Общая характеристика необихевиоризма.
Суть:
Основное отличие от бихевиоризма – введение промежуточных переменных, по-разному объясняемые разными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.
Основоположник : Толман.
Основная формула: S-> O -> R («О»; совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между непосредственными стимулами и ответным поведением; введена Толменом).
Представители: К.Халл, Д.Доллард, Н.Миллер, Ф.Скиннер, А.Бандура.
1) Классический бихевиоризм: Предмет бихевиоризма - это поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.
Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.
С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.
Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в современной психологии называется классическим или Павловским научением. Это научение по ассоциации, при котором организм устанавливает связи между разными стимулами. При таком научении нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул - это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, например, безусловный раздражитель пища вызывает безусловную реакцию - слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.
Во многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.
Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью:
а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет реакция;
б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.
Основная формула бихевиоризма - R = f S.
Уотсон выделял следующие реакции в поведении:
1) наружные или видимые приобретенные - двигательные навыки - мытье полов, игра в футбол;
2) внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);
3) наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание);
4) внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции, изменения в кровообращении).
Уотсон полгал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение - главная проблема бихевиоризма.
Навык - индивидуально приобретенное или заученное действие. Процесс приобретения навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.
Необихевиоризм: 30-е годы ХХ века, спустя примерно 15 лет после появления бихевиоризма, появился и необихевиоризм.
Необихевиористы (в начале ХХ века это были психологи Э. Толмен, К. Халл, а во второй половине века Б. Скиннер (радикальный бихевиоризм) и А. Бандура, провозгласившие социальный бихевиоризм) внесли в формулу Уотсона новую переменную, которую назвали «черный ящик» или «промежуточная переменная».
Если классический бихевиоризм утверждал, что поведение представляет собой совокупность цепочек S –>R, каждая из которых формируется в результате положительного или отрицательного подкрепления, то необихевиоризм говорит о том, что между стимулом и реакцией есть еще что-то, что усиливает, замедляет или вовсе препятствует подкреплению, то есть образованию обусловленной связи.
Это «что-то» может быть: цель, образ, потребность, намерение, ожидание, знание, знак, гипотеза и прочие сознательные психические феномены. Необихевиористы говорят о целесообразности, целенаправленности и разумности поведения человека, не отрицая значения стимулов и реакций. Поведение человека целевое и когнитивное.
Связь между стимулом и реакцией опосредуется промежуточной переменной: S –>РР(промежуточная переменная) –>R.
Необихевиористами было доказано, что реакция (поведение):
● может возникать без внешних стимулов,
● может продлеваться без видимых стимулов,
● изменяется без внешних стимулов, которые могли бы это обусловить,
● прекращается в условиях, когда стимулы продолжают действовать,
● изменяется до того, как стимулы начинают действовать (способность к предвидению),
● совершенствуется, даже если повторяется в одних и тех же условиях.
До 60-х ХХ века бихевиоризм и необихевиоризм практически безгранично господствовал среди психологических направлений и оказал влияние на формирование бихевиоральной психотерапии, методов обучения животных и людей, на психологию рекламы и иные отрасли науки и сферы жизнедеятельности.
В новейшее время бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью, но популярны те теории и направления, которые вышли из бихевиоризма и необихевиоризма, к примеру, когнитивная психология.
Кларк Халл (его теория называется теорией снижения потребностей) расширил схему поведения: ST - O - R (где О – состояние организма). Объективация промежуточных переменных возможна за счет связи с объективным раздражителем (например, о величине голода можно судить по количеству съеденной пищи и скорости ее поглощения). Ввел понятие «градиента цели» для обозначения феноменов ускорения продвижения к цели. Человеческое поведение рассматривал как автоматическое и свел его к языку физики. «Меня не раз поражало, что человеческий организм является самой удивительной машиной – и все же машиной». В книге «Принципы психологии» излагает математическое обоснование психологии. По Халу существует 4 полезных метода науки: простое наблюдение, систематическое контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод. Автором гипотетико-дедуктивного метода является К.Халл – это метод установления постулатов, на основании которого дедуктивным путем выводится заключение, которое затем подвергается экспериментальной проверке.
ЗЫ. Толмен экспериментировал с крысами в лабиринтах, (там где крысы знали, что их ждет вкусняшка “учились” быстрее, а где не было еды, там не особо быстро находили выход. Предположил наличие промежуточной переменной между стимулом и реакцией. Скиннер обнаружил и сформулировал оперантное обуславливание (эксперимент с голубями, которых он научил неестественным для них действиям), придумал классификацию подкреплений и наказаний. Придумал формулу Реакция → Стимул.
6.Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты и методы исследования. Структура и развитие личности по З. Фрейду. Общая характеристика неофрейдизма.
Бессознательное по Фрейду.
Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр.
Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.
Основной регулятор этой системы – принцип удовольствия. Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства – действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов – вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него – как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде – в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь – взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета – причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. – своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного – это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые мотивы – истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
2) поведенческие автоматизмы и стереотипы – действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;
3) восприятие подпороговое – в силу большого объема информации не осознаваемое.
Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном – два вида:
1) латентное – способное стать сознательным (-> предсознательное);
2) вытесненное – само по себе не могущее стать сознательным.
Бессознательное по К.Юнгу:
Разделяет личное и коллективное бессознательное.
Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания.
Коллективное бессознательное - сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух, включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обуславливает формирование сознательных психических содержаний.
Архетипы – это некоторые прообразы, они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного.
Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком.
Структура личности по Фрейду:
Модель личности: Оно, Я и Сверх-Я.
Оно (Ид) - глубинный уровень бессознательных влечений. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.
Я (Эго) является носителем интересов личности.
Сверх-Я (СуперЭго) рассматривается в качестве вместилища усвоенных личностью в процессе ее становления родительских требований и запретов, как инстанция суда и критики. Я старается остаться в добром согласии с Оно, изображая видимость повиновения последнего, затушевывает конфликты между Оно и реальностью, а, где возможно, и конфликты со Сверх-Я, часто поддается искушению стать угодливым и лживым. Таким способом обеспечивается иллюзия безопасности.
Развитие личности по Фрейду:
Стадии психосексуального развития по Фрейду:
Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
Оральная | 0—18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание от груди. Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5—3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3—6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6—12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Общая характеристика неофрейдизма:
Обширное направление в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., в основном идея в том, что на развитие (формирование) личности влияет окружающая соц.среда.
К.Хорни (1885-1952), основные работы: «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые пути к психоанализу» (1939). Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису.
Во-вторых, окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
2 потребности (в детстве):
· потребность в удовлетворении
· потребность в безопасности.
Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив — быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека и т.д.
Базальная тревога: этиология неврозов.
- тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях.
«Невротические потребности» разделила на 3 стратегии:
Каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. По Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности, но здоровому человеку присуща большая гибкость.
Э.Фромм (1900-1980) концепция «радикально-гуманистического психоанализа», основные работы: «Бегство от свободы» (1941), «Иметь или быть» (1987). Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.
Для Э. Фромма, сущность любого невроза, составляет борьба за свободу и независимость. Невроз можно рассматривать как неудачную попытку разрешения конфликта между извечным стремлением человека к свободе и его непреодолимой внутренней зависимостью.
Психологические механизмы (их три), регулирующие отношения индивида с миром:
1. Мазохистские и садистские тенденции, которые проявляются в действиях, направленных против себя и других. Преобладание у человека этих тенденций создает садомазохистский характер, который Фромм называет также авторитарным. Общей чертой авторитарного характера является убеждение, что жизнь определяется силами, находящимися вне человека, его интересов и желаний. Единственная возможность - подчинение этим силам. Активность человека лишь видимость, за ней проступает бессилие, которое он хочет победить. По ходу описания этого характера Фромм касается и вызывающих его социальных условий, когда в обществе подавляется свобода и независимость.
2.Деструктивизм, импульсы которого проявляются во всякого рода разрушениях. Сравнивая эту тенденцию с инстинктом смерти Фрейда, Фромм отвергает биологизм объяснения Фрейда. Он считает разрушительность результатом изменений в жизни - тех индивидуальных и социальных условий, которые вызывают страсть к разрушениям. Фромм указывает на особые условия каждой исторической эпохи, в том числе капиталистического общества, Германии периода фашизма, в которых коренятся подлинные причины разрушительных стремлений человека.
3. Автоматический конформизм. Он наиболее характерен для современного общества и состоит в уничтожении своего "Я"(Индивидуального Я) за счет идентичности с миллионами других, таких же, как он, автоматов.
Г.Салливан: (1892-1949) – американский психиатр, психолог и психоаналитик. Автор концепции психиатрии как науки о межличностных (интерперсональных) отношениях.
Основные потребности человека:
● потребность в межличностных отношениях (как биологическая потребность, присущая животным)
● потребность в ласке и нежности
● потребность в безопасности (направлена на снижение тревоги и неуверенности, ведущая потребность, присуща человеку), удовлетворение потребности в безопасности неадекватными способами приводит к психическим заболеваниям, которых нет у животных.
Потребность в устранении тревоги приводит к формированию системы самости, или системы антитревоги, вторичного динамизма (динамизм – структурный компонент личности), «охватывающего все зоны взаимодействия, где в процессе развития интерперсональных отношений может вмешаться тревога» [Салливан, 1999, с.166]. Самость развивается из взаимоотношений с другими людьми. По Салливану, ребенок оценивает себя в соответствии с оценкой значимых взрослых. Вследствие недостаточного развития его психики для формирования правильного представления о себе единственным ориентиром являются его реакции на других лиц, так называемые «отраженные оценки». Самоуважение поэтому вытекает первоначально из отношения тех людей, которые ухаживают за ребенком на ранних стадиях его жизни. Постепенно, после того, как у ребенка в результате межличностного общения создается образ плохой и хорошей матери, складываются три персонификации самости:
● «я-хороший» (создается вследствие поощрения и заботы со стороны матери).
● «я-плохой» (создается в результате наказаний и неодобрений со стороны матери, ребенок испытывает тревогу, однако не столь сильную, чтобы она могла стать причиной диссоциации или избирательного невнимания.
● «не-я» (создается при внезапной сильной тревоге, воздействие которой, согласно Салливану, сродни удару по голове, происходит диссоциация или избирательное невнимание).
Личность формируется через ряд этапов: младенчество, детство, ювенильная эра, предъюношеский (отроческий) период, ранняя юность, поздняя юность, зрелость.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 406.