Диагностические методики обычно называют измерительными инструментами, а психологическую диагностику – психометрией.
Психометрия – область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.
Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизу, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д.
Психодиагностический процесс, характеризуя постановку психологического диагноза практическим психологом, представляет собой сложную процедуру, требующую специальной подготовки диагноста. Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловливаются иерархическим строением объекта психодиагностики и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами разных уровней.
Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.
А) В содержательном плане он характеризуется как выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния параметров деятельности или психического дискомфорта.
Б) По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза.
В) По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами.
Стандартизация психодиагностических методик позволяет сопоставить полученные данные у различных испытуемых и между различными шкалами методики. В рамках психодиагностического исследования стандартизация - это единообразие процедуры проведения и критериев оценки теста.
К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.
Эту группу методов отличает:
- регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов;
- стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов);
- надежность и валидность методик
Валидность - это одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле валидность включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства. Различают различные виды валидности: конструктивную, внутреннюю, внешнюю, эмпирическую.
Надежность психодиагностической методики - качество методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств (синоним - "точность теста").
В противовес к этому К малоформализованным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.
Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проекция - особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).
Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде "личностных смыслов" или "значимых переживаний".
Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Различают несколько групп проективных методик.
- Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции;
- Методики конструирования: МАР, тест мира и его разнообразные модификации;
- Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди;
- Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга;
- Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др.;
- Методики катарсиса: психодрама, проективная игра;
- Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 615.