В самом ли деле истинная Христова Церковь может существовать только при Епископе?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истинная Христова Церковь в самом деле может существовать только при Епископе. Без Епископа нет Церкви.

Св. Игнатий Богоносец пишет: «Епископ Бога Отца всех образ есть, Пресвитери же, яко сонм Божий и союз Апостолов Христовых. Без них Церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных»266.

Он же говорит: «Елицы Христовы суть, сии со Епископом суть»267.

Св. Священномученик Киприан говорит: «Церковь установлена на Епископах»268.

Он же говорит: «Церковь есть стадо, прилепляющееся своему пастырю; а посему знай, что Епископ в Церкви и Церковь в Епископе, и ежели кто не с Епископом, то тот и не в Церкви»269.

***

Что говорили о сем церковные учители, жившие со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?

То же.

В Прологе читаем: «Вси почтите Епископа, яко Самого Христа, попы же яко сопрестольницы и супруги Апостолов: без них бо Церкви не нарицаются»270.

В Большом Катехизисе читаем: «Идеже несть Священников, тамо ниже Христианству возможно быти»271. Но Священник может быть только при существовании Епископа.

***

Что говорит о сем Православная Церковь после Патриарха Никона?

Совершенно то же.

Иерусалимский Собор 1672 года говорит: «Звание Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковию, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может... Полагаем, что Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира»272.

***

Ваши наставники, не признавая необходимости в Епископстве, защищают свое мнение и ложную правильность своего состояния без Епископства следующими словами, взятыми из 10-го мнимо-Мелетиева послания (это послание писано не Патриархом Мелетием, а Афонскими монахами)273, писанного в начале Унии к православным в Царстве Польском, оставшимся в Православии, но довольно не мало смущавшимся, и посему требовавшим подкрепления в Вере, именно: «Обнажим отступников благочестия, да ея ими не прельщаете, яко пастыри отступиша или заблудиша, яко и вам не мощно ся без них сохранити: но несть тако, несть, мощно бо быти без них, занеже Бог их из Церкве изгнал и обезчестил, понеже недостойне тыя престолы содержат, и то имя на себе носят»274. – Но слова в означенном послании – мощно быти без них – отнюдь не давали православным людям, в Царстве Польском, такой мысли, будто им можно было оставаться и жить без всех Епископов и Пресвитеров. Эти слова давали только такую мысль, что им можно было остаться православными без пастырей, отпадших от Православия. Ибо хотя у них отпало от Православия к Унии шесть Епископов, но эти шесть Епископов не составляли всего числа их Епископов. У них оставалось еще два православных Епископа – Львовский и Перемышльский275, от которых они удобно могли получать себе Священников, да и на место отпадших Епископов Вселенский Патриарх мог скоро рукоположить им других Епископов православных276, так как и в самом деле на место отпадших Феофаном Патриархом Иерусалимским вскоре поставлены были новые Святители277. Что у означенных Православных тогда еще оставались Епископы, это, кроме Истории, ясно видно из самой надписи означенного послания. Послание надписано так: «Благочестивому Князю... и всем християном православным, от сана и чина господьского начальствуемого князем, и воеводам, такоже и духовным Епископом, и до последнего степене, и простым смиреным гражданом и пр.» Ежели принять, будто слова означенного послания – мощно быти без них – дают такую мысль, что истинным христианам можно быть без Епископов вообще и всегда, то должно принять, что то послание совершенно противно православной Вере, и следовательно – послание еретическое; ибо в Православной Вере, как мы уже видели, всегда признавалось и ныне признается за непременную истину то, что быть истинным христианином и спастися без Епископов не возможно, и что без Епископов нет никаких таинств, никакой спасительной благодати. Но означенное послание писано монахами православными, а посему не должно предполагать в нем ничего неправославного. Означенное послание должно было бы почитать еретическим по той же самой книге Кирилловой; ибо в ней ясно сказано, что речь, «иерейства и жертвы в Церкви Христове несть потребы, есть речь еретическая»278.

В защищение своего мнения ваши наставники ссылаются еще на Препод. Максима Исповедника. В его житии сказано, что когда монофелиты убеждали его присоединиться к их исповеданию, и на следующий день причаститься вместе с Патриархом Константинопольским, представляя ему, что с ними согласился и Папа Римский, которого послы завтра будут причащаться с Патриархом; тогда Преп. Максим твердо стоя за благочестие, и отнюдь не желая отречься от исповедания четвертого вселенского Собора, сказал: «Аще и вся вселенная начнет с Патриархом причащатися, аз не имам причаститися с ним»279. Выставляя сии слова преп. Максима, они говорят: «Так сказал Максим, а того не помышлял, что без Епископа Церкви быть нельзя, якоже ныне нецыи глаголют»280. – Эта ссылка на преп. Максима нимало не оправдывает мнения ваших наставников. У преп. Максима и в мыслях не было, что не соединясь с монофелитами и с согласившимся с ними Константинопольским Патриархом, он останется без Епископа; ибо преп. Максиму было совершенно известно, что весь Запад отвергал мнение монофелитов и что, следовательно ежели он не согласится с монофелитами, то будет в согласии со всеми православными Епископами на Западе281, следовательно останется в Церкви с Епископом.

И так Епископы в истинно Христовой или Православной Церкви так нужны, что без них не может быть ни истинных Священников, ни истинных таинств, ни истинных христиан, а следовательно – ни истинной Церкви. Посему вы, отделившиеся от нас братия, не признавая нужным для себя Епископа, или думая, что вам можно быть христианами и составлять Христову Церковь и без Епископа, находитесь в весьма опасном и потому несчастном положении.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 219.