Содержательно-смысловая характеристика культуры как проявление значимости и значения отношений человека с действительностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Содержательно-смысловая сторона культуры представляет культуру как знаковую реальность, выражающую значимость и значение выстраиваемых человеком отношений с действительностью, смысл его жизни. Именно она образует смысловое содержание отношений человека с миром и социокультурного кода. Это содержание складывается на основе сохранения обществом тех форм культурно-опосредованных отношений, которые выделяются в процессе жизни и деятельности индивидов и различных социальных общностей как общезначимые.

    Основанием механизма образования смыслового содержания отношений человека с миром выступают функции знака, заключающиеся в указании на предметы (предметности) мира, и закономерная связь означаемого и означающего.

    Любое культурное средство в отношениях человека с действительностью выступает как знак, указывающий на при-знак (предмет), т.е. на то, что необходимо человеку как конкретно-историческому существу.

«Знаки, - пишет Г.Г. Шпет, - «….служат не только указаниями на вещи, но выражают также некоторое значение» (19, с. 306). Функция значения усматривается в том содержании предмета, выделяемого в отношении индивида с миром, которое находит какой-то отклик (19, с. 306, 315), вызывает чувство удовольствия (14, с. 12). Значение определяется значимостью предмета, выделяемого в отношениях человека с миром, которая отражает необходимость, заинтересованность, захваченность человека этим предметом,  и значимостью самого культурного средства, которая определяется его необходимостью в данном отношении. 

На материальном уровне становления культуры «роль знака и функцию значения выполняют сами предметы, т.е. преобразованные природные вещи, форма которых (например, форма чоппера) удовлетворяет жизненную потребность индивида» (14, с. 12). Затем в роли знака начинает выступать звук, издаваемый человеком, или жест, соотносимые с определенными внешними характеристиками предметов, выступающих как  признак, или «при-знак». Позже в роли знака начинают выступать и слова, фиксирующие общие представления человека, – это тоже «при-знаки», но выделенные в результате обобщения и поэтому носящие общий характер. И, наконец, знак начинает фиксировать характеристики вещей, выделенные в результате мыслительного эксперимента. Такими знаками, прежде всего, становятся понятия и категории.

 Характер «при-знаков» жестко связан с характером знака: общие представления фиксируют обобщенные признаки, выделяемые через предметно-чувственное восприятие свойств объектов и явлений, понятия – признаки, обнаруженные в процессе мыслительного эксперимента и выделенные как существенные, сущностные качества объектов и явлений. Эта закономерная связь означаемого, в качестве которого выступает предмет отношения, и означающего, в качестве которого выступает используемое в отношении культурное средство,  отмечалась еще школой стоиков. На неё указывается в исследованиях А.Н. Барулина, В.В. Бибихина, В. Г. Волкова, Н. Гартмана, А.В. Кравченко, К. Леви-Стросса, К.И. Льюиса, Ч. Мориса, А.Б. Невелева, В.И. Плотникова, Ф. Соссюра, Г.Г. Шпета и др.

Первая характеристика отношения означаемого и означающего  связана с тем, что знак по отношению к при-знаку (предмету) лишь «палец, указывающий на Луну», но не «сама Луна». «Бытие знака вне отношения – пустая абстракция, которую невозможно определить позитивно: лишь указывая на предмет, знак обнаруживает свое присутствие в Мире» - пишет В.И. Плотников. «Предметом, на который указывает знак, может быть любая вещь природного Мира вместе с ее свойствами, которые обнаруживаются в отношениях с Человеком» (42, с. 9).

В своей совокупности знаки образуют язык. На первом этапе развития человечества знаки образуют язык реальной жизни (предметность-1), затем возникает символический язык (предметность-2), затем язык знаковых систем, прежде всего речи (предметность-3), затем органичное существование всех языков (предметность-4) (14, с. 12; 6,7).

    В.И. Плотников трактует значимость как функцию и означаемого и означающего, посредством которой устанавливается связь между ними,

[т.е. связь между означаемым и означающим -ДС]

отражающая характер той необходимости, во имя которой строится отношение человека с действительностью (14, с. 12).

    Язык как знаковая система позволяет понять природу функции значимости, носителем которой является любое культурное средство, выступающее в роли знака. С того времени, когда в качестве знака стала выступать речь, - пишет В.И. Плотников, - «знак как таковой есть только «указатель», а зато предмет есть все, что человеку необходимо как конкретно историческому существу во всем сплетении его социокультурных связей и отношений. Предмет становиться носителем конкретной значимости, а знак носителем абстрактной значимости, какой угодно «пустой», но способной стать сколь угодно «содержательной» (14, с. 26-27). Поэтому трактовка символов, содержание понятий и категорий не может не меняться, вбирая в себя ту конкретную значимость предметов, которая раскрывается в ходе культурно-исторического процесса в новых отношениях Человека с Миром.

    Конкретная и абстрактная значимости составляют значение для человека установленного отношения как целостности. Конкретная значимость всегда связана с жизненной потребностью индивида, которая удовлетворяется в устанавливаемом отношении с действительностью в настоящем. Абстрактная же значимость фиксирует всю полноту возможностей используемого в отношении культурного средства, которая не исчерпывается необходимостью конкретного отношения. Таким образом, любое культурное средство несет в себе потенциальную возможность выведения человека за пределы конкретных отношений, которая определяет перспективу жизни человека, его будущее. В этом проявляется функция смысловой значимости устанавливаемого человеком отношения, которая выражает общую направленность его активности, проявляющуюся в каждом конкретном отношении человека с действительностью. Как выражение общей направленности активности человека смысловая значимость его отношений с действительностью выражает также и смысл его жизни.

    Функция смысловой значимости культурных средств образует смысловое содержание культуры, упорядоченность которого можно установить по отношению к универсально смысловому значению культуры, рассматриваемой как всеобщая форма человеческого бытия, которая позволяет установиться и раскрыться родовой сущности индивидов. Это значение культуры выделяется потому, что культурно-опосредованная форма отношения человека с действительностью выражает и возникшую у человека открытость миру, и его стремление к установлению гармоничных отношений с ним. Через развитие познания и осознание человеком той значимости, которую выражает культура, перед ним постепенно раскрывается и смысл жизни, который в своем пределе заключается в раскрытие человеком своей родовой сущности, т.е. в возникновении устойчивой способности к осуществлению своей открытости миру или способности к установлению связей всего со всем. 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.