Использование знаний о структуре личностного опыта в отечественной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 80-е годы ХХ века в педагогике структура общественного и личностного опыта стала рассматриваться как определяющая структуру содержания образования.

Разрабатывая концепцию базового содержания общего среднего образования, И.Я. Лернер предложил методологию формирования этого содержания, опирающуюся на выделенную им структуру социального опыта. В понимании И.Я. Лернера социальный опыт – это не только опыт, состоявшийся в материлизованной и духовной форме, но и приобретенная в процессе исторического развития готовность к деятельности, в частности, творческой и эмоциональной (7, с. 14). И.Я. Лернер предложил следующую структуру социального опыта и, соответственно, содержания образования: 1) знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении; 2) умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к себе.

«Эти четыре компонента социального опыта и соответственно содержания образования отличаются, - пишет И.Я. Лернер, - во-первых, своим содержанием друг от друга, а также функциями в развитии общества и индивида. Знания, т.е. усвоенная информация, ориентирует людей в окружающем мире. Без знаний человек не готов ни к одному действию. Усвоенные способы деятельности, т.е. умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего. Опыт творческой деятельности тоже самостоятелен по своему содержанию – он предполагает такие процедуры, которые отсутствуют в алгоритмизированных способах деятельности. К ним относится самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение новых функций объекта, видение структуры объекта, видение альтернативы решения и его способов, комбинирование ранее усвоенных способов в новые. Никакой другой вид содержания не имеет процедуры творчества, и без этого вида содержания (компонента) невозможно дальнейшее развитие культуры в целом. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен к вмешательству в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала» (7, с.15).

    Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, рассматриваемый как компонент социального опыта, «определяет направленность личности в жизни, отбор его действий и объектов в соответствии с потребностями и мотивами» (7, с. 15)

    И.Я. Лернер пишет и о целостности социального опыта: «Попробуйте изъять любой из них [компонентов социального опыта и содержания образования], и общество и личность распались – без знаний или без умений, без готовности к творчеству, без ценностного отношения» (7, с. 15). «Понимание относительной независимости компонентов и одновременно их взаимосвязей является решающим условием построения современного полноценного, т.е. воспитывающего и развивающего обучения» (7, с. 15). Отметив важность осознания и выделения взаимосвязей между компонентами опыта, И.Я. Лернер не выделил общего основания, обеспечивающего эту взаимосвязанность.

Предложенная И.Я. Лернером структура социального опыта была принята за основу многими педагогами-исследователями. С опорой на эту структуру была разработана теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д. Эльконина. И.Ф. Харламов выделяет такие структурные компоненты общественного опыта: 1) всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе; 2) практические умения и навыки в разнообразных видах труда; 3) способы творческой деятельности; 4) социальные и духовные отношения (15).

В описанных выше исследованиях рассматривался общественный опыт, структура которого переносилась на опыт индивидуальный. В исследованиях И.С. Якиманской основное внимание уделено индивидуальному опыту человека, который она называет еще и субъектным и личностным опытом. Она ставит проблему «постоянного согласования двух видов опыта (общественного и индивидуального)» (21, с. 76). Говоря о структуре индивидуального опыта, И.Я. Якиманская выделяет следующее его содержание: 1) предметы, представления, понятия; 2) операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); 3) эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы). «Все эти составляющие, - пишет она, - могут быть представлены по-разному, но обязательно во взаимосвязи» (21, с. 74)

    Несколько подходов к выделению структуры индивидуального опыта, существующих в педагогике, позволили выявить основные компоненты индивидуального опыта и уточнить их обозначение.

    Сравнение компонентов индивидуального опыта, предлагаемых разными авторами, обнаруживают схожесть их содержания. В основном, отличие состоит лишь в тех характеристиках, которые можно признать как взаимодополняющие. Используя возможность взаимодополнения, мы составили обобщенные характеристики компонентов индивидуального опыта (16, с. 128-134):

1) знания о мире и о самом себе, выраженные через представления и понятия, обеспечивающие формирование в сознании ребенка целостной научно обоснованной картины мира.

 2) умения пользоваться этими знаниями как способами деятельности, складывающимися из правил выполнения действий (умственных и практических), из операций и приемов;

3) личностные смыслы, установки, стереотипы, определяющие эмоционально ценностное отношение человека к миру.

Элемент " опыт творческой деятельности", выделяемый И.Я. Лернером и И.Ф. Харламовым скорее всего можно рассматривать как гармоничное объединение трех названных выше групп личностных новообразований в целостно представленный опыт человека. Другими словами, опыт творческой деятельности – это целостное воспроизводство индивидуального опыта человека, в котором он реализует свои ценностные ориентации при помощи имеющихся у него знаний о мире и о самом себе и освоенных им умениях. Опыт творческой деятельности возможен при высоком уровне развития индивидуального опыта, который характеризуется как личностная культура и представляет собой ее воспроизводство, поэтому, элемент «опыт творческой деятельности» можно представить как личностную культуру человека, то есть, ту часть индивидуального опыта человека, которая воспроизводится им в условиях самостоятельно принимаемых решений.

Проведенные исследования (16, с. 128-134) позволяют уточнить названия компонентов индивидуального опыта. Это представляется необходимым не потому, что предлагаемые ранее обозначения неверны. Ориентируясь на развитие человека, мы выделяем компоненты индивидуального опыта для того, чтобы выявить общие для всех людей этапы развития каждого компонента и закономерности этого развития. В этом случае особое значение имеет как можно более точное обозначение того структурного образования организма человека, которое мы рассматриваем.

Так, исследования показали, что элемент, представляющий эмоционально-ценностное отношение человека к миру, точнее выделить как личностную систему ценностей. В этом случае процесс социально-культурного развития человека можно рассматривать как процесс становления его личностной системы ценностей. Личностная система ценностей фиксирует то, что человек переживает как значимое лично для себя, фиксирует устойчивую предметную направленность его универсальной энергии любви и задает тем самым предметно определенную направленность его стремлений, которая и реализуется при воспроизведении личностного опыта в отношениях человека с миром.

Название компонента, соотносимого со знаниями человека, также не отражает его сущностные качества. Знания как таковые развиваться не могут, но в сознании человека они образуют образ, картину мира, которая в результате социально-культурного развития человека претерпевает направленные качественные изменения, т.е. также развивается. В настоящее время эта позиция находит все больше и больше подтверждений. В современной педагогической литературе стали употреблять понятие «картина мира». В Законе «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно обеспечить «формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира» (ст.14. п.2.). И.С. Якиманская пишет о том, что «…у ребенка очень рано формируется образ мира, отличающийся целостностью и личностной отнесенностью к нему…» (21, с. 69). Более того, она подчеркивает, что «нельзя забывать, что картина предметной действительности дается ученику как субъекту познания в функционально значимых для него образах и моделях, а не в понятиях» (195, с. 70). Ее выводы подтверждаются результатами исследований Л.С. Выготского, который предупреждал, что понятие не есть личностное образование. «Оно входит в индивидуальное сознание, но в преобразованном, измененном виде наполняется личностным смыслом» (с. 70).

Компонент индивидуального опыта, определяемый через «умения…» не позволяет нам обозначить целостность деятельностной сферы человека. М.С. Каган в своих исследованиях показывает, что виды деятельности можно разделить только абстрактно (3). Вместе с тем, в каждом виде деятельности выделяются свойственные только этому виду средства и способы его осуществления. Целостность деятельностной сферы человека предполагает и комплексное владение средствами и способами всех видов деятельности. Мы не можем обучать детей средствам и способам познавательной деятельности, не сопровождая это обучение освоением им соответствующих средств и способов не только коммуникативной, ценностно-ориентировочной и преобразовательной деятельностей, но также и художественной, которая учит гармонии, и даже спортивной, организующей волевой элемент любой деятельности.

Освоение комплекса средств и способов основных видов деятельности также происходит в соответствии с закономерностями социально-культурного развития человека, т.е. осуществляется как направленное поэтапное изменение, в основе которого лежит переход человека с одного на другой уровень основных культурных средств. Именно процесс становления основных культурных средств становится общим основанием, объединяющим компоненты индивидуального опыта в их развитии и воспроизводстве. Возможности человека по освоению культурных средств, представленных материально, зависят от освоения им средств мыслительной (внутренней) деятельности – общих представлений, понятий и категорий. Они же задают видение мира и определяют тем самым характер картины мира, складывающейся в сознании человека. Личностная система ценностей также складывается из ценностей, предметные характеристики которых фиксируются либо общими представлениями, либо понятиями, либо категориями.

Таким образом, можно говорить о том, что структура личностного опыта человека представлена следующими компонентами:

1) личностной системой ценностей;

2) целостной картиной мира в сознании человека;

3) освоенными человеком средствами и способами деятельности.

В анализируемых исследованиях личностный опыт не рассматривался как

развивающаяся личностная структура. Выявленные в наших исследованиях природные и социокультурные предпосылки возникновения и изменения личностного опыта, позволяют утверждать, что социокультурное развитие человека есть развитие его личностного опыта, его личности (16,17,18).

 

 Социокультурное развитие человека

Личностный опыт - это процесс и результат проживания человеком
усваиваемой и осваиваемой общественной культуры. Проживание сопровождается переживаниями, в процессе и результате которых устанавливается личностное отношение человека «Я - Мир». Освоенная общественная культура становиться личностно отнесенной то есть личностной, субъектной, индивидуальной и обогащается за счет создания человеком на её основе новых форм отношений которые также входят с содержание личностного опыта.

Личностный опыт, обладающий качествами, которые возникают как результаты промежуточных и конечного этапов социально-культурного развития человека, обозначается через категорию «личностная культура».

Личностная культура - это часть личностного опыта, воспроизводимая индивидом в условиях самостоятельно принимаемых решений.

Рассмотрение личностной культуры в качестве целостного результата социокультурного развития человека выдвигает на первый план основной признак становления личности – её способность к самостоятельной деятельности. Такая целевая ориентированность образования предлагалась Ф.В.А. Дистервегом, который этапы развития духовной жизни человека, определяющие структуру процесса обучения, характеризовал той степенью самостоятельности, которую допускает возраст.

Развитие личностного опыта представлено взаимосвязанными взаимообусловленными процессами развития следующих его элементов:

1) системы личностных ценностей;

2) целостной картиной мира, складывающейся в сознании индивида;

3) освоенными средствами и способами деятельности (деятельностная сторона личностного опыта).

Личностная культура складывается на основе взаимосвязи основных элементов личностного опыта. Ядром личностной культуры является система личностных ценностей, которая определяет и структуру целостной картины мира в сознании человека, и особенную значимость для индивида определенных видов и способов деятельности.

Основные этапы развития личностного опыта представлены различными типами личностной культуры:

1. базис личностной культуры,

2. общая личностная культура,

3. личностная культура индивидуального уровня,

4. универсальная личностная культура.

Базис личностной культуры - это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью в ближайшем окружении (самим собой, с другими людьми, с природой, и с рукотворным миром), опираясь на представления.

Общая личностная культура - это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на систему понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком.

Личностная культура индивидуального уровня - это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на уникальную систему понятий и категорий, сложившуюся в сознании индивида.

Универсальная личностная культура - это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.

Тип личностной культуры определяет и качества элементов личностного опыта. Изменение типов личностной культуры отражает основные этапы становления личностного опыта, общие для всех людей.

Особенности социокультурного развития могут быть выявлены только в результате изучения закономерностей этого процесса, определяемых культурой.

3.4.4. Порядок проектирования образовательного процесса на основе комплексного применения системного, генетического и антропологического и культурологического подходов.

 

Проектирование образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности, на развитие личности начинается с осознания того, что такое «развитие» и с определения, что развивается в процессе обучения и воспитания, т.е. что является предметом развития.

Предмет развития представляет собой ту часть или тот аспект объекта развития, который преобразуется в рассматриваемом процессе.

Объектом развития в педагогическом взаимодействии является человек . Основные предметы развития в образовательном процессе могут быть выделены через их соотнесение с основными сторонами развития человека как целостности (см. тему 3.3.4.).

Таким образом, в качестве основных предметов развития в образовательном процессе выступают: 1) тело человека, 2) психические процессы, 3) личностный опыт.

Развитость индивидуального духа проявляется, прежде всего, в развитости личностного опыта человека, а также в развитости его тела и психики. Для педагогов важно знать о закономерностях существовании этой стороны развития человека, так как именно она определяет его собственно человеческую природу (см. подробнее в работах М. Шелера, Н.Л. Худяковой).

Так как развитие представляет собой закономерное, направленное качественное изменение какого-либо объекта, то цели образования, ориентированного на развитие человека, должны описывать качества как объекта, так и предметов развития, возникающие на конечном и промежуточных этапах этого процесса.

В соответствии с выявленными объектом и основными предметами развития в образовательном процессе выделяются следующие основные группы целей образования:

1. Общая цель образования, описывающая конечный результат развития человека как целостности. В качестве такой цели может выступать следующая: обеспечить всестороннее и гармоничное развитие человека.

2. Группа основных целей 2 уровня:

1) цели социально-культурного развития - развития личностного опыта (складывается из целей воспитания и обучения):

2) цели психического развития - развития мышления, речи, восприятия,
воображения, внимания, памяти;

3) цели физического развития.

    Развитие личностного опыта обеспечивается процессами воспитания и обучения и описывается посредством образовательных целей, а также целей воспитания и обучения. В этих целях отражаются качества личностного опыта как целостности и его элементов, возникающие на конечном и промежуточных этапах развития личностного опыта.

Развитие психических процессов происходит в результате развития личностного опыта - это опосредованный результат образовательного процесса. Цели психического развития, как развития мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения, речи, составляют особенную группу целей образования и могут определяться для диагностики эффективности развития личностного опыта учащихся. Для реализации этой задачи необходимо описание качеств названных психических процессов на конечном и общих для всех людей промежуточных этапах развития этих процессов.

Физическое развитие человека также происходит в результате развития личностного опыта и его систематического воспроизводства. Цели физического развития, наряду с собственно образовательными целями, в современном образовании определены и реализуются в основном в рамках курса «Физическая культура».

Развитие личностного опыта учащихся (социокультурное развитие) является ведущей стороной развития человека. Поэтому основным предметом развития в образовательном процессе является личностный опыт учащихся.

Структура культурно-опосредованной формы отношений определяет зависимость развития человека от следующих факторов, являющихся элементами этого отношения:

1) от мира, существующего независимо от человека,

2) от тех предметностей мира, которые человек обнаруживает, благодаря используемым им культурным средствам,

3) от разницы между миром как целостностью и предметностью мира, освоенной человеком,

4) от характера активности человека (например, степени силы его активности),

5) от используемых человеком культурных средств (в том числе и при осуществлении мыслительных действий);

6) от продукта как преобразованного (может быть неправильно) предмета.

При определении целей, содержания и способов организации образования влияние этих факторов должны учитываться.

Механизм взаимосвязи и взаимообусловленности процессов воспитания и обучения в образовательном процессе раскрывается более полно при рассмотрении педагогических функций этих процессов в их соотнесении с предметом педагогического воздействия, выступающим также и как предмет развития в педагогическом взаимодействии.

В качестве предмета педагогического воздействия и предмета развития в любом педагогическом процессе выступает личностный опыт обучающегося.

В педагогике личностный опыт рассматривается как основной предмет педагогического воздействия и основной предмет развития в образовательном процессе. Личностная культура рассматривается как продукт педагогической деятельности, как основной результат образовательного процесса. Посредством этой категории закрепляется ориентированность образовательного процесса на развитие самостоятельности человека, его творчества в продуктивной деятельности.

Конечный результат развития личностного опыта человека как целостности описывается через общую образовательную цель, которая характеризует также образовательную функцию педагогического процесса.

Образовательная функция целостного педагогического процесса заключается в том, что образующие этот процесс взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы воспитания и обучения, направлены на развитие личностного опыта обучающегося как целостности, т.е. на становление его личностной культуры, его личности. Основу развития личностного опыта и становления личностной культуры составляет специально организованное целенаправленное   освоение обучающимися социокультурного опыта, выработанного предыдущими поколениями людей. Целостный педагогический процесс, обеспечивающий реализацию образовательной функции, обозначается как образовательный процесс.

Формируемый уровень личностной культуры выступает в качестве общей образовательной цели (цели социокультурного развития). Таким образом, общая образовательная цель заключается в становлении личностной культуры обучающихся.

Типы личностной культуры соотносимы с образовательными целями ступеней образования:

· для дошкольного образования и для общего начального образования образовательная цель заключается в становлении базиса личностной культуры;

· для среднего общего образования – в становлении общей личностной культуры;

· для профессионального образования – в становлении общей профессиональной личностной культуры;

· для системы повышения квалификации – в становлении личностной культуры индивидуального уровня (в том числе и профессиональной);

· для системы повышения квалификации высшего уровня и самообразования – в становлении универсальной личностной культуры.

 Формируемый уровень личностной культуры определяет необходимые для его возникновения качества элементов личностного опыта. Эти качества и составляют содержания целей воспитания и обучения.

Цели воспитания описывают систему личностных ценностей , возникновение которых у человека означает переход на новый этап его социально-культурного развития.

Цели обучения описывают: 1) через систему знаний то содержание целостной картины мира, которое должно возникнуть в сознании человека на новом этапе его развития; 2) через систему умений те средства и способы основных видов деятельности, которые он должен освоить, чтобы перейти на новый этап развития.

Целостная картина мира в сознании обучающегося и деятельностная сторона личностного опыта выступает как предмет развития и предмет педагогического воздействия, организуемого с целью обучения. Система личностных ценностей воспитанника выступает как предмет развития и предмет педагогического воздействия, организуемого с целью воспитания.

В любом педагогическом взаимодействии осуществляется воздействие на все элементы личностного опыта. Целенаправленность этих воздействий задается образовательной целью, которая конкретизируется посредством целей воспитания и обучения. В образовании, ориентированном на развитие человека, цели воспитания и обучения описывают качества элементов личностного опыта, возникающие на конечном и общих для всех людей промежуточных этапах развития этого опыта. Посредством целей воспитания описываются конечный и промежуточные этапы развития ценностного мира человека (системы личностных ценностей). Посредством целей обучения - конечный и промежуточные этапы развития деятельностной стороны личностного опыта и развития целостной картины мира в сознании человека.

В образовательном процессе взаимообусловленность воспитания и обучения обеспечивается целостностью развития личностного опыта обучающегося, т.е воздействие средствами воспитания на личностный опыт учащегося приводит не только к изменению качеств его системы личностных ценностей, но и к изменениям целостной картины мира в его сознании, а также к изменению деятельностной стороны его личностного опыта. То же самое происходит и при применении средств обучения: изменение деятельностной стороны личностного опыта обучающихся и изменение целостной картины мира в их сознании приводит к изменению качеств их системы личностных ценностей. Таким образом, образовательный процесс, складывающийся из взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов воспитания и обучения, всегда, в первую очередь, ориентирован на развитие личностного опыта человека, которое может рассматриваться как его социокультурное развитие, как становление его личностной культуры. Это развитие является основанием развития личности и основанием развития человека как целостности.

Выявленная структура развития человека как целостности позволяет
выстроить следующую систему целей, описывающую основные цели и группы целей развития, реализуемые в образовательном процессе:

Основные группы целей образования

   

Общая цель образования: Создание условий всестороннего и гармоничного развития человека

 

 
   

 

 

 

   

 

 

Основные группы целей образования:

   

1 группа

   

 

2 группа

 

3 группа

Цель образовательная (социокультурного развития):

общая образовательная цель дошкольного

образования: создание условий становления базиса

личностной культуры

 




Цели

Психического развития

 

Цели физического

Развития

 

   

 

   

 

  Цели воспитания  

Цели обучения:

 

 

 

 

    Цели познания Цели обучения средствам и способам деятельности

 

 

 

 

                         

Рисунок 5.

Выделение естественной и искусственной сторон развития позволяют сделать вывод, что определенным образом организованная деятельность создает предпосылки возникновения качеств человека, характеризующих следующий этап его развития. Такая деятельность должна быть организована другим человеком, знающим закономерности развития человека и содержание и способы организации такой его деятельности, которая обеспечит это развитие. Таким человеком, в первую очередь, является педагог.

Таким образом, организация целенаправленного развития человека возможна только в педагогическом взаимодействии. Модель такого взаимодействия представлена на рис. 6.


Структурно-генетическая модель образовательного процесса, ориентированного на развитие обучающегося

Социо-культурная и природная среда

 

  ЛОП-1    

ЛОУ-1

 

Социо-культурная и природная среда

 

 

 
       СО  

 

   
  ДП-1   ДУ-1

 

   
    СПиОСО  

 

   
  ЛОП-2      

ЛОУ-2

   
        СО  

 

   
    ДП-2   ДУ-2

 

   
     СПиОСО  

 

   
  ЛОП-3      

ЛОУ-3

   
 

 

                       

Рисунок 6.

Обозначения:

ЛОП- личностный опыт педагога,

ЛОУ – личностный опыт учащегося,

ДП- деятельность педагога,

ДУ – деятельность учащегося,

СО – содержание образования – основное культурное средство воздействия на учащегося со стороны педагога и объект усвоения и освоения со стороны учащегося,

СПиОСО – способ передачи (со стороны педагога) и освоения (со стороны учащегося) содержания образования – т.е. способы педагогического взаимодействия - формы, методы и приемы обучения и воспитания.

(СО и СПиОСО проектируются раздельно, но в педагогическом взаимодействии могут существовать только вместе)

 

Основные элементы образовательного процесса, выделяемые в его структурно-генетической модели:

1) процесс развития учащегося (на модели это развитие его личностного опыта (ЛОУ-1, ЛОУ-2, ЛОУ-3), конечный и промежуточные этапы которого описываются посредством системы целей образования (воспитания и обучения);

2) деятельность учащегося, ориентированная на возникновение у него тех качеств, которые описаны целями образования;

3) деятельность педагога, обеспечивающая организацию необходимой деятельности учащегося.

Свою деятельность в педагогическом взаимодействии педагог организует с ориентацией на зону ближайшего и зону актуального развития индивида. Эти зоны могут быть определены только по отношению к реальному человеку (индивиду) в конкретный момент его жизни.

Зона ближайшего и зона актуального развития были впервые выделены Л.С. Выготским.

Зоной актуального развития индивида выступает тот общий этап развития человека, на котором находится этот индивид в настоящее время. Зоной ближайшего развития для него выступает следующий общий этап развития человека. 

Итак, образование, ориентированное на развитие человека как целостности, отличается следующим:

1. В качестве объекта развития в таком образовательном процессе выступает человек как целостность.

2. Общая цель образования, ориентированного на развитие человека, заключается в создании условий всестороннего и гармоничного развития человека, т.е. в создании условий, при которых гармонично развивались бы все стороны человека как целостности.

3. В качестве основных предметов развития в образовательном процессе выступают: 1) личностный опыт 2) психические процессы, 3) тело.

4. Развитие личностного опыта обеспечивается процессами воспитания и обучения и описывается посредством образовательных целей, а также целей воспитания и обучения. В этих целях отражаются качества личностного опыта как целостности и его элементов, возникающие на конечном и промежуточных этапах развития личностного опыта. 

5. Развитие психических процессов происходит в результате развития личностного опыта – это опосредованный результат образовательного процесса. Цели психического развития как развития мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения, речи составляют особенную группу целей образования и могут определяться для диагностики эффективности развития личностного опыта учащихся. Для реализации этой задачи необходимо описание качеств названных психических процессов на конечном и общих для всех людей промежуточных этапах развития этих процессов.

6. Физическое развитие человека также происходит в результате развития личностного опыта и его систематического воспроизводства. Цели физического развития, наряду с собственно образовательными целями, в современном образовании определены и реализуются в рамках курса «Физическая культура».

7. Развитие личностного опыта учащихся (социокультурное развитие) является ведущей стороной развития человека. Поэтому основным предметом развития в образовательном процессе является личностный опыт учащихся.

8. Социокультурное развитие человека есть развитие его личности.

9. Основным фактором развития учащегося в образовательном процессе выступает его деятельность, которая, с одной стороны, основана на воспроизводстве имеющегося у него личностного опыта (зона актуального развития), а с другой, содержит в себе элементы социокультурного опыта, характерные для следующего этапа развития (зона ближайшего развития). Такая деятельность может быть организована только специально подготовленным человеком. В образовательном учреждении таким человеком является педагог.

10. Деятельность педагога в образовательном процессе, ориентированном на развитие человека, личности, должна быть направлена на организацию такой деятельности учащегося, которая бы обеспечивала возникновение качеств его личностного опыта, характерных для следующего этапа его развития (зоны ближайшего развития) и описанных посредством целей воспитания и обучения.

 

3.4.5. Содержательно-смысловая сторона культуры как теоретическое основание построения образовательного процесса

Дата: 2018-12-21, просмотров: 318.