Формы выражения смысловой значимости культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В смысловом содержании культуры отражается та заинтересованность, захваченность людей миром, которая определяет и общую направленность их активности, и частные культурно-исторические формы проявления этой направленности.

Формой выражения смысловой значимости любого отношения, прежде всего, являются ценности , выступающие в отношениях человека с действительностью как ценностная основа этих отношений, как образ формы отношений, с которого начинается установление любого конкретного отношения. Поэтому, захваченность человека миром в структуре личностного опыта фиксируется в форме личностных ценностей, а в общественном опыте она, прежде всего, отражается в слове, в языке, а также в объективированных ценностях, т.е. в знаниях о ценностях, входящих в содержание общественного сознания, в объективированный дух.

Носителями смыслового содержания культуры кроме ценностей, выражающих уже освоенное, хотя и не всегда осознанное индивидом содержание, являются все основные группы культурных средств: орудия; символы и представления; понятия и категории; предельно универсальные категории «не» и «всё».

Изучение диалектического единства процессов опредмечивания и распредмечивания позволяет понять процедуру образования смысловой значимости культуры в деятельности одних индивидов и процедуру раскрытия смысловой значимости культуры в деятельности других. Идея опредмечивания и распредмечивания исходную проработку получила в философии Гегеля, у которого она конституировалась при рассмотрении процессов объективизации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус понятия «опредмечивание» и «распредмечивание» получили в работах К. Маркса.

Процессы опредмечивания и распредмечивания можно описать следующим образом. При производстве чего-либо действия человека и его представления о том, что и как он должен получить, воплощаются в определенную вещь. Таким образом, «во время процесса труда, труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности», т.е. происходит процесс опредмечивания. (8, с. 200). Использование человеком кем-то произведенной вещи сопряжено с тем, что эта вещь своими качествами и свойствами, заложенными в неё в процессе производства, определяет характер его действий, направляет его внимание на те или иные стороны жизни, определяя тем самым и направленность процесса познания. Другими словами, человек втягивается в отношение, сторона которого, представленная произведенной вещью, определяет характер этого отношения, а, значит, воздействует на структуру внутреннего отношения, изменяя её, создавая предпосылки её развития. То есть, при использовании человеком какой-либо вещи в качестве средства или объекта собственной деятельности, происходит переход формы предметности этой вещи, заложенной другими людьми, в форму деятельности (функционирования) этого человека и в форму, определяющую структуру внутреннего отношения в его сознании. Этот процесс рассматривается как процесс распредмечивания.

Как переосмысление проблематики опредмечивания и распредмечивания можно рассматривать концепцию интериоризации Ж.Пиаже. Аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Л.С. Выготский.

Таким образом, смысловое содержание культуры, выражаемое материальными предметами культуры, словом, языком, ценностями, образует основание общих предпосылок соцокультурного развития человека . Освоение индивидом как можно большего количества культурных средств, обладающих различными качествами, освоение всего богатства родного языка, позволяет создавать такой базис его личностной культуры, воспроизводство которого раскрывает ему новые смыслы его жизни. 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.