Ваши наставники обвиняют Православную Церковь за то, что она будто переменила двуперстное благословение на пятиперстное
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Они говорят именно так: «В древле святых книга, до лет Никона Патриарха Московскаго... повелено креститися и благословити двема персты, а после Никона Патриарха предано креститися тремя первыми персты, а благословити пятию персты»1017.

В святой Православной Церкви для благословения подлинно употребляется пятиперстное сложение, так что из указательного и среднего перста образуются главные буквы великого, наиболее под титлом пишемаго, имени (Иисус), а из большого перста с двумя последними – ХС (Христос), от чего сие перстосложепие и называется именословным. Но это перстосложение для благословения отнюдь не должно быть опорочиваемо вашими наставниками по той причине, что оно пятиперстное. Опорочивая это, употребляемое в св. Церкви, перстосложение, ваши наставники, как будто слепые или бессмысленные, в тоже время опорочивают и самими ими употребляемое перстосложение; ибо и ими употребляемое перстосложение тоже пятиперстное: в нем для крестного знамения большой перст слагается с двумя последними, а указательный с средним.

Употребляемое в Православной Церкви перстосложение для благословения не есть также новизна, в какое-нибудь недавнее время вошедшая в Православную Церковь, но есть предание апостольское, всегда употреблявшееся в Православной Церкви так, как оно везде употребляется ныне.

Дабы при рассмотрении сего предмета удалить всякую запутанность, надобно заметить, что крестного знамения, полагаемого на себе вообще всеми православными христианами, не должно смешивать с крестным знамением, какое подают другим Святители и Священники. Частое ознаменование православных крестным знамением самих себя есть обязанность, налагаемая св. Отцами на всех равно, Святители ли они, Священники ли, или низшие служители Церкви и миряне, – обязанность, об исполнении которой многократно и с величайшею силою напоминают всем христианам св. Отцы Церкви1018. Но ознаменование крестным знамением других, именно благословение, какое делают Святители или Священники, принадлежит только Святителям и Священникам. Это благословение заключает в себе особенную благодать, которую принимают для раздаяния другим только получающие святительское и священническое рукоположение. Кто не принял святительского или священнического рукоположения, тот не может подавать и благословения, принадлежащего Святителям и Священникам, по их иерархической степени.

Что крестное знамение, употребляемое Святителями и Священниками для благословения других, подлинно отлично от того крестного знамения, каким каждый христианин знаменует самого себя, это а) ясно видим из 27 правила св. Василия Великого, в котором благословение причисляется к священническим службам. Правило св. Василия Великого вполне читается так: «О Пресвитере, по неведению обязавшемся неправильным браком, я определил, что должно, то есть: пресвитерским седалищем пусть он пользуется, от прочих же действий пресвитерских да удержится: ибо таковому довольно прощения. Благословляти же других долженствующему врачевати собственные язвы не подобает. Ибо благословение есть преподание освящения. Но кто сего не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому? Того ради да не благословляет ни всенародно, ни особь, и Тела Христова да не раздает другим, ниже иное служение да совершает: но довольствуется священнослужительским местом и проч.»1019.

Совершенно то же говорит 26 правило 6-го вселенского Собора, которое вполне читается так: «Пресвитер, по неведению, обязавшийся неправильным браком, пресвитерским седалищем пусть пользуется... и о прочих же действий пресвитерских да удержится. Ибо таковому довольно прощения. Благословляти же другого долженствующему врачевать собственные язвы не подобает. Ибо благословение есть преподаяние освящения: но кто сего не имеет, по причине греха неведения, тот как преподаст другому? Того ради да не благословляет ни всенародно, ни особь, и проч.»1020. Но как крестное знамение, употребляемое для благословения, принадлежит только лицам освященным и имеет в себе особенную благодать, отличную от той, какую получают осеняющие крестным знамением самих себя: то и перстосложение для благословляющего крестного знамения должно иметь иной вид от перстосложения для крестного знамения каким все православные осеняют самих себя.

б) То же совершенно ясно видим из слов св. Иоанна Златоустого, который присвояет право святительского и священнического благословения также только лицам освященным хиротониею. О Священнике он говорит: «Аще тем (Священником) ничтоже Бог действует, ниже баню (крещение) имаши, ниже тайнам (Телу и Крови Христовым) причащаешися, ниже благословения, приимаеши, убо ни христианин еси»1021.

Кроме сего в) истину постоянной разности в св. Церкви креста молитвенного от благословляющего очень ясно подтверждает случай, замеченный в Степенной книге, писанной как известно, всероссийским Митрополитом Макарием, именно: «Всероссийский Митрополит Фотий некогда пришел в Симонов монастырь, нашел в хлебне спящего инока Иону, бывшего впоследствии Митрополитом всероссийским, и причтенного к лику Святых. Иона десную свою руку дершаше на главе своей согбену, яко благословляше ею. Святитель со удивлением зряше нань, и не повеле разбудити его, и пророчествуя о нем глаголаше: разумейте, о чада, яко инок сей Иона будет велик Святитель в странах Русския земли». Если бы согбение руки как для благословения так и для молитвы было в то время одно и то же, т.е. двуперстное, то почему бы согбение руки инока Ионы удивило Святителя? Почему бы Святитель узнал, что он «яко благословляше ею?» В чем бы нашел предзнаменование будущего святительства? Итак, перстосложение, употреблявшееся в св. Церкви для благословения, несомненно было отлично от того, какое употреблялось для молитвы1022.

Но перстосложение, постоянно употребляемое к св. Церкви Святителями и Священниками для благословения других, есть перстосложение именно именословное. Это перстосложение употребляется так же по преданию неписанному как и перстосложение, употребляемое для креста молитвенного. Ибо правило св. Василия Великого говорит: «Благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемаго, по какому писанию? Не по преданию ли умалчиваемому и тайному?»1023. Посему правильность употребляемого в Православной Церкви перстосложения для благословения должна быть доказываема так же, как должно быть доказываемо всякое предание вообще, т.е. всеобщим употреблением его в св. Церкви во всех местах, странах и народах православных. А именно этот образ доказательства и показывает непререкаемую правильность перстосложения, употребляемого в св. Церкви для благословения. Обойдите места населения православных Греков, Аравлян, Египтян, Грузинцев, Сербов, Валахов, Молдаван, Булгар, Далматов, Черногорцев и проч., вы везде усмотрите перстосложение, употребляемое для благословения, только именословное. В настоящее время в истине сих слов могут удостоверить вас все путешествовавшие по Востоку; их много, а притом и не все Веры православной.

В дальнейшее доказательство истины сего предания не представляем древних икон, писанных красками. Все иконы со временем теряют свой вид, необходимо требуют поновлений и поновляются, а посему в отношении к своему первоначальному виду не могут не подлежать сомнению. Это сомнение весьма усиливается, когда вспомним, что русские иконописцы, писавшие иконы до Стоглавного Собора, были по свидетельству сего Собора весьма не благоговейны и дерзки. Они писали иконы не учася, самовольством, самосмышлением и своими догадками, так что Собору нужно было постановить касательно их особые правила1024. Вместо икон в доказательство истины перстосложения именословного, всегда употреблявшегося в Православной Церкви для благословения, представляем такие древние изображения, которые гораздо менее могут подлежать изменению и сомнению. Именно:

1. Древние изображения шитыя

В Москве в патриаршей ризнице хранятся, и всякий может видеть:

а) Омофор, относящийся по преданию, ко времени 6-го вселенского Собора. На этом омофоре вышит образ Спасителя с благословляющею десницею, в деснице же персты расположены именословно, именно так, как они слагаются для благословения в Православной Церкви ныне. Это изображение, правда, темно, но при увеличительном стекле видно достаточно.

б) Саккос, принадлежавший Митрополиту Киприану. Благословляющие десницы у вышитых на нем св. Святителей Иоанна Златоустого, Григория Богослова и Николая Чудотворца, изображены с перстосложением именословным.

в) Два другие старинные саккоса. На них вышиты у Спасителя и Святителей благословляющие десницы с перстосложением тоже именословным.

г) Три тканые саккоса, принадлежавшие всероссийскому Патриарху Иосифу. На всех их есть изображение Спасителя, у которого благословляющая десница – с перстосложением именословным.

д) Там же несколько других саккосов, на которых изображена благословляющая рука так же именословно.

е) Покров на святые мощи св. Сергия Радонежскаго – вклад великого Князя Василия Дмитриевича. На сем покрове благословляющая рука преп. Сергия изображена с перстосложением именословным1025.

2. Древние иконы, изображенные мозаикою, и посему неудобные для изменения и исправления. Таковы:

Иконы Спасителя и разных Святителей, в Киевском Софийском Соборе, принадлежащие к одиннадцатому веку. Благословляющие десницы на них изображены наибольшею частию с перстосложением именословным.

5. Изображения металлические:

Таково изображение на греческой гривне1026 и проч.

Все эти изображения надежны и достаточно подтверждают истину того, что в древности употреблялось в Православной Церкви перстосложение для благословения именословное.

При сем не могу не напомянуть о тот, что сказал об именословном благословении один почтенный старец, долго находившийся в расколе, и потом обратившийся к Православию. Он говорит: «В первый раз сподобил меня Господь видеть во граде Киеве, в Софийском Соборе, в алтаре на горнем месте, – вверху икона Знамения Божией Матери, а внизу – Святителей, в рост человека. Сии иконы изображены по стенам, но написаны не красками, а все изображены мусиею, а работаны мастерами Греками, и всюду греческая подпись... Здесь удивлялись мы наипаче тому, что у Святителей благословляющие руки изображены не по раскольническому мудрованию, но по обычаю Греко-Восточной Церкви, именословно. И много радовались о справедливости св. Восточной и Греко-российской Церкви, и сохранении в ней древнего предания. Еще более я удивлялся, почему в первое мое странствие не мог я сего видеть, хотя многажды бывал в этом соборе. Может быть, и видел, но расколом были омрачены очи мои душевные и телесные, и был как слепой. Ныне много есть в России недугующих расколом, и можно бы каждому сходить в Киев (ибо это не за морем, и не на чужой земле), и увидеть ясное доказательство, что в России сначала, при князе Владимире, принято именословное благословение от Греков, принявших оное от св. Апостол и св. Отцев; но раскольники не хотят о том испытать, а хотя и увидят или от кого услышат, не хотят тому веровать; ибо враг диавол помрачил их ум, и ожесточил сердце их, и лежит на сердце их покрывало, и не дает им видеть истинного света. Ежели же обратятся ко св. Церкви, тогда взимается с них покрывало. Аз сие не на словах только говорю и не по умствованию, но сам на самом себе испытал: сам сие покрывало носил более 50 лет, и аще бы не Господь, по своему неизреченному милосердию и человеколюбию, снял его, то и до ныне еще оно было бы на моем сердце. Ибо сколько аз с самой юности прочитал духовных книг, и сколько аз во странствии моем видел, и слышал удивления достойных происшествий, доказывающих правоту и святость Греко-российской Христовой Церкви: но аз как бы ничего не читал, и не видал, и не слыхал. Но когда Господь Бог мой снял с моего сердца покрывало: то аз увидел совсем другое и первому противное, и много тому удивлялся, почему аз прежде многажды то самое читал и своими очами видел, и не мог рассмотреть»1027.

***

Ваши наставники крепко стоят, что для благословения должно быть употребляемо то же перстосложение, какое у вас употребляется при молитве, именно: большой перст должен быть соединен с двумя последними во образ св. Троицы, а указательный и средний, с надлежащим наклонением второго, должны быть простерты, в ознаменование двух естеств во Христе; ибо именно оно, говорят, везде видно на св. древних иконах1028. Неправо говорят вам ваши наставники. Благословляющие десницы с употребляющимся у вас перстосложением подлинно видны на некоторых довольно древних иконах; местами видны и на древних саккосах; но это отнюдь не показывает, чтоб это перстосложение было апостольского происхождения, и что именно оно и должно быть употребляемо. Ибо всеобщего употребления вашего перстосложения у народов, исповедующих Православную Веру, и составляющих Православную Церковь, как мы доказали выше, нет; а между тем на многих древних иконах и на разных церковных изделиях находятся благословляющие руки отнюдь не с тем перстосложением, какое защищаете вы.

Кроме защищаемого вами перстосложения для благословения, на многих древних священных вещах видим благословляющие перстосложения иного рода. На многих древних священных вещах перстосложения для благословения изображаются:

1) или так, как оно изображается у Превечного Младенца на Тихвинской иконе Божией Матери, именно: два перста, указательный и средний, простерты несколько наклонно, два последние пригнуты к ладони, а большой перст приложен ко второму суставу перста безымянного1029.

2) Или: «два перста, указательный и средний, простерты, два последние пригнуты к ладони, а большой перст положен на второй сустав перста безымянного и простирается далее сего перста1030.

3) Или: указательный и средний персты простерты, а два последние приложены к первому сгибу перста большого1031.

4) Или: указательный и средний персты простерты несколько наклонно, простерт и малый перст, а большой перст в уровень сложен с безымянным1032.

5) Или: два перста, указательный и меньший, простерты, а большой перст в уровень совокуплен с средним и безымянным1033.

6) Или: большой перст в уровень соединен с безымянным и меньшим, а указательный и средний простерты, с небольшим наклонением указательного1034.

7) Или: большой перст в уровень соединен с безымянным и меньшим, а указательный и средний простерты, впрочем с некоторым наклонением среднего1035.

8) Или: большой перст в уровень совокуплен с двумя последними, а указательный и средний простерты1036.

 9) Или: большой перст в уровень соединен с указательным и средним, а два последние перста простерты1037.

Эта разность перстосложения для благословения, весьма примечательная сама по себе, особенно примечательна потому, что часто находится на древних саккосах всероссийских Святителей Петра, Алексия, Киприана, Фотия, Иоасафа и Макария, Патриархов Филарета и Иосифа. Саккосы эти, без сомнения, не раз были ими употребляемы при священнодействиях, весьма многими в свое время были видены, и однако же решительно ни из чего не видно, чтоб они кем-нибудь были зазираемы в неправославии.

Что значит такая разность перстосложений для благословения? Как она могла существовать в Православной Церкви в такое время, когда, по вашему мнению, в ней не было иного перстосложения для благословения, кроме вашего? Как могли допустить такую разность перстосложения на своих саккосах св. Святители Петр, Алексий, Киприан, Фотий? И как такая разность перстосложения не была зазрена и отвергнута в то время, когда Православная Церковь, по вашему мнению, гнушалась всякии иным перстосложением, кроме защищаемого вами? – При размышлении о сих вопросах, необходимо приходит в голову мысль, что некогда у большего или меньшего числа православного Духовенства все означенные перстосложения были в употреблении, и не зазрены. Ибо как иначе они могли бы быть изображаемы? И как иначе они не производили в народе соблазна, не были зазрены и сильно отвергнуты? – Вы спросите: «Как же произошла такая разность перстосложений для благословения? Как в Православной Церкви давно не было обращено на нее строгого внимания, и она не была запрещена каким-либо Собором?» – В ответ на такие вопросы должно сказать, что все означенные перстосложения не суть перстосложения разные, а одно и тоже перстосложение именословное, только худо рассмотренное и понятое некоторыми из иконописцев, а от иконописцев, потом, перенятое некоторыми из Духовных и введенное в употребление в Церкви. Не замечено же, не осуждено и не прекращено оно было очень удобно, потому что благословение совершается не продолжительно, а очень кратковременно. Так, говорим, должно отвечать, потому что ни одно из означенных перстосложений, отличающихся от именословного, не показывает основательной причины, почему оно всего приличнее для благословения.

Перстосложение, преимущественно вами употребляемое и защищаемое, не прилично, как мы уже заметили, и не могло быть введено во времена апостольские, а посему не приличны и перстосложения № 6, 7 и 8; ибо они, очевидно, выражают то же. А кроме сего эти перстосложения не согласны сами с собою; ибо в них божеское естество Иисуса Христа выражается то указательным, то средним перстом, то неизвестно каким.

Перстосложение № 1 не показывает ясной причины, почему оно таково, и причина его нигде не проясняется. Оно, вероятно, произошло от перстосложения именословного, в котором благословляемому народу особенно ясно видно только сложение перстов указательного и среднего, сложение же остальных трех перстов – слитно, а посему все эти три перста приняты им за приложенные к ладони.

Перстосложение № 2 произошло, явно, от именословного; ибо иначе нельзя представить никакой причины, почему в нем большой перст положен за средину среднего сустава перста безымянного.

Перстосложение № 5 произошло также от неправильно разморенного и понятого перстосложения именословного; ибо иначе нельзя представить никакой основательной причины, почему в нем персты безымянный и меньший приложены к первому суставу перста большого.

Перстосложение № 4 произошло тоже, явно, от худо усмотренного и понятого перстосложения именословного; ибо иначе никак нельзя объяснить, почему в нем указательный и средний персты простерты, простерт и меньший перст, а больший перст в уровень сложен с безымянным.

Перстосложение № 5 опять есть искаженное перстосложение именословное; ибо иначе никак нельзя объяснить, почему в нем большой перст совокуплен с средним и безымянным, и почему оставлены простертым указательный и меньший. – Хотя можно думать, что в нем большой перст совокуплен с средним и безымянным потому, что сии персты больше других перстов а посему и приличнее могут выражать равенство лиц св. Троицы; но нельзя изъяснить, почему в нем указательный и меньший персты простерты, и что они значат.

Перстосложение № 9 тоже есть искажение именословного перстосложения; ибо иначе нельзя изъяснить, что значат в нем два последние перста простертые. Впрочем это изображение нигде более и не усмотрено как на означенной гривне.

Повторяем, что все означенные перстосложения для благословения суть порча перстосложения именословного, употребляемого для благословения в Православной Церкви. Ибо только именословное перстосложение выражает собою то, что оно должно выражать по указанию самого нашего Господа и Его св. Апостолов. Именно, все достойные благословения Божия языки должны получать Божие благословение, по силе обетования, данного отцу верующих – Аврааму, во Иисусе Христе: ибо св. Апостол, сказав: Аврааму речени быша обеты и семени его, т.е. благословятся о тебе вси языцы, далее говорит: не глаголет же: и семенем, яко о мнозех, но яко о едином... Ижс есть Христос1038. А Иисус Христос всегда представлял все, получаемые нами от Него, блага зависящими как бы только от Его имени. Так Он сказал Своим ученикам: еже аще чесо просите от Отца во имя Мое, то сотворю1039. Еще: елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам1040. И еще: егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам1041. Он же обещал всем верующим: именем моим бесы ижденут1042. Посему св. Апостолы говорили: несть иного имени под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам1043; и все свои особенные дела совершали Его именем. Так св. Апостол Петр сказал хромому от рождения: во имя Господа Иисуса Назореа востани и ходи! И утвердистеся его плесне и глезне, и вскочив ста и хождаше1044. Посему все православные, когда просят себе благословения Божия у Святителя или Священника, обыкновенно всегда просят его, чтобы благословил их именем Господним. А все это само собою ясно показывает не только то, что именословное перстосложение для благословения Святительского и Священнического есть перстосложение самое приличное, и более приличного нельзя составить, но и то, что только одно оно могло и должно было войти в Христовой Церкви во всеобщее употребление. Ибо как Иисус Христос заключал в Своем имени беспредельную силу, и все получаемые нами от Него блага представлял зависящими от Своего имени, то по сему самому имя Его тотчас всем везде могло подать повод к принятию именословного перстосложения для благословения, и оно тотчас везде могло быть принято и употребляемо. Напротив защищаемое вами двуперстное сложение для благословения не могло иметь такого удобства для принятия его в Христовой Церкви в употребление; ибо Господь ваш никогда не показывал Своих благ для нас так зависящими от учения о Своих двух естествах как от Своего пмени, да и самое учение о двух естествах во Иисусе Христе обратило на себя особенное внимание в Христовой Церкви только уже в конце пятого века.

У ваших наставников, после сего, остается еще только одно возражение против именословного перстосложения для благословения, почитаемое ими весьма сильным, следующее:

«Именословное перстосложение для благословения не может быть апостольским преданием; потому что христианство назначено для всех народов на земле, а именословное благословение не может быть употребляемо всеми земными народами; ибо буквы, употребляемые для выражения наших мыслей на письме и печати, у наибольшей части земных народов совершенно не похожи на греческие»1045. – Отвечаем: это возражение очень не сильно. Образ христианского благословения идет по всем народам, как действие для всех видимое и непрестанно употребляемое. Язык Греческий, как язык весьма образованный, в апостольские времена был известен весьма многим народам, и, как священный, постоянно был весьма многими изучаем, как изучается ныне. Все же знающие Греческий язык могли объяснять, и, без сомнения, объясняли для незнающих языка Греческого значение переходившего к ним общего у всех христиан благословения именословного. А посему именословное благословение везде могло быть понимаемо, принимаемо и одинаково хранимо, как святыня. Впрочем, ежели именословное благословение не могло быть апостольским преданием потому, что оно означается греческими буквами, то по сей же причине должно говорить, что и священные Евангелия с книгою Апостольских Деяний и Апостольскими посланиями не могли быть писаны на Греческом языке; потому что христианство назначено для всех земных народов, а Греческий язык не всем народам был известен. Основательно ли такое рассуждение?!

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.