Священство в деле нашего спасения крайне важно. Это видно, во-первых, из того, что Сам Господь установил Священство для нашего спасения. Той (Христос) дал есть... пастыри и учители к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси во единение веры и познания, Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова791. Может ли быть установление Господа не крайне важно? – Во-вторых, это видно из того, что почти все весьма разнообразные блага спасительной Божией благодати, сообщаемые нам для нашего спасения, сообщаются посредством св. таинств; а строителями (совершителями) сих таинств Господь, Начальник и Совершитель нашего спасения792, сделал св. Апостолов, и преемников их Епископов с Священниками, которых у вас нет. Следовательно им не имеете ни одного из тех благ спасительной благодати, какие преподаются нам в св. таинствах к нашему спасению. Может ли быть Священство для нас не крайне важно?
«Кроме Священства ниже спасения нам, ниже обещанных благ получити (можно)», – говорит св. Златоуст793.
«Без Священства ни христианин кто, ниже священие имея, ниже Бога общаяся», – говорит блаж. Симеон Солунский794.
«Идеже несть Священников, тамо ниже христианству возможно быти», – говорит Большой Катехизис795.
«Потребовати Священства всяк должен есть, без него бо спастися не может», – говорит тот же Катехизис796.
Так необходимым находит св. Церковь Священство! Несмотря ни на что, писатель Поморских ответов вам говорит: «Бог положи в Церкви первое Апостолы, второе пророки, третие учители797. Но в сих трех чинех во святей Церкви, якоже Священницы быша, тако и не священницы обретахуся нужды совершающе. Не священницы быша во Апостолех, якоже Номоканон утверждает. Ибо Господь наш Иисус Христос многим Апостолам, священства не имущим, повеле крестити и проч.»798. – Отвечаем: означенный писатель есть усерднейший сотрудник отца лжи, и всегда старается только о том, чтоб исказить истину. Чтобы видеть его ложь, вспомните, что о сем предъявлении было нами сказано. Это предъявление уже было нами рассмотрено, и найдено бессильным799; это предъявление явно противно постановлению Господа, и становит вашего писателя в толпу тех, над которыми св. Апостол произнес в послании к Галатам страшный приговор: аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да есть800.
Писатель тех же ответов вам говорит: «Чесо за нужными случаями не можем получити… в тех случаях тако пребываем, якоже древле святии во времена нужная пребываху»801. – Эти слова так же ложны. У древних Святых, кроме некоторых совершенно частных и кратковременных случаев, никогда не было таких обстоятельств, в каких находитесь вы. По временам, местами, подлинно не было Епископов и Священников, но тогда Епископы и Священники были в других, всем известных, местах, а совершенно везде никогда не прекращались. Да и по какому праву ваш наставник говорит, что в нужных случаях вам можно поступать не так, как установлено Господом, св. Апостолами, св. Соборами и св. Отцами? Сказано ли где-нибудь в слове Божием, что христиане некогда будут жить без Священства? Дано ли нам где-нибудь Божие позволение вести себя в то время так, как мы признаем за лучшее, приличнейшее или удобнейшее, – вести себя, например, так, как вы ведете себя теперь? – Решительно нигде! Напротив того и слово Божие, и св. Отцы Церкви, и другие древние церковные учители твердо говорят, что созданная Господом Церковь во всем ее устройстве, т.е. с Епископами, Священниками и Диаконами, будет продолжаться до самого Его второго пришествия. Следовательно в созданной Господом Церкви все должно быть и совершаться так, как однажды установлено самим Господом и принято или и установлено Его св. Апостолами и св. Отцами. Мысль об означенных временах нужных, упоминаемых вашим богоборным наставником, есть мысль ложная, не правая, ересь. Вы некогда подвергнитесь за последование ей тому же осуждению, какому подверглись некогда Дафан н Авирон. В древних канонах иногда есть дозволение в случаях нужды уклоняться от предписанных правил, но там эти случаи нужды, как мы видели, означены, а вместе сказано и то, как именно в таких случаях должно поступать. А чтобы в св. Церкви могла быть нужда, какую представляют некоторые из ваших наставников, именно будто в наше время на земле нигде нет истинного Священства; то о такой нужде не только нигде не предсказано ни словом, но такой нужды, при известном совершенно ясном и твердом обетовании Господа Бога о Своей Церкви, отнюдь быть не может. Ибо Он твердо сказал: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут802. А Господь верен во всех словесах Своих803.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.