Понятие деятельности, ее строение и уровни анализа. Строение и развитие личности по А.Н. Леонтьеву
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1920-30ые годы была создана теория деятельности (она опиралась на философию диалектического материализма: бытие, деятельность определяют сознание).

Д. имеет иерархическое строение/уровни деятельности:

· Уровень особых видов деятельности, ему соответствует мотив

· Ур. действий-цель

· Ур операций- задача

· Психофизиологические функции (как основа всего этого).

 

Психофизиологические функции- физиологическое обеспечение психических процессов (например, способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлого воздействия; осуществляют моторные, сенсорные и мнемические функции; имеют органический характер, составляют предпосылки и средства деятельности-органический фундамент процессов деятельности).

 

Действие- процесс, направленный на реализацию цель.

Ц- образ желаемого результата (сознательный образ)

Особенности действий:

·  Необходимый компонент действия- акт сознания, что обеспечивает постановку и удержание цели.

·  Действие-акт поведения

·  Действия предметны

 

Операция- способ выполнения действия. Они мало/совсем не осознаются (заложены автоматическими действиями, навыками).

О. возникают 2мя путями:

1. Путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания (они практически не осознаются, не могут быть вызваны в сознание)

2. Из действий путем их автоматизации (они находятся на границе сознания, могут стать осознаваемыми)

Граница между действием и операцией подвижна. Выделяют процесс укрупнения единиц деятельности (превращение действий в операции) и дробление (превращение операций в действия).

 

Задача- цель, данная в определенных условиях.

 

Д- совокупность действий, вызываемых одним мотивом (например, игровая, учебная, трудовая д-ть).

Мотивационные аспекты деятельности.

Деятельность связана с потребностями.

Потребность- состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Делятся на органические (в пище, воде, кислороде), в контакте с себя подобными и в познании.

Потребность связана с деятельностью в 2 этапа:

1-до встречи потребности с предметом, стадия поиска, потребностное состояние

2- встреча потребности с ее предметом-опредмечивание потребности (был широкий круг предметов, произошла быстрая фиксации потребности на одном). Так рождается мотив.

М-опредмеченная потребность (ради чего)

 

Леонтьев также выделял особые предметно-функциональные потребности: в труде и в творчестве.

Деятельность человека полимотивирована: есть главный/ведущий мотив (смыслообразующий) и есть второстепенные/мотивы-стимулы (побуждающие).

Мотивы могут быть осознаваемыми (например, цели) и неосознаваемые (осознаются с помощью эмоций).

Эм- отражение отношения результата деятельности к мотиву.

Мотивы порождают действия и приводят к образованию целей.

Леонтьев говорил, что мотивы мы часто не осознаем/не всегда осознаем, а цели осознаем.

И дополнительно выделял понятие личностный смысл- переживание субъективной значимости предмета, действия/события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива.

В сознании Леонтьев выделял:

·  Чувственную ткань (она придает реальность сознательной картине мира)

·  Значения (общественно выработанные понятия, носитель значений-язык)

·  Личностный смысл

 

Строение и развитие личности по Леонтьеву.

Личность- иерархия мотивов.

Личность- продукт исторического и генетического развития человека, она возникла в обществе, порождается деятельностью. Леонтьев говорит об общественно-исторической сущности личности.

Базис личности- совокупность ее общественных отношений к миру, которые реализуются деятельностью/совокупностью деятельностей.

 

Личность в развитии проходит 2 этапа/2 рождения личности:

1. Примерно в 3 года- первое рождение личности: возникновение конфликта мотивов (как в феномене горькой конфеты), происходит первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам

2. В подростковом возрасте- возникает сознательная личность, происходит становление системы личностных смыслов.

 

Леонтьев выделял 3 основания личности:

·  Богатство связей человека с миром

·  Степень иерархизированности деятельностей и мотивов (в идеале, все действия человека должны быть направлены к жизненной цели, высший мотив- слияние жизни человека с жизнью людей, их благом, тогда это будет человек человечества)

·  Общая структура (мотивационная сфера личности многовершинна).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 361.