Ваши предки говорили именно так: «Еще в тех новых книгах напечатано, велено говорить аллилуия трижды, а в четвертый: слава тебе Боже. И мы... троити та божественная аллилуия отнюдь не смеем... Сама бо Владычица наша Богородица в явлении своем со Архангелом Гавриилом и преподобным Евфросином явися списателю жития его и повеле православным христианом божественная аллилуия глаголати дважды, а третие приглашати: слава тебе Боже. Троящим же та божественная аллилуия изрече прещение страшно. К сему же... в книге, глаголемой Сто глав, в царском и святительском соборном уложении написано, яко то латинская ересь, еже троити аллилуия, и пишет сице: яко соборная Апостольская Церковь имея и предаде, еже дважды глаголати святая аллилуия, а не трегубити. Понеже сия несть православная предания, но латинская ересь, не славят бо Троицу, но четверят… Не подобает святая аллилуия трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третие слава тебе Боже: понеже бо еврейски аллилуия, а по нашему слава тебе Боже. Такожде и божественный Максим Грек в книге своей пишет и нарицает то латинскою ересью»1046. – Итак, три причины показаны на то, что будто Православная Церковь неправильно употребляет аллилуия по-трижды, именно: 1) страшное прещение Богоматери говорящим аллилуия не по-дважды, а по-трижды, выраженное в житии преп. Евфросина; 2) запрещение Стоглавного Собора, по значению сего слова, и 5) не одобрение Максима Грека, который будто бы признавал троение аллилуии ересью латинскою. Но все эти причины совершенно бессильны.
1) О житии преп. Евфросина, в котором говорится, будто Пресвятая Богородица повеле православным христианом аллилуия глаголатя дважды, а в третий приглашати: слава тебе Боже, троящим же изрече прещение страшно», Собор 7175 (1667) года, вообще сказал следующее: «Да никтоже тому житию верует, зане все тое писание лживо есть, от льстиваго и лживаго писателя писано, на прелесть благочестивым народом». Писатель Евфросинова жития (какой-то клирик Василий) по множеству заключающейся в том житии лжи и явной несмысленности, в самом деле, не заслуживает ни малейшего доверия. Именно а) он говорит: будто преп. Евфросин, для решения своего сомнения об аллилуия, ходил из своего монастыря, при Греческом Царе Калянине, к Цареградскому Патриарху Иосифу, но это ложно; ибо Цареградский Патриарх Иосиф (иного Цареградского Патриарха Иосифа не было) скончался на Флорентийском Соборе в 1439 году1047, а преп. Евфросин, по сказанию его жития, основал свой монастырь уже в 1447, и умер в 1481 году. Следовательно, Патриарх Иосиф умер осмью годами ранее самого основания Евфросинова монастыря. А Царь Калянин (Кало-Иоанн), при котором по сказанию означенного жития, будто приходил в Константинополь преп. Евфросин, оставил престол в 1587 году, следовательно, целым полстолетием раньше основания монастыря Евфросинова1048. б) Писатель Евфросинова жития говорит, что время, в которое будто ходил преп. Евфросин в Царьград, т.е. в царствование Иоанна Андроникова сына, подлинно было порою еще довольно доброю, бывшею за долго до взятия Царяграда; но время, в которое жил Патриарх Иосиф, для Царяграда было весьма не доброе. Тогда Царьград, отовсюду теснимый Турками, едва дышал. Всякое сообщение с ним Русских было прекращено, а чрез 12 лет, по смерти Патриарха Иосифа, он сделался уже столицею Турок1049. в) Писатель жития Евфросинова далее говорит, будто Цареградский Патриарх Иосиф дал преп. Евфросину грамоту на двоение аллилуия. Это весьма не вероятно; ибо такую грамоту Патриарх дал бы не монаху Евфросину, а послал ко Всероссийскому Митрополиту или по крайней мере к Архиепископу Новгородскому; потому что писатель жития говорит, что тогда было разногласие в Русской Церкви о пении аллилуия, и следовательно потребность в Патриаршей грамоте в России была общая. Но о такой грамоте нигде не упоминается ни словом. г) Писатель жития еще говорит, будто Ляхи и Немцы воскресению распятого Христа не веруют, но это ложно. Совершенно известно, что они воскресению Иисуса Христа твердо веруют. д) Наконец писатель жития говорит, будто Богородица ему сказала, что аллилуия значит воскресе; но это истолкование ложно, и посему, конечно, не могло быть дано Богородицею. Впрочем в этом истолковании Стоглавный Собор и сам не поверил Богородице, а сказал, что аллилуия значит слава тебе Боже1050.
2) Стоглавный Собор запретил употреблять аллилуия трижды; во-первых потому, что ему думалось, будто аллилуия значит слава тебе, Боже, а во-вторых, думалось ему, будто троекратное произношение аллилуия с присовокуплением слава Тебе, Боже, составляло бы ересь латинскую. «Понеже бо... не славят святую Троицу, но четверят»1051. – Но обе эти причины ложны. Еврейское слово аллилуия значит не слава Тебе Боже, а, как ныне всем известно, хвалите Бога. Посему, кто трижды говорить: хвалите Бога, а потом слава Тебе Боже, тот отнюдь не четверит св. Троицы, а славит сперва каждое лице св. Троицы, а потом Ее единосущие. Мысль же, будто Латины четверят св. Троицу, совершенно несправедлива. Латины не четверили св. Троицы ни тогда, и ни в какое иное время. О тогдашнем времени явно противное сказывает Патриарх Филарет. В своем соборном изложении он исчислил все погрешности латинской Церкви, но о том, будто в ней четверят св. Троицу, не сказал ни слова. И ни один из последующих поборников православия не сказал, что Латины четверят св. Троицу. Св. Троицу Латины исповедуют правильно, а погрешают, как известно, только касательно исхождения св. Духа. В отношении же к употреблению аллилуия Патриархом Филаретом замечена разность Православной Церкви от Папизма только одна та, что западные поют аллилуия и в день Св. Пасхи, между тем как Православная Церковь поет ее наипаче в Великий Пост1052.
Древность троекратного пения или чтения аллилуия утверждает сам Стоглавный Собор, когда говорит: «Во Пскове и во Псковской земле по многим монастырем и по церквам, и в Новгородской земле во многих же местах до днесь говорили трегубую аллилуия»1053. А эти слова ясно показывают, что там говорили так издавна. Собор, правда, не говорит что также говорили и в других местах, но не говорит, явно, потому, что в житии Евфросиновом, которое лежало у него пред глазами, говорилось только об этих местах. И писатель Поморских ответов отнюдь не имел права говорить, что «токмо в Псковской и Новгородской землях... дерзнуша троити аллилуия. Остается прочее, кроме тех, вся земля великороссийская, вси гради, вси обители, вси святии российстии неизменно соблюдаху двойственное аллилуия»1054. Ибо что тройственное аллилуия говорилось издавна и по прочим местам земли Русской, притом еще людьми святой жизни, совершенно ясно видно даже из того же Евфросинова жития; потому что писатель сего жития, между прочим, говорит Ангелу так: «Господи, Ты веси, яко мнози в чудесех просияша и в великих знамениях, троюще божественное аллилуия»1055.
3) Касательно мнения преп. Максима Грека, о котором говорится, будто он учил петь аллилуия, произнося по дважды, а не по трижды, дал суд Московский Собор, окончившийся и утвержденный в 1667 году при трех православных Патриархах, следующий: «А яже глаголют на преподобного Максима Грека, яко и он мудрствоваше, дважды глаголати аллилуия... то сложение слова не Максимово есть, токмо лгаша нецыи суемудрии на его имя. Ибо Максим премудр бяше и не мог бе сице творити»1056. Впрочем подложность приписываемого преп. Максиму Греку мнения касательно аллилуия ясно видна из того, что в том мнении говорится, будто он учил говорить аллилуия по дважды, а не по трижды, основываясь на том, что так читать и петь предал Церкви св. Священномученик Игнатий Богоносец, наученный такому пению от Ангелов. Но История о св. Игнатии не говорит того, что говорится в означенном мнении. История говорит о св. Игнатии только то, что он слышал, что Ангелы пели аллилуия в славу Св. Троицы, быв разделены на два хора, а посему и сам, в подражание Ангельскому пению, ввел в Антиохийской Церкви пение сей святой песни на два клироса1057. Сведения же о том, что будто Ангелы учили св. Игнатия петь аллилуия, произнося сие слово только по-дважды, а не по-трижды, в Истории совершенно нет.
Кроме означенных доказательств, писатель Поморских ответов, в доказательство того, что должно петь аллилуия не по трижды, а по дважды и в третий слава Тебе, Боже, представляет еще то, что будто петь таким образом аллилуия в древности был в св. Церкви всеобдержный обычай, который и содержался до времени новопечатных книг1058. В подтверждение своих слов он сперва выставляет пять, называемых им древнейшими, рукописей, по как именно оне древни, и где находятся, не показывает. Посему о сих рукописях ничего сказать нельзя.
Далее он представляет грамоту всероссийского Митрополита Фотия во Псков. Но эта ссылка ложная. В Макарьевской Четие Минее говорится противное. Разрешая некоторые вопросы Псковского духовенства, и исправляя разные вкравшиеся там заблуждения, м. Фотий, между прочим, писал: «а еже о аллилуия, слава. Тебе, Боже, сице глаголи: слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и пр. аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»1059.
После сего он еще указывает три древние рукописи, но тоже не показывает, где можно их видеть. А посему также ничего сказать о них нельзя.
Все дальнейшие, выставляемые им, рукописи и печатные книги уже моложе Стоглавного Собора, и посему не имеют надлежащей силы доказательства.
Между же тем вот истинно древние свидетельства, решительно защищающие и утверждающие истину употребления аллилуия в Православной Церкви.
а) В Цветной Триоди, писанной в 6852 (1344) году, хранящейся в патриаршей библиотеке в Москве, по окончании кафизмы: Блажени непорочнии в путь, и тропарей: Ангельский Собор удивися, написано аллилуия не дважды, а трижды, именно: аллилуия, аллилуия, аллилуия слава Тебе Боже! Эту триодь, как свидетельствовал на ней преп. Максим Грек своею рукою, положил в соборную церковь всероссийский Митрополит Фотий1060.
б) В трех Псалтирях со возследованием, из коих две принадлежали Соловецкому Игумену Филиппу, бывшему потом всероссийским Митрополитом, третья – духовному отцу его Шамину, на часах после известных псалмов везде сказано: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже1061.
в) То же видно и в Часослове св. Святителя Филиппа1062.
г) То же видно в других весьма древних Часословах и Псалтирях, хранящихся в библиотеке Соловецкой1063, ныне Казанской Духовной Академии.
д) В Макарьевской Четие Минее сказано: «Иже поют мнози по дважды аллилуия, а не трегубно, на грех себе и на осуждение поют. Тако подобает пети: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже! Аллилуия же речется: пойте Богу. То ти перьвое речется: пойте Богу, то Отцу. А се второе пойте Богу, то Сыну. А се третье пойте Богу, то Святому Духу. Таже слава Тебе, Боже! Первое пойте Пресвятой Троице Отцу и Сыну и Святому Духу. А се единому Богу, в Троице сущу: слава Тебе, Боже! Пой же всякий христианин по-трижды, а не по дважды. Аще ли дважды, то разлучаете Святаго Духа от Отца и от Сына»1064.
В той же Минее еще сказано: «От святых Апостол прияхом от святых Собор седми вселенских и прочих поместных святых Отец, иже Святым Духом писанием своим изложиша нам аллилуия трегубое пети: аллилуия Отцу, аллилуия Сыну, аллилуия Святому Духу: слава Тебе Боже, сиречь единому Богу слава. Се толк и соединение Божеству: аллилуия Отцу, аллилуия Сыну, аллилуия Святому Духу, слава Тебе, Боже, сиречь единому Богу. И паки: аллилуия Отцу, аллилуия Сыну, аллилуия Святому Духу: слава Тебе, Боже. Тому же единому Богу слава»1065. Ваши наставники предъявляют, что в означенном месте Макарьевской Минеи толкованием трегубого аллилуия были поношаемы Греки за троение аллилуия; но к такой мысли о поношении Греков в означенном месте Макарьевской Минеи нет ни малейшего повода.
е) В Уставе, собственноручно писанном св. Святителем Тверским Варсонофием, Казанским чудотворцем, который во время Стоглавого Собора был Игуменом Песношским и, вероятно, был на самом Соборе, постоянно предписывается петь или читать аллилуия, произнося не по дважды, а по трижды. Так на великом повечерии после трех первых псалмов сказано: слава и ныне аллилуия 3. После вторых трех псалмов того же великого повечерия сказано: слава и ныне аллилуия 3. На шестопсалмии после третьего псалма сказано: слава и ныне аллилуия 3. Потом после шестого псалма в том же шестопсалмии свазано: слава и ныне аллилуия 3. На первом часу после известных псалмов свазано: слава и ныне аллилуия 3. На шестом часу после третьего псалма сказано: слава и ныне аллилуия 3. То же на девятом часу. Во 2 Антифоне на Литургии 14 дня Сентября: аллилуия, аллилуия, аллилуия. Во 2 Антиф. 6 дня Генваря: аллилуия, аллилуия, аллилуия, и проч. и проч.1066. Только после тропарей: Ангельский Собор, написано: аллилуия, аллилуия, слава. Но как во всех других местах сего Устава писано аллилуия трижды, то в этом одном месте так написано, без сомнения, ошибкою.
ж) Наконец должно заметить ту решительную историческую истину, что во всех старых печатных книгах, не исключая и всех тех книг, какие были напечатаны при Патриархах, бывших до Патриарха Иосифа, аллилуия предписывалось читать или петь по трижды, на славах во всех тех местах, где должно было читать или петь ее. Предписывать читать или петь, произнося аллилуия по дважды, начали только уже гораздо после Стоглавного Собора, а особливо в последние годы Патриарха Иосифа, когда сей Патриарх, будучи уже очень стар, не мог с надлежащим вниманием наблюдать за печатавшими церковные книги и обуздывать их своеволие. Впрочем в некоторых местах напечатанных даже и в это несчастное время книг аллилуия, как ни внимательно старались везде истребить тройственность ее пения и чтения, осталась, как она была прежде всегда. Именно а) в чине крещения Иерей, обмакивая спицу в елей, в намерении помазать им приготовляемого ко крещению, поет с сущими с ним аллилуия трижды1067. б) При погребении мирян после первой эктении поют: аллилуия, аллилуия, аллилуия1068. При окончании погребения мирского и иноческого, когда возливается на покойного елей, поется аллилуия такоже трижды1069 и проч. Употребление аллилуии по дважды утвердилось едва ли не от того, что в Уставах предписывалось читать аллилуия после известных псалмов только по дважды, для того, что в третий раз после тех псалмов предписывалось петь аллилуия на клиросах певцам1070. Пение последнего аллилуия мало-помалу прекратилось, а чтецы привыкшие произносить аллилуия по дважды, продолжали произносить аллилуия так, как привыкли произносить.
Мнение писателя книги Российский виноград, будто «св. песнь аллилуия древле сугубо пояшеся, яко в Грецех и Сербех и Болгарех, тако и в Российстей велицей Церкви»1071, решительно ни на чем не основано и всей истинной древности прямо противно.
***
Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.