Таковых указаний – два.
Одно говорит будто употреблять треперстное сложение для крестного знамения дал заповедь Грекам Римский папа Афес, когда Греки присоединились к Римской Церкви967; но это прямо выдумка, не имеющая для себя никакого основания. Ни одна История не говорит о такой заповеди; да и из всех Римских пап ни один не имел означенного имени, ни прежде присоединения некоторых Греков к римской Церкви, ни во время присоединения, ни после.
Второе говорит, будто треперстный крест для знаменования себя в молитве изобрел, и научил ему Греков, папа Формоз968. Но это также ложно; ибо и это предъявление равно не подтверждается никакою историею. То, что будто папа Формоз изобрел треперстный крест, основано на следующей искаженной истории: «Треми персты крестился в Риме папа Формоз. И по нем бысть в Риме благочестивый папа Стефан, и того Формоза из земли выкопал, и посадив на престол поругался ему. И имиже персты крестился он, повеле един усекнути, и верже его на землю, и бысть пропасть велия. И потом повеле другий перст усекнути, и верже, и изскочи огнь из бездны. Таже третий повеле усекнути, и верже его, и изыде смрад лют из ада. Он же повеле и тело Формозово в Тиверь (Тибр) реку воврещи, и умре вся рыбы в воде, и за три лета не появися в реце той. Благочестивый же папа Стефан, сложив персты своя по преданию святых Отец, и благослови место, и бысть земля по прежнему»969.
Так говорит искаженная история. Но истнная история говорит только следующее: «Папа Стефан Формоза папу из гроба изъяти повеле и облаченнаго в папежския одежды на престол посадити... И повеле с него одежду оную совлещи и три персты, имиже бывает благословение, отсещи и тело в Тиверь реку воврещи»970. О всем остальном в упомянутой ложной истории истинная история не говорит ни слова, и все остальное в ложной истории посему, без сомнения, есть не истина, а вымысел и ложь. Впрочем ложность всего остального в означенной искаженной истории усматривается и из следующего.
1) В означенной искаженной истории папа Стефан называется папою благочестивым, а он, как справедливо говорит книга Кириллова, был еретик971. 2) В той истории сказано, что папа Стефан сложил персты для благословения по преданию св. Отец, но он как папа Римский, без сомнения, не слагал перстов для благословения по преданию св. Отец и когда благословлял, то благословлял по-своему. 3) В той истории сказано, что папа Стефан был преемником папы Формоза, но преемником Формозу был Вонифатий, а Стефан следовал уже за Вонифатием972.
Ложная мысль, будто папа Формоз изобрел треперстное сложение для крестного знамения при молитве и научил ему Греков, взята, без сомнения, из того, что в нынешней истории упомянуто о трех отрубленных у Формоза перстах. Но истинная история отнюдь не ведет к мысли, будто папа Стефан отрубил у Формоза три перста, потому, что он изобрел треперстное сложение для знаменования себя во время молитвы, и научил сему перстосложению Греков, а ясно сказывает что папа Стефан отрубил у Формоза три перста, потому что он благословлял ими. Под именем же сего благословения, как Римляне не благословляют тремя перстами, всего вероятнее должно разуметь письменное утверждение папою Формозом назначений в разные церковные степени, между тем как он по мнению папы Стефана не имел на то права, как недостойный папского достоинства. Ибо папа Стефан немедленно после того, как сделал означенное поругание над трупом папы Формоза, лишил степени всех посвященных Формозом в разные церковные чины973. Впрочем и самое время, в которое жил папа Формоз, совершенно не благоприятствовало тому, чтоб он мог учить Греков употреблению треперстного сложения для крестного знамения; ибо в то время на Востоке православие было в цветущем состоянии; потому что только за восемь лет до смерти папы Формоза жил на Востоке Патриарх Фотий, самый ревностный защитник православия против Латинян, пользовавшийся величайшею доверенностью на Востоке.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.