Это св. таинство необходимо для нашего спасения, и посему оно назначено к исполнению после крещения, которое без сего всегда признавалось несовершенным, во всех старых, печатанных при всероссийских Патриархах, Требниках693, и во всей Христовой Церкви, во все времена, совершалось неопустительно.
Лаодикийского Собора 47 правило требует, чтобы над всяким крещаемым в то же время совершаемо было таинство миропомазания. «Подобает, – говорит оно, – просвещающимся святым крещением, в крещении миром мазатися, мастию небесною»694.
Блаженный Симеон Солунский говорит: «Якоже не крестивыйся не очищается, ниже возраждается в жизнь вечную; тако по крещении не помазавыйся, ни печати знамения имать Святыя Троицы, ниже дара Духа. Друг друга бо держатся Божественныя тайны»695.
В другом месте он говорит: «Нужда сим (миром) печататися всякому верному в крещении, да божественнейшее крещение всяк крестивыйся совершенно имать в себе»696.
Еще говорит он: «Не помазавшиися миром, ниже Богу, ниже Ангелом знаеми, и не печатствованни тии, и не знаменани Христу»697.
То же самое читаем в книге о Вере. Причисляя к ересям не только оставление миропомазания в крещении, но и отложение его на некоторое время по крещении, она говорит: «Святая Восточная Церковь при тайне крещения миропомазания тайну сотворяет абие, по соборному св. Отец преданию: а костел западный таковое великое таинство, еже есть печать Святого Духа, и без того крещения тайна не совершена есть, до возраста лет совершенных отлагает»698.
То же говорит Большой Катехизис: «св. Климент Папа Римский в послании 4-м глаголет: всяк со тщанием да ускоряет ко крещению, по сем же печатлен быв от Епископа, прияти имать седмеричную благодать Святого Духа, зане глаголет: без сия тайны никтоже совершен христианин может быти»699.
Большой Катехизис еще говорит, что никто не может и имени христианина носить, ежели он не помазан св. миром: «христианин нарицается, – говорит он, – ради имене Христова и от хрисмы, сиречь от помазания св. мира»700. Долго и у вас самих св. Миропомазание было совершаемо. Ваши предки долго предъявляли и многим очень дорогою ценою продавали св. миро, будто хранившееся у них от времен Патриарха Иосифа и доставленное им бежавшими к ним Священниками. Это ложное миро, когда оставалось его слишком мало, обыкновенно разбавлялось у них большим количеством нового масла, смешивалось и выдавалось за самое св. миро701. Но наконец ваш наставник, забывши все церковные постановления, вам сказал: «Крещения тайна может и без мира совершитися, и спасение человеческое по нужде может и без миропомазания твердо и известно быти. Понеже кое миро бяше, егда крещаху простии мужие и жены? Кое миро при мученицех бяше, егда в темницах, егда на самых мучениях крещахуся, егда и сами себе крещаху и пне рукоположеннии?.. Аще же простии мужие и жены, крещающе без миропомазания, освящаху; аще святии мученицы без мира крещение подающе освящаху; аще св. Апостоли, не имеюще священства, крещаху и без миропомазания освящаху верующия во Христа: зело явственно есть, яко тайна св. крещения, по нужде, может и без мира совершитися, может освятити и облагодатствовати приступающия к нему. Свидетельствует древле-греческая книга в завещании св. Апостол кафолического учения седмыя книги в главе 23 в завещании к Епископу или Пресвитеру, сице глаголющи: да помажеши первее елеем святым, таже крестиши водою, и конечное печатуеши миром, да помазание убо причастие будет Святого Духа, вода же совет смерти, миро убо печать сложений. Аще же ниже елей будет, ниже миро, довольствует вода, и к помазанию и к печати и ко исповеди умирающего»702. – Други! Все это только умствование, прямо противное учению Церкви. Нам должно не умствовать против предписаний, а исполнять, что предписано. – Касательно же людей, которые в древности, во время гонений, по нужде были крещены людьми простыми, не лжеумствуйте. Поелику таинство Миропомазания для нашего спасения необходимо, то надобно полагать, что они приняли св. миропомазание, подобно крещенным в Самарии703, спустя несколько времени после своего крещения, когда т.е. им оказывалась к тому возможность. А ежели кто, крестившись среди мучений, не мог принять миропомазания, то сего случая невозможности, равно как и других подобных случаев, нельзя вам принимать за право уклоняться от установленного порядка; ибо вы имеете полную возможность держаться порядка. Некоторые мученики умерли за Христа, крестившись не водою, а только своею кровью. Кто же, основываясь на сем примере, может говорить, что нам можно обойтись без крещения водою? В случае невозможности принять святое Миропомазание, Св. Дух, конечно, может сойти на крещенного и без совершения таинства Миропомазания, как Он сошел в день Пятидесятницы на св. Апостолов704; но так вам должно полагать и верить только в отношении к случаям невозможности принять св. Миропомазание. При возможности же принять св. таинство Миропомазания всем вам должно следовать установленному порядку. Иначе для чего установлен порядок? И где дано позволение удаляться от установленного порядка, при удобности следовать порядку? Своевольное уклонение от установленного порядка всегда есть тяжкий грех. – Что же касается до слов из книги постановлений Апостольских, то эти слова не уважительны, так как означенные постановления, по замечанию 2-го правила 6-го Вселенского Собора705, повреждены еретиками, и Собором сим отвергнуты. Впрочем представляемые из книги Апостольских постановлений слова не показывают ли сами своей испорченности? Положим, что вода довольствует для помазания и печати; потому что можно помазывать водою; но как вода может довольствовать к исповеди умирающего?!
Дата: 2018-12-21, просмотров: 236.