Общая характеристика структурализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурализм- направление в психологии, задачей которого является выявление структуры сознания, расчленение психических явлений на их составление элементы, единицы и выявление законов объединения этих единиц в целостную психическую структуру.

Основные постулаты структурализма:

1.      Психика- это сознание.

2.      Принцип ассоциации идей -возникновение одной идеи вызывает появление другой, связанной каким-либо образом с первой.

3.      Принцип суммации простых элементов-эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих.

4.      Запрет на изучение психологических процессов. ( можно изучают только простые ощущения, нельзя изучать мышление)

 

Функционализм- течение в психологии, призывавшее изучать психические процессы как функции, как операции, играющие определенную роль в приспособления организма к среде.

 

1) Цель психологии -изучение функции приспособления сознания.

2) Психические процессы- полезная деятельность живых организмов в их попыткахвыжить и приспособиться к окружающему миру.

 

3) Единство всей психической жизни, целостность непрерывно изменяющегося опыта- поток сознания, попытка разделить его на отдельные элементы-извращение.

Свойства потока:

a. Непрерывность.

b. Неповторимость

c. Избирательность

 

     4) Сознание обладает биологической полезностью, используется для приспособления

к окружающей среде, в противном случае его бы не было.

 

 

Доп.инфа

Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. "Психология — это наука о структурах сознания" — это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

Центральной проблемой исследований Вильгельма Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится фокусе зрительного поля, менее отчетливо – распределено на его периферии.

Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен 6 сложным элементам. Для описания содержания сознания и внимания Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. По мнению Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.

_

Э. Титченер в противоположность В. Вундту определяет внимание как свойство ощущения, как сенсорную ясность. Сенсорная ясность – это выступление того или иного ощущения с большей или меньшей силой. Эта ясность проявляется в свойствах ощущений, таких как качество, интенсивность, длительность.

В концепции Титченера есть и общее с концепцией Вундта. Это общее состоит в том, что Титченер как будто отрицает активность личности в процессе внимания, как при явлении апперцепции у Вундта. Титченер пишет о ясности как о простом свойстве ощущений, но это свойство выражает преобладание ощущений в сознании. Однако преобладание ощущений в сознании не внешнее, а внутренне качество сознания, зависящее от субъекта, от предрасположения его нервной системы.

Э. Титченер выделяет 2 формы внимания:

- пассивное первичное (непроизвольное);

- активное вторичное (произвольное).

Эти формы внимания характерны для разных стадий душевного развития. Отличаются они друг от друга только по своей сложности, а также по времени проявления, как более ранняя и более поздняя формы. Различие этих форм в проявлении. Особенность пассивного первичного внимания Титченер определял так: «Бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом (громкий звук). Существуют такие качества, которые непреодолимо привлекают человека (горький вкус. Жёлтый цвет)».

Титченер выделил факторы привлечения непроизвольного внимания: интенсивность раздражителя, качество, повторяемость, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Внимание, вызываемое этими факторами называется пассивным или первичным. Это самая ранняя стадия развития внимания, появляется в первые месяцы жизни, эти же факторы могут вызвать внимание и у взрослого.

Если большинство психологов той поры исследовали внимание как особую духовную функцию, не связанную с другими структурами, то Титченер пытается выделить физиологические механизмы внимания. Причину внимания, по мнению Титченера, необходимо рассматривать с биологической точки зрения. Возбуждение, вызываемое интенсивными раздражителями, вызывает определённые двигательные реакции. Такие факторы, как новизна и внезапность раздражителя вызывают двигательные реакции, имеющие особое значение, защитный смысл, т.к. новое внезапное является источником опасности.

_

У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. "Психология — это наука о функциях сознания", согласно функционалистам. Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

Джеймс отразил в понятии "поток сознания" — процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые процессы называются непроизвольными, вторые — произвольными.

 Центральной идеей является идея избирательности (селективности) сознания, связанной с ограниченностью объёма сознания. Описывая явление «рассеяния внимания», он использует определение «тусклый фон сознания» и ясное сознание – сосредоточенное внимание. При этом к критерию ясности в описании феномена внимания он добавляет критерий избирательности (селективности) сознания

У. Джемс внёс существенный вклад в развитие представлений о формах внимания. Им предложено несколько классификаций видов внимания.

А. По объекту внимания:

1) чувственное внимание, объектом которого является ощущение;

2) интеллектуальное внимание – его объектом является воспроизведённое представление.

Б. По опосредованности процесса внимания:

1) непосредственное внимание – его объект сам по себе эмоционально привлекателен, интересен непосредственно;

2) опосредованное внимание – его объект сам по себе неинтересен, но связан ассоциативно с эмоционально привлекательным объектом – это апперцептивное внимание.

В. По наличию волевого усилия:

1) пассивное, рефлекторное, непроизвольное, не сопровождающееся волевым усилием;

2) активное, произвольное, сопровождающееся волевым усилием.

 

Представление У. Джемса о многообразии форм внимания было важнейшей поворотом в прояснении вопроса об основных видах (формах) существования внимания.

 

Кратко:

Наиболее яркими представителями интроспективно-феноменологического подхода являются В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге. В. Вундт и Э. Титченер использовали для вычленения внимания как феномена сознания феноменологический критерий - критерий ясности. Основными понятиями теории внимания В. Вундта были перцепция и апперцепция. Понятие апперцепции в современной психологии обозначает зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и от его индивидуальных особенностей. «Совокупность процессов, связанных с апперцепцией представлений, мы называем вниманием», - пишет Вундт. С точки зрения Э. Титченера, ключ ко всей проблеме внимания - это то, что «внимание фактически тождественно с сенсорной ясностью». У. Джемс (один из лидеров функционализма) к критерию ясности в описании феномена внимания он добавляет критерий избирательности (селективности) сознания, связанной с ограниченностью объёма сознания.

 

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.