В 1920-30ые годы была создана теория деятельности (она опиралась на философию диалектического материализма: бытие, деятельность определяют сознание).
Д. имеет иерархическое строение/уровни деятельности:
· Уровень особых видов деятельности, ему соответствует мотив
· Ур. действий-цель
· Ур операций- задача
· Психофизиологические функции (как основа всего этого).
Психофизиологические функции- физиологическое обеспечение психических процессов (например, способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлого воздействия; осуществляют моторные, сенсорные и мнемические функции; имеют органический характер, составляют предпосылки и средства деятельности-органический фундамент процессов деятельности).
Действие- процесс, направленный на реализацию цель.
Ц- образ желаемого результата (сознательный образ)
Особенности действий:
· Необходимый компонент действия- акт сознания, что обеспечивает постановку и удержание цели.
· Действие-акт поведения
· Действия предметны
Операция- способ выполнения действия. Они мало/совсем не осознаются (заложены автоматическими действиями, навыками).
О. возникают 2мя путями:
1. Путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания (они практически не осознаются, не могут быть вызваны в сознание)
2. Из действий путем их автоматизации (они находятся на границе сознания, могут стать осознаваемыми)
Граница между действием и операцией подвижна. Выделяют процесс укрупнения единиц деятельности (превращение действий в операции) и дробление (превращение операций в действия).
Задача- цель, данная в определенных условиях.
Д- совокупность действий, вызываемых одним мотивом (например, игровая, учебная, трудовая д-ть).
Мотивационные аспекты деятельности.
Деятельность связана с потребностями.
Потребность- состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Делятся на органические (в пище, воде, кислороде), в контакте с себя подобными и в познании.
Потребность связана с деятельностью в 2 этапа:
1-до встречи потребности с предметом, стадия поиска, потребностное состояние
2- встреча потребности с ее предметом-опредмечивание потребности (был широкий круг предметов, произошла быстрая фиксации потребности на одном). Так рождается мотив.
М-опредмеченная потребность (ради чего)
Леонтьев также выделял особые предметно-функциональные потребности: в труде и в творчестве.
Деятельность человека полимотивирована: есть главный/ведущий мотив (смыслообразующий) и есть второстепенные/мотивы-стимулы (побуждающие).
Мотивы могут быть осознаваемыми (например, цели) и неосознаваемые (осознаются с помощью эмоций).
Эм- отражение отношения результата деятельности к мотиву.
Мотивы порождают действия и приводят к образованию целей.
Леонтьев говорил, что мотивы мы часто не осознаем/не всегда осознаем, а цели осознаем.
И дополнительно выделял понятие личностный смысл- переживание субъективной значимости предмета, действия/события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива.
В сознании Леонтьев выделял:
· Чувственную ткань (она придает реальность сознательной картине мира)
· Значения (общественно выработанные понятия, носитель значений-язык)
· Личностный смысл
Строение и развитие личности по Леонтьеву.
Личность- иерархия мотивов.
Личность- продукт исторического и генетического развития человека, она возникла в обществе, порождается деятельностью. Леонтьев говорит об общественно-исторической сущности личности.
Базис личности- совокупность ее общественных отношений к миру, которые реализуются деятельностью/совокупностью деятельностей.
Личность в развитии проходит 2 этапа/2 рождения личности:
1. Примерно в 3 года- первое рождение личности: возникновение конфликта мотивов (как в феномене горькой конфеты), происходит первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам
2. В подростковом возрасте- возникает сознательная личность, происходит становление системы личностных смыслов.
Леонтьев выделял 3 основания личности:
· Богатство связей человека с миром
· Степень иерархизированности деятельностей и мотивов (в идеале, все действия человека должны быть направлены к жизненной цели, высший мотив- слияние жизни человека с жизнью людей, их благом, тогда это будет человек человечества)
· Общая структура (мотивационная сфера личности многовершинна).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 414.