Программы повышения производительности экономических систем представляют плановый системный подход к внедрению позитивных изменений. Эти программы имеют различные цели, масштабы, объемы, могут иметь разные названия. В рамках программы повышения производительности организация (экономическая система) и ее руководящая группа сами определяют цели и проблемы, а также разрабатывают планы и программы по совершенствованию организации.
Наиболее общей целью программ повышения производительности является обеспечение связки между созданием эффективной системы измерения производительности и задачей человека по повышению результатов деятельности организации посредством внесения изменений во все или некоторые элементы организации - человека, структуру, культуру и технологию.
Некоторыми более специфическими целями программы могут быть:
-повышение квалификации и практического опыта в области управления, планирования и решения проблем;
-улучшение отношений между членами коллектива и улучшение деятельности групп;
-создание эффективной информационной системы по вопросам производительности;
-прорыв на более высокий уровень показателей деятельности организации;
-оживление организации и ее социально-психологического климата.
Среди выгод такого подхода можно назвать следующие:
-возрастание информированности работников и руководства о факторах, влияющих на производительность;
- создание связки между существующими методами бухгалтерского учета, измерением производительности и регулярным контролем за результатами деятельности;
- установление новых конкурентных стандартов и норм;
- стимулирование постоянного внимания повышению производительности;
- более широкое и сознательное использование персоналом методов и техники повышения производительности.
Для того чтобы эффективно использовать программы повышения производительности, должны существовать определенные благоприятные условия. Среди них можно назвать следующие:
-острая необходимость изменений. Как внутри организации, так и в ее внешнем окружении должно существовать состояние «давления» необходимости к изменениям;
- вмешательство на уровне высшего руководства. Менеджеры или консультанты, которые являются приверженцами идеи и которые осуществляют руководство в проектировании и внедрении программы, на уровне высшего руководства или близко к нему должны принимать участие в программе;
- диагностика и участие. Должно иметь место активное участие на нескольких административных уровнях в диагностике проблем и планировании повышения производительности;
- нахождение новых решений. Должны поощряться поиск и развитие новых идей, методов и решений проблем;
-экспериментирование с новыми решениями. Высшее руководство должно быть готовым позволять риск и проведение экспериментов с новыми решениями в поисках лучших результатов;
-закрепление положительных результатов. Должны иметь место контроль, пересмотр и закрепление положительных результатов на долгосрочной основе для того, чтобы сделать кратковременные усовершенствования постоянными и гарантировать распространение усилий по введению изменений по всей организации.
Принимая во внимание эти положения необходимо как высшему руководству, так и привлеченным консультантам быть осторожными и не спешить с внедрением крупномасштабных изменений до тех пор, пока не будет уверенности в том, что имеется достаточно положительных факторов для достижения успеха, что время выбрано правильно и что условия в общем благоприятны.
Основными элементами успешной программы повышения производительности являются следующие:
-высшее руководство должно быть полностью предано идее программы;
-существенным является создание эффективной организационной структуры, возглавляемой сотрудником, ответственным перед высшим руководством за программу;
-на всех организационных уровнях должно иметь место полное понимание задач программы. Очень важны хорошие отношения между персоналом и менеджерами;
-должен иметь место свободный обмен информацией между различными структурными элементами организации;
-решающим является признание ключевой роли работников, что должно проявляться через четкую систему распределения прибылей, полученных благодаря повышенной производительности;
-программа должна быть связана с практичными и простыми способами измерений. Цели должны быть определены на основе осуществимости и желательности;
-методы повышения производительности и эффективности производства, выбранные для программы, должны соответствовать ситуации и потребностям;
-контроль, оценка и обратная информация от потребителей позволяют определять результаты и препятствия повышению производительности и создают основу для разработки усовершенствований.
Контрольные вопросы и индивидуальные задания
1.Комплексный подход к проблемам продуктивности труда.
2.Качество как фактор производительности.
3.Постановка целей и задач. Линейные и функциональные полномочия.
4.Функциональное и экономическое поведение работника.
5.Отношение к труду, его сущность, значимость и формы проявления.
6.Характеристика факторов, определяющих отношение к труду.
7.Мотивы трудового поведения.
8.Интересы, как конкретные выражения осознанных потребностей.
9.Ценности и ценностные ориентации как ориентиры в трудовом поведении.
10.Мотивы и установки, их функции и структура.
11.Удовлетворенность трудом, его сущность и значимость.
12.Общая характеристика функции контроля.
13.Значение и сущность предварительного контроля в организации.
14.Содержание и значимость текущего и заключительного контроля в организации.
15.Этапы проведения контроля: выработка стандартов.
16.Измерение и оценка результатов в процессе контроля.
17.Корректирующие действия и обратная связь в процессе контроля.
18.Сущность программ повышения производительности.
19.Цели программ повышения производительности.
20.Условия реализации программ повышения производительности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 244.