В самом ли деле только Епископ имеет право священнодействовать?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершать все священнодействия, особливо св. таинства, посредством которых доставляется людям многоразличная благодать Божия, в самом деле имеет право только Епископ. Хотя и Священники могут сообщать людям различную благодать Божию, но не иначе как получив от Епископа право на то, т.е. получив от Епископа Священство посредством хиротонии. Это всегда так исповедывала святая Церковь.

Св. Игнатий Богоносец говорит: «добри суть Священницы и слова служителие: но лучший есть Архиерей, емуже единому вверена быша святая святых и тайны Божия»237.

Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Божественный Священноначальник чин, первый убо есть боговидных чинов, крайний же и последний паки той: ибо в том скончевается и совершается всяко еже у нас священноначалия удобрение. Якоже бо всяко священноначалие зрим во Иисуса скончеваемо, сице кождо в своего Божественного Священноначальника». Т.е. «Божественный Священноначальников (Архиереев) чин первый есть из богозрительных чинов, самый верховный и он же самый последний. Ибо на нем оканчивается все нашего священноначалия украшение. Потому что как всякое священноначалие оканчивается на Иисусе: так и каждое – на своем Божественном Священноначальнике». И еще: «Аще бо и от Священник совершаются некая честных образ, но никогда священное богоспорождение Священник соделати имать, божественного мира кроме, ниже яже божественного Причащения совершати таинство, не божественному жертвеннику причастительным наложеным образом, но ниже сам Священник будет, не от священноначальнических совершений удостоен. Темже божественное уставоположение священных чин святительство, и божественного мира совершение, и священное жертвеника службодейство, божественных Священноначальник совершенодействеными силами един удостоит». Т.е. «Хотя и Священниками совершаются некоторые святые таинства, однако Священник не совершает священного богоотрождения (крещения) без божественного мира, ни освятит тайну божественного Причащения, ежели не возложит причащательного звака (антиминса) на божественный жертвенник, да и сам Священником быть не может, ежели не будет на сие поставлен Священноначальником. Посему божественное законоположение препоручило освящение священноначальнических чинов, и совершение божественного мира, и священное благословение жертвенника только совершительным силам божественных Священноначальников»238.

Симеон Солунский говорит: «Епископ един имать преподательную благодать. Того ради един и хиротонию и миро действует; чрез сия же два достизает всюду, и вся той действует, Бога подражая, и Того обилуя благодатию: ибо Архиерей есть, вся чрез Иереи и прочие клирики, хиротонисав тыя, действуя в таинствах»239. – В другом месте он говорит: «Иерарх свещателен (просветителен) есть, яко образует Отца светов, и Того богатится мощию, и всякий чин, и всякое таинство, и всякое совершение чрез того. Той бо и крестити купно и миро действовати, и... совершати хиротонию может: и прочитати, и пети и монашествующыя устрояти, и посвящати домы (храмы), и степени (т.е. церковных служителей) подаяти, и к браку спрягати, и вся творити благодатию Христовою может. Яко бо от источника света, вся чрез того яже в Церкви совершаются»240. Еще блаженный Симеон говорит: «Ни един Иерей священнодействовати может в Дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать. Сияже от Архиереа есть. Убо Архиерейство чрез того (чрез Иерея) действует. Паки, Иерей тайноводств (таинств) не действует без жертвенника, сей же чрез миро освящается... Темже кроме Архиереа ниже жертва, ниже Иерей, ниже жертвенник весма: убо вся сия чрез Архиереа суть. Паки, никтоже крещает, аще не хиротонию имать, сия же от Архиереа. И паки, не может (Иерей) крестити без мира, сие же Архиерейства есть. Тем вся божественныя тайны и во всех священных Архиерейство действующо есть: и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротониа, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане. Чрез тое (Архиерейство) убо истинное христианство, и чрез тое вся Христовы тайны»241. Еще он говорит: «От него (Архиерея) всяк дар нам и свещение ниспосылается... и Христа Самого изобразует и носит. Тем и совершенна вся, яже в нем совершаемая»242.

***

Что говорили о сем предмете церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до времени Патриарха Никона?

Совершенно то же.

Малый Катехизис говорит: «Ни един на Священство не руковозложенный... таин строителем быти не может... Руковозложения же силы никтоже имать, точию Епископове»243.

В Большом Катехизисе читаем: «Никтоже разве Святителей хиротонисанных, имеже дана есть власть от Господа Бога, рукоположением наследников Апостольских, может строити св. тайны (таинства)»244. А главнейшие священнодействия состоят, как всем известно, в совершении св. таинств.

***

Что говорит о сем Православная Церковь после Патриарха Никона?

То же самое.

Иерусалимский Собор 1672 года говорит: «Епископ есть обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение»245. Ибо ежели Епископ есть источник таинств, то очевидно, что без него нет таинств.

Впрочем это и не может быть иначе. Ибо ежели никто из непосвященных во Священника не может совершать таинств, а посвящает только Епископ: то явно, что где нет Епископа, там нет никаких даров спасительной благодати, получаемых посредством св. таинств; и что все эти дары – только там, где есть Епископ. В Епископе положена Господом сокровищница Его благодатных даров.

***

Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.