Ваши наставники обвиняют Православную Церковь за то, будто она осмиконечный крест, – крест истинно Христов, отставила, а чтит крест четвероконечный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ваши наставники говорят именно так: «И самый истинный и животворящий крест Христов, от трех древ от певга и кедра и кипариса сотворенный, отставили и возненавидели его, и ненотребна сотворили, а возлюбили крыж Латинский, и во всем почитают его паче истинного, божественного креста Христова, от трех древ сотворенного, и проч.»875.

Жалоба несправедливая! Православная Церковь никогда ни по какому случаю не отвергала Христова креста, сотворенного из трех дерев и четвертого – маслины, из которой признается сделанною дщица с надписью, положенная Пилатом на крест, т.е. никогда не отвергала креста осмиконечного. Православная Церковь также никогда ни но какому случаю не запрещала делать осмиконечные кресты, и решительно и отнюдь ничем нельзя доказать, чтоб она возненавидела крест осмиконечный. Напротив напрестольные кресты по всем Православным церквам употребляются наипаче осмиконечные. В какую бы церковь любопытный ни вошел, везде найдет благословенный крест наипаче осмиконечный, и именно наипаче осмиконечный крост всегда употреблялся, и ныне употребляется в православных церквах для благословения народа, для освящения воды, и проч. Что Православная Церковь действительно уважает осмиконечный крест, это, кроме сказанного, еще совершенно ясно видно из того, что все находящиеся в разных церковных службах стихи, в которых упоминается об осмиконечном кресте, торжественно поются без всякой перемены, как и все другие стихи крестных служб. Если бы Православная Церковь оставила, а особливо возненавидела осмиконечный крест, то она, без сомнения, не терпела бы сего креста в церквах, и исключила бы из употребляющихся в ней служб все стихи, в которых дается мысль о кресте осмиконечном; но она никогда не делала сего, и ныне нигде не делает. Итак, други, извет ваших наставников, будто Православная Церковь оставила и возненавидела осмиконечный крест, есть извет прямо ложный и – клевета на Православную Церковь.

***

В Православной Церкви подлинно употребляется и четвероконечный крест, но ничем нельзя доказать, чтоб этот крест она почитала во всем паче креста осмиконечного. И того, что в ней допускается употребление четвероконечного креста, отнюдь не должно быть поставляемо ей в вину: ибо четвероконечный крест никогда не был запрещен ни одним святым Собором и в истинно Христовой Церкви он во все старые времеиа был признаваем и уважаем так же, как и крест осмиконечный. Доказательства на это видны везде.

Известный Корсунский крест, находящийся ныне в алтаре Большого Московского собора, есть крест четвероконечный. – Ваши наставники говорят, что этот крест приводится в пример несправедливо, потому что на нем написан крест осмиконечный, и крест этот уважен в церкви по сему второму кресту. – Ничтожная увертка! За св. престолом стоит и всеми виден крест четвероконечный, а не осмиконечный, который на нем написан. Написанного на нем осмиконечного креста никто не видит. Ежели четвероконечный крест есть крест еретический, то как св. Церковь с весьма давних времен держит его на самом видном месте и чтит возжиганием свеч?

Крест на главе Московского Благовещенского собора равно и на многих других древнейших церквах в Москве, Новгороде и Киеве, есть крест четвероконечный.

Крест, каким вообще все крестимся, молясь Господу Богу, есть крест четвероконечный; ибо он везде у всех делался, как и ныне делается, из двух линий, проводимых сверху вниз и поперек.

Крест, какой всегда употреблялся и теперь употребляется в благословении рукою при совершении всех священных действий: при освящении воды для крещения, при миропомазании, при освящении святых даров, при рукоположении в Архиерея, Иерея, Диакона и проч., есть крест четвероконечный.

Преимущественно такой же крест всегда был употребляем на всех Архиерейских облачениях, Иерейских ризах, воздухах, пеленах и проч.

Такой крест преимущественно употреблялся на всех Царских венцах или коронах. Такой же крест изображен на короне, присланной Византиею в половине 12 века в дар Владимиру Мономаху.

Такой же крест всегда был носим и ныне носится Архиереями на митрах и на персях. В сем несомненно удостоверяют нас все древние облачения, митры и венцы, соблюдающиеся и хранилищах древности, особливо – Московских876.

Равно не отвергается, но уважается четвероконечный крест как в древних наших учительных книгах, так и в книгах наших церковных служб. Именно,

Св. Герман Патриарх Константинопольский говорит: «Моисей Боговидец, егда чувственного Амалика победи, крестообразно на горе руце простер, крест собою яко во образе вообразив»877. А это крест, явно, четвероконечный.

Благовестник говорит: «Смерти многообразны бяху, но крестом умирает Господь, яко да и древо освятит, имже прокляти быхом, и всю вселенную благословит, и небесные, яже явлются высотою креста, таже и преисподняя, яже подножием креста являются; концы же земли восточная и западная, еже является обоими странами креста: руки же простирает, да соберет и приимет чада Божия разсеянная»878. Это крест, явно, также четвероконечный.

В службе на Воздвижение честнаго креста многократно делаются указания на разные прообразования креста Христова в ветхом Завете, и во всех этих указаниях дается мысль о кресте не ином, как о четвероконечном879.

Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Крест начертав Моисей, впрям жезлом чермное пресече и пр.»880. Еще: «Яко четыре края средним кентром держатся и стягаются: тако Божиею силою высота и глубина, долгота и широта держится»881. Это крест, явно тоже четвероконечный. Правда, св. Дамаскин в Октоихе в среду 3-го гласа говорит: «на кипарисе и кедре и певге возшел еси Агнче Божий»; но он же дает и такую мысль, что крест был из одного древа: «о треблаженное древо (не древа), на немже распяся Христос и проч.»882, а из какого, не говорит.

А св. Златоуст сказывает, что крест Спасителя был ни из кедра, ни из певга, ни из кипариса, а из дуба: «о дубе блаженный, егоже царие чтут и пр.»883. – Крест, употребленный для Иисуса Христа, был, без сомнения, такой же, какой готовили и для других. Ибо иначе это обстоятельство было бы замечено св. Евангелистами.

 

Правда, касательно креста, указываемого в ветхом Завете, как прообразовательного, ваши наставники говорят, что тот «вид креста был вид креста только сеновного, не истинного, и посему не должен быть употребляем в доказательство вида креста настоящего, истинного и животворящего». Так они говорят, но справедливости своего мнения ничем не доказывают и доказывать не могут. Между тем означенный сеновный, т.е. прообразовательный крест в том самом месте, где он называется сению креста, называется образом креста. Именно в Толковом Евангелии, на которое здесь указывают, сказано: «Аще ли жезл он (Моисеев), образ токмо и сень креста начертая, таковым и толиким чудесем бысть делатель, что убо есть, еже не имать содеяти... той самый честный, божественный и животворящий крест»884.

Но образ, как образ, должен быть ясное изображение того, что изображает, т.е. должен быть сообразен с ним.

***

Как смотрели на четвероконечный крест церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до времени Патриарха Никона?

Совершенно так же, как смотрела на него древнейшая Христова Церковь, и как смотрит на него ныне Церковь Православнаа.

Крест, какой в продолжение сего времени употребляли все православные, молясь Господу Богу, был крест именно четвероконечный. Это неоспоримо всегда показываете себе вы сами, и везде показывают нам все называющиеся старообрядцами; потому что все вы, совершенно все без исключения, везде употребляете для крестного знамения не иной крест, как четвероконечный, т.е. проводя линию сверху вниз и поперек.

В Стоглавнике написано: «На многих церквах стоят святые кресты, и на тех крестах приделывают кузнецы на всех концех иные меньшие кресты, по два и по три вместе, и те меньшие кресты бурею и сильным ветром по часту ломает: и впредь бы кузнецы делали кресты по чину крестообразно по древним образцам якоже уставиша и предаша святии Аностоли и святии Отцы; а по концом бы наделовали крепости для по единому кресту со всяцем утверждением»885. Здесь ясно видно, что кресты, какие велено было приделывать для крепости главного креста, суть четвероконечные; ибо решительно нигде нельзя найти ни одного креста на церковной главе, на концах которого были бы приделываемы для крепости кресты осмиконечные.

Писатель книги о Вере говорит: «Мир сей крестообразно по многих святых свидетельству сотворен. Высота и глубина, широта и долгота образ креста содержит»886. Этими словами означается крест, явно, четвероконечный: ибо высота и глубина, широта и долгота составляют крест четвероконечный.

Далее тот же писатель говорит: «Человек по образу креста сотворен, егда бо руце прострет, то яве креста образ покажет»887. Здесь крест опять, очевидно, четвероконечный. Ибо когда человек прострет руки, то подлинно яве изобразит собою крест четвероконечный.

В Служебнике, напечатанном при Патриархе Иосифе предписывается Иерею на проскомидии, приняв просфору в левой руце, в десней же святое копие, знаменовать с ним трижды верху просфоры крестообразно888. Здесь же еще предписывается ему по раздроблении Агнца, во время литургии, на части, полагать те части на святом дискосе крестообразно889. – Крест, какой здесь должен быть сделан, очевидно, четвероконечный.

В том же Служебнике Диакону предписано кадить св. престол, по окончании проскомидии, крестообразно890. Здесь также может быть делаем крест только четвероконечный.

В Соборном изложении Патриарха Филарета исчислены все неправильности Латинской Церкви, но о неправильности употребляемого в ней четвероконечного креста не сказано ни слова, и даже ясно говорится об употребляемом в западной церкви кресте как о кресте Господнем, именно: «Крест Господень во иныя убо дни, в церкви имуще (Латины), и почитают и взирают нань, и покланяющеся ему облобызают. Во святый же и великий пост, ни покланяются ему ни взирают нань; но в некоем месте темне, плащаницею обвивше, скрывают»891.

Наконец самые св. Евангелисты называют Христовым крестом и не осмиконечный крест. Св. Евангелист Матфей говорит: сему (Симону Киринейскому) задеша понести крест Его [Христов]892. Св. Евангелист Иоанн говорит о Христе; и нося крест свой, изыде на глаголемое лобное место893. Но этот крест без сомнения, истинный был еще отнюдь не осмиконечный; потому что на нем еще не было дщицы с надписью.

В доказательство того, что Православная, бывшая до Патриарха Никона, Церковь не употребляла и презирала четвероконечный крест, ваши наставники указывают на историю о приходе папского легата с царевною Софиею в Москву к Великому Князю Иоанну третьему Васильевичу894. Но это доказательство – не доказательство; ибо тогда оказано было неуважение собственно не кресту, который был несен пред тем легатом, а легату, который несением пред собою креста хотел доставить себе, а посему и своей Церкви, почесть. Ибо так говорит Летопись: «Уже близ Москвы бывшим им (царевне Софии и легату Антонию) сказаша Князю Великому, что тот посол Антоний лягатос идет с царевною, а пред ним крыж несут, понеже бо Папа то почесть дал великую послу своему... Слышав же се Князь великий начат о сем мыслити с материю своею и со братьею и з бояры своими и начаша не бранити ему, и о том глаголаху. Друзии же глаголаху: несть сие бывало в нашей земле, что почести бы латинской вере кто учинил. Был то один Сидор, и он и погиб. Князь же великий послал ко отцу своему Митрополиту Филипу, возвещая ему сие. Митрополит же отвеща ему: не мощно тому быти, еже во град сей ему внити, но и приближитися. Аще ли же тако учинишь почтити его хотяй, то он во врата граду, а яз, отец твой, другими враты из града... Слышав же сия Квязь великий от Святителя, посла к тому лягатосу чтоб не шел пред ним крыж, но повеле скрыти его»895. – Точно такой же случай был с крестом и православным при Патриархе Никоне. Патриарх Никон пришел на Собор, составившийся для суда над ним, в предшествований ему, как Патриарху, большого креста. Собор признал эту почесть теперь неприличною ему, и велел убрать крест, чтоб его не было. Здесь также явно оказано было неуважение, но не кресту, а судившемуся Патриарху.

Итак, четвероконечный крест не был презираем или не уважаем, и в то время, какое протекло от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона; но напротив в разных случаях и местах был так же свято употребляем, как и крест осмиконечный.

***

На просфорах Православная Церковь употребляет крест подлинно четвероконечный, но не потому, что уважает крест сей более осмиконечного, а потому, что четвероконечный крест здесь более приличен. Печатать четвероконечный крест на просфорах одобрил Собор, окончившийся в 1667 году896; одобрил как потому, что сей крест должен здесь изображаться по преданию, так и потому, что пред сим временем усилился в Русской Церкви обычай печатать на просфорах осмиконечный крест с копием, тростью и Адамовою головою в кругу, поверх коего печатались слова: се Агнец Божий вземляй грехи мира, а такая печать на просфорах не совсем прилична. Ибо 1) не всякая просфора употребляется для взятия из нея Агнца, и посему означенную надпись печатать на всякой просфоре неприлично, и – она отменена. 2) Копие и трость, особенно трость не составляют креста, иа котором Агнец Божий взял грехи мира; посему и они отложены. 3) Адамова глава не составляет Агнца, в образ которого взимается часть из первой просфоры; посему также отложена и она, а оставлен только четвероконечный крест с надписыо IС. ХС. и НI. КА. Этот крест более соответствует и крестообразному разрезанию Агнца, как он должен быть разрезываем897. Впрочем означенный св. Собор, одобряя для печатания на просфорах крест четвероконечный, не отверг печатания на просфорах и креста осмиконечного; ибо он сказал только следующее: «приказати всем просфирницам, чтоб просфоры печатали и печатию креста четвероконечнаго»898.

Ваши наставники, в предосуждение Православной Церкви, разглашают будто она чтит два креста, между тем как крест Христов есть только один; но такое разглашение не справедливо потому что и тот и другой крест, принимаемый Православною Церковью, есть один крест, не два креста. Икона, изображающая Спасителя во весь рост и в пояс, или даже в одной главе, есть одна икона, и обыкновенно везде всеми почитается равно899.

Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, что «некоторые из православных называют осмиконечный крест крестом раскольничьим.» – Такое название частию правда.

Некоторые из Православных иногда действительно употребляют такое название, но не с каким-нибудь неуважением, тем менее с презрением к кресту осмиконечному, а только для показания того, что всеми вами почитается истинным крестом Христовым только один осмиконечный крест, с решительным и злобным отвержением креста четвероконечного.

Итак, предъявление ваших наставников, будто Православная Церковь отставила и возненавидела истинный т.е. осмиконечный крест Христов и возлюбила крест четвероконечный, и во всем наиболее почитает его, есть предъявление несправедливое, и для Православной Церкви весьма оскорбительное, – оскорбительное потому, что допускаемый св. Церковию четвероконечный крест вашими наставниками называется печатью антихристовою900, к каковой хуле на четвероконечный крест Православная Церковь никогда не подала ни малейшего повода, и на каковую хулу ваши наставники решительно не имеют ни малейшего права. Св. Златоуст ясно называет четвероконечный крест печатию Христовою и знамением милости на нас Божией. Он говорит именно так: «Печать наречеся (крест), яко всякия Божии заветы, елика аще приимем, сим аки некоею царскою печатию и перстнем печатаем, и приступити ничтоже может к тому лукавое. Аще настоятельство народное кому вручаем, аще во священническое вводим достоинство, по безчисленных молитвах и призывании Духа, благодати пришедшей, сим печатаем, аки бы почитающе в твердом хранилищи данный дар тако и в священнодействах приемлется. Ибо крест Христов мечь есть и древо, на немъже закланный Христос от убийц Иудеев разруши дела диавольская, и самаго диавола низложи, грехи наша на нем пригвоздив»901. Как же может быть одна и та же вещь печатию Христовою и антихристовою? – Это явно нелепица! Притом, жестоко охуляя четвероконечный крест, ваши наставники в своей слепоте не видят, что они в то же время хулят тот крест, которым сами молятся, и которым молиться располагают всех своих последователей, т.е. крест четвероконечный, которым все, служившие до Патриарха Никона, Священники знаменовали просфору, назначавшуюся для Агнца; которым разлагали части Агнца, по его раздроблении, на дискосе; который преимущественно употребляли на святительских облачениях, и который теперь ваши наставники, и вы сами постоянно употребляете для освящения крестным знамением всякой вещи, какую хотите освятить. Неужели при всех сих случаях полагался и теперь вами полагается не крест Христов, а печать антихристова? – Всесвятый Свете мира902! В какие заблуждения вводит наших братьев человекоубийца исконный ! Просвети тму заблуждающих!

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.