У вас нет св. таинства причащения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таинство Тела и Крови Христовых необходимо ко спасению для всех, так что, кто не употребляет сего таинства, тот не может получить жизни вечной, или вечного спасения. Это – твердое и совершенно определенное учение нашего Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос не только, как мы видели, повелевает вкушать Свое святейшее Тело и пить Свою святейшую Кровь, но и весьма сильно внушает потребность того для получения жизни вечной, потребность необходимую, говоря; Аз есмь хлеб животный, иже съшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет в векы, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моа есть706. Аще не снесте плоти Сына человеческаго, и пиете Кровь Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пиай Мою кровь, имать живот вечный: и Аз въскрешу Его в последний день707. Эти слова Господни так совершенно ясны, что, кажется, невозможно представить, чтоб нашелся какой-нибудь такой не праводушный и не рассудительный человек, который бы мог разуметь их иначе. Ежели ли бы была какая-либо возможность спастися без причащения Тела и Крови Христовых, то Господь отнюдь не сказал бы так сильно и решительно, как Он сказал. Он не сказал бы так решительно тем более, что Иудеи, к которым Он произнес означенные слова, не верили Его словам, и Он, дабы крепче утвердить в их уме и памяти сказанную им истину, повторил ее несколько раз. Причащение Тела и Крови Христовых, судя по той силе, с какою Иисус Христос говорил о нем, необходимо ко спасению точно также, как необходимо св. Крещение: ибо как Он, беседуя с Никодимом о нужде Крещения, сказал: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие708; точно так же выразился Он и о нужде св. Причащения, когда сказал: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, и пиете кровь Его, живота не имате в себе709. Эта одинаковая для получения жизни вечной необходимость причащения св. Таин с св. Крещением видна, впрочем, из самого свойства сих таинств. Крещение необходимо нужно для получения жизни вечной, потому что оно есть духовное рождение710. Ибо кто не рождается, тот не имеет жизни, и, доколе не родится, не может иметь ее. Равно необходимо для получения жизни вечной и причащение Тела и Крови Христовых; потому что оно есть духовная пища, духовное питие: Плоть Моа, говорит Господь, истинно есть брашно, и Кровь Моа истинно есть пиво711; но без пищи и пития никому нельзя жить, хотя б и родился.

Именно так и разумела необходимость в причащении св. Христовых Таин первенствующая Христова Церковь, и первенствующие христиане, как ясно свидетельствует о них св. Дееписатель, бяху терпяще (постоянно пребывали) во учении Апостол, и в общении, и преломлении хлеба, и в молитвах712.

Точно так же разумели необходимость в причащении св. Христовых Таин все св. Отцы и Учители Церкви.

Св. Василий Великий говорит: для вечной жизни необходимо причащение Тела и Кровм Христовых»713.

Св. Златоуст, говоря о сей необходимости, выражается с величайшею силою: «Сея зело грознейшия и пречестныя жертвы кто, кроме неистовствующагася и изступленнаго умом, пренебрещи възможет?»714, т.е. такое страшное таинство может ли кто презирать (не употреблять), кроме человека лишенного вовсе ума и чувств?»715. Други! выразумейте эти слова вселенского Учителя.

Еще: «со страхом и чистою совестию многажды да приимем Тело Христово, многи бо вижу верныя не часто причащающася, се бо диавола есть дело: тот претит, дабы не часто Тело Христово приимали, токмо в великий пост. И се яве есть, иже не часто причащается, многу власть на себе диаволу дает, и волю на нем приимет диавол, и ведет его на вся злая»716.

Св. Кирилл Александрийский говорит: «иже Церкви Божия и причастия св. Христовых Таин удаляют себе, врази Божии бываю и бесом друзи»717. Други! эти слова крайне достопамятны.

Аптоний Патриарх Константинопольский к Новгородским и Псковским Стригольникам писали: «аще кто от пречистых таин удаляется, той несть истинный христианин: не слушает Господа Бога глаголюща: ядый плоть Мою и пиа кровь Мою в Мне пребывает, и Аз в нем»718.

Благовестник говорит: «Сам (Иисус Христос) рече, яко несть инако живота имети, аще не Моея плоти снесте, и прочая… Темже лепо нам слышавшим, яко аще не снемы плоти Сына человеческого, не имамы живота, в причащение Божественных таин веру имети несомненну, и не вопрошати: како? душевен бо человек не приемлет, яже выше естества, духовных, якоже паче и духовного брашна, Господни плоти не разумеет, еяже не причащающеся не причастни будем вечного живота»719.

Симеон Солунский говорит: «яко невозродившийся чрез воду же и Духа не внидет в царство небесное: тако и не ядый плоти Сына человеческого (яко рече Сам Господь), и не пияй Его крови не возъимать жизни вечныя»720.

Други! выразумейте эти слова бл. Учителей!

Представлять многие свидетельства для доказательства рассматриваемого нами всем известного предмета не находим нужным, и не представляем.

***

Что говорили о нужде св. Причащения церковные Учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?

Именно то же.

В Кирилловой книге читаем: «Зрите и со страхом внимайте, яко сам Христос, известно уверяя, повелевает всем в вине пити животворящую Кровь Свою, а не единым попом. Аминь бо, рече, глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, и не пиете крови Его, живота не имате в себе, не сего временного, но вечного: ядый бо, рече, Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешю его в последний день»721.

Еще: «якоже в Египте зачалося, сие в первое пришествие Христово исполнися: ибо агнец знаменует Христа, а кровь агньча знаменует Кровь Христову, и яко тогда которого дому праги кровию агнчею не покроплены, в том дому первородных убиваше Ангел. Такоже и зде: «аще кто Кровию Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может, якоже Сам Христос рече: аще кто не пиет крови моея, живота не имать в себе»722.

В книге о Вере читаем: «Христос Спас наш пренеизреченным милосердием Своим сниде с небесе, показуя к нам превеликую любовь Свою, уподобися неясыти пустынному, иже кровию, истекшею из персий своих, оживляет птенцы своя, нас создание Свое, умерших грехи, кровию истекшею из ребр Своих оживотвори, и яко да память такового великого благодеяния Его в нас не забвена будет всегда, на тайней вечери Своей плоть Свою ясти, и истинную кровь Свою пити божественным учеником, а при них всем, повеле тако: пийте от нея вси, и утвержая, яко да не уничижит кто повеление Его, научает сими словесы: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, и не пиете крови Его, живота не имате в себе723. Страшен ответ Христовых словес: и яко истинна суть словеса Его, сим заключает: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут724. Кто не ужаснется от вышереченного запрещения, и не послушает гласа Господня, разве той иже живот вечный погубити хощет?»725 Можно ли говорить сильнее сего!

Еще: «в Литургии такова знаменитая святая и великая тайна совершается, яко без причастия тоя истинныя святыни спастися не возможно»726.

И еще: «Ради живота вечного послушаем Христова гласа: «пийте от нея вси. Чесо же ради? Слыши! В древнем законе Господь Бог повеле: иже кто кийждо прагов дому своего не помажет кровию агньца, в таковом дому Ангел первородных убиваше727. Такоже и в новой благодати, кто кийждо сего истинного Агньца Божия кровию предражайшею не помажет дому своего; в таковом койждом первородная душа его жива быти не может»728.

В Большом Катехизисе читаем: «Многая и великая и неисповедимая суть – приобретения от сея тайны (от тайны Тела и Крове Христовы), зане сия тайна источник есть всех благ духовных. Понеже истинно имать в себе Господа нашего Иисуса Христа, Иже есть Источник всех даров небесных»729. Следовательно кто не причащается Тела и Крови Христовых, тот, по смыслу Большого Катехизиса, не имеет никаких благ духовных, а посему и жизни вечной, тот погибнет.

В том же Катехизисе несколько ниже означенных слов читаем: «Якоже пища и пиво привременное естественныя силы исправляет, сице и сей божественный хлеб, с небесе низходяй, исправляет в нас теплоту любве и силу добрыя воли. И якоже убо плоть, пищею и пивом естества питаема, не токмо цела сохранена бывает, но и растет и тучнеет и выну нову сладость от них приемлет: сице сия преестественная пища и пиво не точию сохраняет человека в животе духовном, но и добродетели ему умножает, и дары небесныя прилагает, и душу сице утучняет, якоже св. пророк Давид желая глаголет: яко от тука и масти да исполнится душа моя»730. Следовательно, кто не причащается Тела и Крови Христовы, тот, по смыслу Большого Катехизиса, не сохраняется в животе духовном, в том не исправляется теплота любви и сила духовной воли, и не умножаются добродетели, тот духовно мертв, и – погибнет.

В Малом Катехизисе сказано: «о пользе причащения пространно в Катихизисе великом обрящеши: зде же точию подобает ведати, яко да всякий бы человек христианин святую Литургию частее и с большим благоговением слушал, и Тела и Крови Господни причастник был»731.

Выслушайте, други, что говорят уважаемые вами книги!

***

Что говорит о сем Православная Церковь после Патриарха Никона?

Совершенно то же.

Православное Исповедание говорит: «Сия тайна преимуществует вся иныя, и паче иных пользует в спасение наше: понеже в тайне сей всякая благодать и благостыня Господа Иисуса явствуется на верных»732.

Пространный Катехизис говорит: «Церковь матерним гласом завещавает... причащаться Тела и Крови Христовы, ревнующим о благоговейном житии, четырежды в год или и каждый месяц, а всем непременно однажды в год»733.

Итак причащение Тела и Крови Христовы необходимо для всякого христианина, так что кто не причащается, тот не имеет никаких благ духовных, тот мертв душою, враг Богу, друг диаволу, и отнюдь не может наследовать царствия Божия. А посему причащаться Тела и крови Господних необходимо должно совершенно всем.

***

Теперь спрашивается: «Не может ли православный христианин, по каким-либо причинам, получить живот вечный, не причащаясь св. Христовых таин?

Может, но именно только тогда, когда, как говорит Большой Катехизис, христианин «не возможет их употребляти, вожделев их»734, т.е. когда он не имеет возможности принять их, несмотря на все свое желание и на всю свою веру.

Когда это может быть? – Это может быть, как для всякого, кажется, видно само собою, тогда, 1) когда христианин находится у кого-нибудь в стране неправославной или у язычников в неволе, в плену, и тюрьме, где ему невозможно получить св. причащения; 2) когда какой-нибудь христианин заболит, хотя и в христианской земле, но в доме неправославном, в котором никто не желает пригласить к больному Священника и не приглашает, хотя больной всеусердно просит пригласить к себе Священника; 3) когда у какого-либо христианина бывает какая-нибудь болезнь, совершенно препятствующая ему принять св. причащение, например рвота и т.п. Во всех таковых случаях усердно желающий причаститься, хотя на самом деле и не причащается, причащается духовно, т.е. тогда ему, по его усердному желанию причаститься св. Христовых таин, вменяется в действительное причащение его усердное желание причаститься, подобно тому, как Аврааму вменялась в правду его вера735. Кто так духовно причащается, тот получает все блага, какие получает причащающийся самым делом.

Что усердное желание причащения Христовых таин в означенных случаях, христианину подлинно может вмениться в действительное причащение, это понятно само собою; ибо если бы таковой, усердно желающий св. причащения, имел возможность причаститься; то по его вере и по его усердному желанию он бы непременно причастился. Впрочем это подтверждается во многих православных учительных книгах. Желающий может читать их сам736.

Кроме сего здесь очень прилично припомнить, что писал св. Священномученик Киприан Африканский Епископам и Священникам, содержавшимся за исповедание христианской Веры в темнице. Именно: «не имате возлюбленная братия, ни единыя тщеты во благоговении и вере, яко тамо в сие время Священницы Божии приношения и жертвы [или Литургии] совершати не можете: пожрите в жертву дух сокрушен; сердце сокрушено и смирено, Бог не уничижит. Сию жертву Богу непрестанно воздаете в день и в нощь, и сами есте жертва жива и свята, якоже глаголет Апостол»737.

Но эта возможность получить живот вечный без причащения св. Христовых таин простирается только на означенные случаи. Напротив все те, которые не причащаются св. Христовых таин, не находясь в означенных обстоятельствах, не будут иметь живота вечного; потому что они не вкушают святейшего Тела Христова и святейшей Крови Христовой не по чему иному, как по самоволию.

***

Все сказанное совершенно ясно. Но ваши наставники, не обращая внимания на сказанное, говорят: «Ни, можно получить живот вечный и без причастия св. таин,» – говорят, и в доказательство своего мнения представляют некоторые, по их мнению, очень уважительные причины. Посмотрим на эти причины.

Во-первых они говорят: «Во время нужды, может человек, сый христианин, имеяй правую веру и дела добрая, спасен быти, аще и не причастится св. таин»738. – Не входим в подробное рассмотрение сих слов: подробное рассмотрение сих слов потребовало бы довольно длинного объяснения, которое впрочем здесь и не нужно. Обращаем внимание только на то, что эти слова совершенно явно противоположны яснын словам нашего Господа: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Кто из праводушных может хладнокровно выслушать такую мысль ваших наставников? Если бы можно было получить живот вечный, не вкушая Тела и Крови Христовы, то Иисус Христос отнюдь не сказал бы означенных слов. Сказанные Господом слова непременно требуют от всех, желающих получить живот вечный, причащения Его святейшего Тела и Его святейшей Крови. Что же касается того, что будто при правой вере и добрых делах, т.е. при усердной молитве и добродетельном житии, как выражается писатель поморских ответов739, причащение Христовых таин может быть не нужным или лишним для получения живота вечного, то такой мысли нигде не подтверждает ни одно слово ни самого Господа нашего Иисуса Христа, ни Его св. Апостолов, ни св. Соборов, ни св. Отцов Церкви. Следовательно предъявляемая вашими наставниками мысль, что можно спастись и без причастия святых Христовых таин, есть мысль прямо противная учению Господа, противная учению Его св. Апостолов, св. Соборов и св. Отцов Церкви, – мысль прямо еретическая. Кто утверждает возможность спасения без св. причащения, тот становит и себя и других в состояние противное заповеди Господа, противное заповеди и примеру св. Апостолов, противное примеру первенствующей Церкви и живому чувству св. подвижников. Так поступать не значит последовать постановлению Христову и уставу старых книг. Все старые книги, как и Сам Господь, от всех христиан требуют причащения св. Таин. Кто говорит противное сему, тот несомненно подлежит той несчастной анафеме, какой, по суду св. Апостола, должен подвергнуться всякий благовествующий паче благовествованного нам от Господа и св. Его Апостолов740. Этой страшной анафеме сам подверг себя ваш старый наставник. Пусть же на нем одном она и лежит. А вас Господь Бог да разумит, помилует и спасет!

Во-вторых, ваши наставники говорят: «Вместо Тела и Крови Христовых можно приносить Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»741. – Эта причина почти то же, что предыдущая. Означенная жертва отнюдь не может заменить жертвы Тела и Крови Христовых. Ибо нигде ни в каком святом Писании не сказано, чтобы жертва сокрушенного сердца или какая-либо иная жертва могла заменить жертву Тела и Крови Христовых. Блаженный Григорий Мних говорит: «якоже кроме стихии невозможно составлатися и живо дати (дать жизнь) телесем: тако кроме причастия Божеетвенного невозможно инако живо дати души»742.

Кириллова книга говорит: «никоим образом тех словес (т.е. аще не снесте плоти Сына человеческого и пр.) можем разумети ни о которой иной жертве, кроме тоя, яже от вознесения Господня на небеса и доныне в Церкви Християнстей во всяком месте приносится, чистая жертва Тела и Крове Агнца Божия, иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его»743.

Наконец, опровергая всякую замену св. таин, Толковый Апостол говорит: «Пророком рече Бог ко Июдеом: несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертву не прииму от рук ваших...744 Не хощет уже (Бог) жертвы от рук Июдейских, и нарече ину жертву себе любезну... и си есть та жертва, юже Церковь християнская, от языков избранная, приносит по всей вселенней Господу Богу, и до скончания века приносити будет – Тело и Крови Господа нашего Иисуса Христа, на воспоминание смерти Его... Невозможно сему (означенному пророчеству) прииматися о жертве хвалы и коей иной жертве нашей внутренней; ибо ни едина та жертва несть чиста пред лицем Божиим, якоже Писание глаголет: кто ся похвалит чисто имети сердце?.. Никакоже сего словеси (пророчества) невозможно разумети ни о единой иной жертве... нашей внутренней или внешней»745.

И еще: «Имеет новый завет... жертву ину нову, далече честнейшую, юже на всяк день и на всяком месте Господу Богу к славе и хвале Иереями приносит: а сия несть ни жертва хвалы, ни сокрушенного сердца, ни молитвы, ни милостыни. Сии бо не суть новыя жертвы, ибо быша в древнем законе и в новем, но имеет едину жертву нову, в законе древнем никогда не бывшую, Тело и Кровь Господню, якоже и сам Господь рече: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается»746.

То же читаем в Большом Катехизисе, где говорится: «Христос, предая нам вечерю ону, по оной не к тому приложил есть иную»747.

Итак св. причащение незаменимо ничем.

В-третъих, ваши наставники говорят: «Весьма многие из древних пустынных св. Отец, хотя они иногда удобно могли получать причастие св. таин, не причащались во всю свою жизнь; однако же они спаслись и прославляются Церковию, как то: Мария Египетская, преподобный Петр Афонский, преподобный Марк Фраческий, преподобная Феоктиста, преподобный Феофан Антиохийский, св. мученица Дросида, дочь Царя Траяна, преподобный Малх, св. мученик Евпсихий, преподобный Иоанн, ученик Григория Декаполита, св. мученица Гликерия, св. мученики Еспер и Зоя, св. мученик Варвар, св. мученица Акилина, преподобномученица Феврония, Патермуфий, Коприй и Александр, св. мученики Улитта и Кирик, св. мученик Емелиан, и проч.»748.

Есть ли сила в этом доказательстве? – Нет! Ибо 1) хотя в житии всех означенных Святых, исключая Марию Египетскую, (о которой ясно сказано, что она пред своим удалением в пустыню причастилась св. Христовых таин в Предтечевой Церкви на Иордане, и еще пред своею кончиною от св. старца Зосимы)749, подлинно не сказано, что они причащались Тела и Крови Христовых, однако же это обстоятельство отнюдь не дает права на такое заключение, что они не причащались во всю свою жизнь. Ибо никак нельзя предполагать, чтоб они не знали твердых, ясных и сильных слов Господа: аще не снесте плоти Сына человеческаго, и пиете кровь Его, живота не имате в себе750. А ежели знали, то никак нельзя предполагать, чтоб они, когда только имели возможность не причащались: ибо причащающимся Тела и Крови Христовых обещается живот вечный, а они во всю свою жизнь всеми силами старались получить жизнь вечную, и именно для того, чтобы удобнее получить живот вечный, уходили в пустыни. Можно ли думать, чтоб они пренебрегали причащением Тела и Крови Христовых, которое несомненно доставляет живот вечный всем, достойно ого употребляющим?!

2) Известные описания житий тій означенных Святых не дают ни малого намека, чтоб упомянутые Святые в своей жизни подлинно не причащались св. Христовых таин. Преподобный Петр Афонский до поселения в пустыни был уже христианином и предводителем войска, следовательно был уже в мужеском возрасте; посему нельзя предполагать, чтоб он не причащался по крайней мере до своего отхода в пустыню. Особенно нельзя думать, чтоб он не был причащен в Риме Папою при своем пострижении в монашество751. Преподобный Марк Фраческий ушел в пустыню уже тридцати пяти лет, посему отнюдь нельзя предположить, чтоб он, по крайней мере прежде своего отхода в пустыню,не причащался св. Христовых таин752. Преподобная Феоктиста до 18 лет жила в монастыре и там, весьма вероятно, причащалась св. таин, а пред своею смертию она причастилась св. Христовых таин, принесенных ей, по ее просьбе, некоим ловцем753. Преподобный Феофан Антиохийский жил в хижине близ города, от людей не скрывался, всех, приходивших к нему принимал и учил соблюдению Божиих заповедей, посему, очень вероятно, и причащался754. Св. мученица Дросида, дочь царя Траяна, по крещении жила только семь дней755, и ежели не причастилась, то ее страдание вменилось ей в причащение, как распятому со Христом разбойнику вменилось и в причащение и крещение. Преподобный Малх попал в плен уже в мужеском возрасте, и до своего плена, вероятно, несколько раз причащался дома и в монастыре, в котором он жил, освободясь от плена756. Св. мученик Евпсихий имел великую любовь ко Христу и Христовой Вере757, посему отнюдь нельзя предположить, чтоб он никогда не причащался св. таин; а ежели не причащался, то ему вменилось в причащение его мученичество. Преподобный Иоанн, ученик Григория Декаполита, сначала жил у св. Григория, ходил по святым местам, был в Лавре св. Харитона, и, без сомнения, неоднократно причащался758. Св. мученица Гликерия подверглась мученичеству уже в зрелых летах, и нельзя предположить, чтоб она пред тем несколько раз не причащалась759. Св. мученикн Еснер и Зоя несколько лет были христианами до своего мученичества, и в то время, весьма вероятно, несколько раз причащались760. Св. Варвар долго находился под самовольною епитимиею, но чтоб он ни однажды не причащался или чтоб ему запрещено было св. причащение, о сем не говорится761. Св. мученица Акилина пяти лет крещена Епископом, и десяти пострадала за Христа. В продолжение последних лет, нельзя предполагать, чтоб она не причащалась762. Преподобная мученица Феврония несколько лет жила в монастыре, и невероятно, чтобы там ни однажды не причащалась763. Патермуфий был уже слишком семидесяти, а Коприй сорока пяти лет, когда взяты были на мучение, и нет ни малой причины предполагать, что они до самой своей смерти никогда не причащались. Александру же, обратившемуся ко Христу в самый день его мучения, ежели он не причащался, вменилось в крещение и причащение его страдание764. Св. Улитта жила в городе Иконии, где немало было христиан, и имела уже трех лет сына, когда взята была на страдание; посему совершенно невероятно, чтобы она до своей мученической смерти где-нибудь не причащалась. Сын ее Кирик скончался еще трех лет765. Св. мученик Емелиан уже много времени был христианином, прежде нежели разрушил идольский храм и был замучен; посему нельзя предполагать, чтоб он никогда не причащался766.

3) О св. Отцах, живших по пустыням, известно, что многие из них причащались всякую неделю, и для сего иные имели церкви, в которых совершали Божественную службу собственные Священники, Или Священники посторонние, по приглашению, а другие ходили в соседственные церкви. Так известно о Захарии, сыне старца Кариона, которому, как он приступил однажды к св. причащению, Пресвитер сказал: «Чадо, в минувшую неделю пришел еси и причастился, яко человек, ныне же яко ангел еси»767. Так известно о преподобном Пахомии Великом, о котором сказано: «Егда в кий день праздничный подобаше всем купно причаститися пречистых, безсмертных и животворящих Божественных Христовых таин, преподобный Пахомий призываше Пресвитера единого от ближних, яже в весех, церквей, и совершаше призванный Пресвитер в монастыре их Божественную службу, и бываху вси причастницы тела и крови Христовы»768. Равно о Марке монахе, который тридцать лет оставался в своей келье безвыходно, сказано, что «имяше обычай Пресвитер приходити к нему, и, совершив св. службу, подаваше ему святых таин»769. – О двух братьях отшельниках сказано, что они в пустыне ни к кому не ходили, «но токмо в церковь хождаста молчаща прияти общение»770. То же говорится о преподобном Иосифе771.

Кроме сего 4) известно, что в древние времена многие св. Отцы, не имевшие у себя Иереев, брали с собою в пустыню запасные святые дары, которыми они, в случае потребности, неопустительно причащались. Ибо св. Василий Великий ясно говорит: «Вси, иже по пустыням иночествующе, и идеже несть Священника, причащение свое о себе держаще причащаются»772. Т.е. «Все монахи, живущие в пустынях, где нет Иерея, хранят причастие в доме и причащают сами себя»773.

То же сказывает Симеон Солунский: «Некиим пустынником сущим и не обретающимся Иереом от Архиерея попущаются преждесвященная имети в чванце, и во времени нужды от них тем причащатися, со многим благоговением»774.

Так преп. мученица Евдокия, когда воины пришли, чтобы вести се на мучение, взяла с собою часть пречистых таин, дабы причаститься в час своей смерти775. А преп. Феодор Студит «носяще везде с собою часть некую животворящего Тела, напоенного Кровию Христа Господа»776.

Об Александрии и Египте св. Василий Великий говорит, что там «и простии людие на мнозе (по большой части) имут причащение в дому своем кождо, и егда хощет кто, причащаются собою», т.е. сами без посредства Священника777.

И так о том, что о причащении вышеозначенных святых мужей и жен святым Христовым тайнам в житиях их ясно не говорится, должно судить не так, как судят ваши наставники, а так, как весьма здраво судил о сем преподобный Иосиф Волоколамский. Именно: «Обычай есть божественному Писанию, еже святых жития и повести писати, и нужнейшия вещи Писанию предавати, не нужнейшия же мимотещи. Ничтоже нужнейши есть божественного Крещения и Причащения св. Христовых таин. Но во множайших житиях Апостольских, и мученических и отеческих не явлена суть о сем. Еда убо не вси крещени быша, или не вси причащахуся св. Апостоли и мученицы и преподобнии отцы? Ей, вси креститеся и вси причащахуся; но писателие умолчаху о сем, ведяще, яко не нужно есть писати о сих, еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или причащается св. Христовых таин»778.

Наконец, в-четвертых, в доказательство возможности спастися, при правой вере и добрых делах, без причащения св. Христовых таин, некоторые злейшие из ваших наставников на св. Церковь предъявляют, будто ныне после 1666 года, уже нет на земле св. Причащения, и священнодействуемая ныне в Литургин Евхаристия уже не есть Тело и Кровь Христовы, а есть мерзость запустения779, о которой говорит св. Пророк [Даниил]780 и Христос (егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе)781, и что посему в наше время можно спастися без Причащения». Но мы прежде вам несомненно доказали, что такое мнение прямо противно Слову Божию и учению всех св. Отцов и учителей Церкви. Это мнение даже Толковый Апостол, изданный самими вашими наставниками, называет мнением еретиков самых неистовых. Именно он говорит: «Беснующиися еретицы глаголют, яко Литоргия есть мерзость, яже, но писанию, в царстве антихристове имяше стати на месте святом. Но да возьмут сполна словеса у Марка Святого: ибо тамо тако рече Господь: егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святом... Зриши ли, яко мерзость запустения не есть свята жертва любезна и приятна Богу, но спустошение ея, еже соделает антихрист пред пришествием Господним, свой образ, не Евхаристию, на то место поставивши»782.

И так, что св. таинство Тела и Крови Христовых будет продолжаться до самого второго Господня пришествия, это совершенно несомненно и неоспоримо; а посему все, не причащающиеся св. Тела и св. Крови Христовых самовольно, сами себя лишают и будут лишены живота вечного. – Други! размыслите о прочитанном беспристрастно. Дело чрезвычайно важно. Да умилит вас Господь Бог!

Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.