности, чтобы весь мир оценил достоинства такого подхода к управлению продуктивностью.

Концепция качества, как одного из наиболее важных факторов общей производительности, убедительно свидетельствует в пользу комплексного, системного подхода. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата изделий покупателями из-за имеющихся дефектов, а также за счет сокращения объема гарантийного ремонта. В результате организация получает больше денег, которые она может израсходовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности. Высокое качество новых продуктов дает увеличение объема продаж, помогает понять преимущества масштабности производства, позволяющего увеличить долю прибыли в доходах.

Качество имеет как внутренний, так и внешний компонент. Внутренние компоненты качества представляют собой характеристики, внутренне присущие выпущенному продукту. Для товаров это – срок службы, отсутствие дефектов, технические параметры, уровень исполнения, дизайн. К характеристикам качества услуг относятся надежность, высокие стандарты и быстрота обслуживания, доступность, низкая цена. Такой аспект качества руководители-менеджеры понимают хорошо. Однако многие из них не всегда поступают в соответствии с этими знаниями, как делали японцы, поскольку не замечали или недооценивали значение внешнего аспекта качества.

Как и все, что связано с организацией, качество зависит от факторов, находящихся вне организации. Большее значение имеют не технические данные продукта, а то, в какой степени продукт соответствует потребностям потребителей. Их интересует не степень совершенства, а ценность товара. Ценность выражается функцией соответствующих эксплуатационных характеристик и цены. Именно ценность определяет качество товара для потребителя. Поэтому, жертвуя качеством, можно легко увеличить оббьем выпускаемой продукции, но редко когда это ведет к увеличению ценности продукции.

Ценность применительно к качеству является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию организации с продукцией ее конкурентов, другими товарами, удовлетворяющими такие же потребности, или с продукцией этой же организации в прошлом. Потребители отнюдь не объективны в определении ценности, ибо здесь важную роль играет и характер личностного восприятия, на который влияют такие неосязаемые факторы, как имидж фирмы, ее репутация в обществе. Воспринимаемое качество может фактически поднять объективную ценность товара.

С концепцией восприятия ценности связан и вопрос количества дефектов. В общем, производитель всегда стремится к обеспечению «приемлемого» уровня дефектов, разумно низкому процентному показателю дефектности от общего объема произведенной продукции. Но для покупателя существует только один приемлемый уровень – полное отсутствие дефектов. Поэтому даже небольшой процент дефектов может превратиться в опасно нарастающую отрицательную репутацию. То, что наиболее преуспевающие японские компании давно проводят политику полной бездефектности, конечно же, сыграло роль в создании высокого образа качества, которым сейчас пользуется продукция автомобильной и электронной промышленности Японии.

Необходимость комплексного подхода к разрешению проблем управления производительностью, помимо концепции качества, диктуется и еще целым рядом обстоятельств. Как явствует из системной модели производительности, цикл «вход-выход» может характеризоваться как положительными, так и отрицательными моментами. На выходе процесса производства или переработки (выходе системы) положительными результатами считаются качество товаров или услуг, прибыль, занятость населения. К возможным негативным аспектам относятся дефекты, потери, безработица, которые могут иметь положительное значение для организации, но отрицательное – для общества. Почти все управленческие решения, даже те, которые в целом носят положительный характер, имеют определенные негативные последствия. Повышение производительности в конкретной организации, например, может вести к сокращению рабочих мест в ней или в смежных отраслях. При сравнительной оценке производительности руководители должны вычитать прямые затраты, связанные с отрицательными результатами, чтобы найти истинную производительность.

Одним из наиболее важных аспектов на входе системной модели (см. рис.17.1) является связь между потребляемыми ресурсами и выпускаемой продукцией. Продукция одной фирмы идет во внешнюю среду и может стать потребляемым ресурсом для других организаций. Поскольку организации взаимозависимы, низкая производительность при выпуске какого-либо основного экономического продукта вызывает снижение производительности сразу во многих отраслях. Чем более прямыми являются такие связи во внешней среде, тем более непосредственно это влияет на производительность. Низкое качество материалов или комплектующих изделий непосредственным образом влияет на производительность закупившей их организации. Потери вместо прибыли означают, что даже преуспевающая организация будет иметь меньше средств для капиталовложений в развитие производительности.

Высокая стоимость энергетических ресурсов (нефти, газа) отрицательно воздействует на производительность организаций, применяющих эти ресурсы для изготовления товаров. В таких условиях большинство действующих предприятий стремится перевести свое производство на использование недорогих видов ископаемого топлива. Стоимость перехода производства на энергосберегающую технологию тяжелым бременем ложится на бюджет предприятия, усложняя решение проблем производительности.

Циклическое функционирование экономики, связанное с ее нестабильностью, экономические подъемы и спады активизируют инфляционные процессы, снижают занятость ресурсов, деформируют экономический потенциал предприятия, ограничивая возможности для роста производительности. Аналогичное воздействие оказывает и неэффективная налоговая политика.

Квалифицированные специалисты понимают, что основным результатом увеличения налогов на предпринимательство является отнюдь не снижение доходов предприятий. Налоги представляют собой просто издержки, которые почти всегда перекладываются на потребителя в виде более высоких цен. Поскольку организация не получает возросший доход в свои руки и не может налоговые издержки представить как затраты своего производства, включив их в себестоимость товара, рост цен обычно ведет к уменьшению объема денег, предназначенных для капиталовложений. К тому же ценовой подъем провоцирует инфляцию, что влечет за собой рост процентных ставок, снижение объемов кредитования и инвестирования, ибо мало кто будет под высокий процент брать кредиты для инвестиций в расширение производства. Отсутствие инвестиций неизбежно отразится негативно на темпах производительности.

Одной из причин замедления темпов производительности специалисты считают быстрый рост значения сферы услуг. Из-за влияния менее эффективной технологии выполнения работ в сфере услуг выработка в стоимостном выражении на одного работника значительно ниже, чем в производственном секторе, так что интегральный показатель продуктивности меньше потенциально возможного.

Снижение производительности, несомненно, корреспондируется с волной социальных потрясений. Ряд выработавшихся социальных установок, ценностей и моментов социальной жизни имеют отрицательное воздействие на производительность труда. Алкоголизм и наркомания, как на работе, так и за ее пределами, стали столь обычными, что большинство крупных компаний организовали программы помощи для своих работников. Велики потери материально-технических запасов от краж и хищений. Политические протесты, чувство обреченности, гнев часто находят выход в действиях против организаций:  порча продукции, разбитые окна, поломанное оборудование. Все это свидетельствует о негативных тенденциях в изменениях качества трудовых ресурсов как главного производственного фактора продуктивности.

Наряду с трудовыми ресурсами важнейшим фактором производительного труда является капитал. В связи с инфляцией, налоговой политикой, действием социальных факторов во многих странах темпы роста накопления капитала за последние годы устойчиво снижались. Это означает значительное сокращение объема стабильного долгосрочного капитала, который могли бы использовать банки для займов, а корпорации для капиталовложений. При меньших объемах доступного капитала цена денег растет, что затрудняет и удорожает капиталовложения в развитие производства.

В целом, комплексный подход к проблемам производительности предполагает систематизацию действующих на деятельность организации внешних и внутренних факторов, оценку степени их влияния в различных вариантах сочетания, использование их положительного воздействия и максимально возможного исключения или нивелирования отрицательных последствий.

Планирование и организация – важнейшие функции

Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.