Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, что она на Троицкой вечере предает молиться, не преклоняя главы на землю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ваши предки говорили именно так: «А молятся (на Троицкой вечерне) стоя на коленках, и глав не преклоняют. Во Уставех же печатных и письменных, и в Потребниках и во Служебниках, в той Троицкой вечерни и в стихирах велено главы с коленома на землю преклоньше молитися, а не на коленках стояти, а молитвы читати на восток к престолу Божию велегласно во услышание всем»1096.

В Православной Церкви на великой вечерни в Пятдесятницу во время чтения молитв все молятся, подлинно, стоя только на коленах. Но так и должно. Ибо Диакон на вечерне в день Пятдесятницы на эктении дважды призывает всех к молитве о благодати на преклонших колена свои, а не на преклонших и главы. Потом пред чтением означенных молитв Диакон говорит слова только следующие: паки и паки, преклоните колена, Господу помолимся», а о том, чтобы преклонением колен преклонять на землю и головы, Диакон не говорит1097. И молитвы, приносимые в день Пятдесятницы, в самых тех молитвах называются только коленопреклонными, а не главо-и-коленопреклонными1098.

Мысль о преклонении глав вместе с коленами, вероятно, произошла от того, что после означенных слов Диакона в старых печатных Требниках сказано: «и нам главы непокровенны, и колена преклоншим на землю, и прочитает Настоятель или Иерей, молитвы сия»1099. Но в Греческом Требнике оба слова и непокровенпы и преклоншим стоят в так называемом, по Грамматике, родительном независимом, или самостоятельном падеже. Место для перевода на славянский, равно и на русский язык довольно трудное, и для ясности, при переводе, непременно требующее дополнения. Правильно и яснее это место должно быть переведено так: «и нам не покровенны главы имущим, и преклоньшим колена, прочитает Настоятель, и проч.» Трудность к уразумению сего места в древней Православной Церкви не раз чувствовали, а посему вновь обращали на него внимание и вновь переводили, но – также не вразумительно. Кроме означенного перевода, находящегося в ваших Потребниках, это место в древней Соловецкой рукописи читаем: «и нам преклоншим колени на землю откровенными главами»1100. В Уставе же принадлежавшем Евфимию Архиепископу Новгородскому – так: «и нам преклоншим колени и непокровенными главами, и прочитает Иерей»1101. Только в древнем Уставе, принадлежавшем св. Евфимию Новгородскому Архиепископу, перевод сего места был правилен. В нем читалось: «нам преклоншим колена, и не покровенными главами стоящим, прочитает Иерей, и проч.»1102. Но этот перевод как-то не был замечен, и не произвел повсемственного последования себе.

Итак, в сем отношении не должно обвинять Православную Церковь. Не должно обвинять тем более, что она никому не запрещает во время чтения молитв на Троицкой вечерне преклонять колена и голову.

Касательно же образа чтения молитв в том же Потребнике непосредственно далее сказано: «И прочтет Настоятель, или Иерей, молитвы сия от олтаря, во услышание всем умильным гласом и неспешно»1103. Выражение: от олтаря, ясно не дает мысли ни такой, что молитвы должны быть читаны Священпиком в олтаре, ни такой, что они должны быть им читаны, хотя и вее олтаря, но обратясь на олтарь, к престолу Божию. Напротив это выражение почти прямо дает мысль такую, что означенные молитвы должны быть читаны в царских дверях, обратясь к народу. Для читающего сии молитвы в Троицын день, именно такое положение и нужно. Ибо за службою в Троицын день народ везде бывает в особенном множестве, а не у всякого Святителя и Священника голос бывает сильный и громкий. Посему, чтобы читаемые молитвы были слышимы всеми предстоящими в церкви, Святитель или Священник должны читать их от олтаря, т.е. в царских дверях, обратясь к народу. Читать же молитвы, обратясь к народу, отнюдь не грех; ибо иначе Священнику никогда не предписывалось бы читать молитвы в таком положении; но он, по Уставу, неоднократно должен читать молитвы обратясь на запад: например на Литургии молитву: и да будут милости великаго Бога; на великопостном повечерии – молитву отпустительную, и – вообще всякий отпуск при Богослужении.

Итак, и настоящая жалоба принесена не справедливо, – не справедливо тем более, что ваши наставники требовали молитвы на Троицкой вечерне с преклонением главы и колен, не определяя времени. Говорят: «на троицкой вечерне», но в известное ли только какое-либо время вечерни или в продолжение всей вечерни не говорят. Они говорят, что также должно молиться и на стихирах, но сего не требуется ни одним из всех Патриарших Потребников и Служебников. Это требование ни на чем не основано!

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.