Общая характеристика экзистенциальной и гуманистической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гуманистическая психология - особое направление психотерапии, отличающееся взглядом на человека как на адаптивного, свободного и стремящегося к развитию индивида.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу и В. Франкла. Ролло Мэй и Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт)
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

 

Принципами являются:

-Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

-Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

-Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

-Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

-Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

-Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

-Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей

 

Основные представители:

 

Маслоу.

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство.
1.    Вера в собственную сущностную природу – врождённые потребности, способности – общечеловеческие и индивидуальные)
2.    Здоровое развитие состоит в актуализации природы человека
3.    Всё, что нарушает самоактуализацию – психопатологично.

Личность как иерархия потребностей: 1. витальные, 2. в безопасности, 3. в любви и принятии, 4. в уважении и самоуважении, 5.самоактуализация.

2 вида мотивов: дефицитарные (от нехватки) и мотивы становления и роста.

В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни

 

Теория личностных черт Г. Олпорта (Гуманизм+психоанализ+бихевиоризм)
Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, не похож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.
В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.
Особое место в этой системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития. Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами.

Личность – динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде.
Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности. Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт.. Индивидуальные (личные) диспозиции – не подлежащие сравнению с другими людьми. Виды: кардинальные (наиболее обобщённые, проявляющиеся во всём); центральные (высокохарактерные черты – 5-10 у человека); вторичные (проявляются в отдельных ситуациях). (Проприум – чувство самости, целостное образование, Олпорт выделил 7 стадий развития проприума, которые заканчиваются “проприативным стремлением” - целостным чувством «Я» и планированием перспективных целей)

Он начал сомневаться в приемлемости использования методов естественных наук в психологии, несмотря на то, что он сформулировал концепцию черт личности и разработал тесты для их объективного измерения. Олпорт подчеркивал значение роста, или становления, как направленного на достижение целей, - такой предмет, как цели, в значительной степени игнорировался традиционной психологией. Олпорт утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и другим статистическим показателям ("номотетическому") и в значительной степени упускает из вида индивидуальный опыт ("идиографическое").

 

Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.
Оно раскрывается через следующие три принципа:

  1. ) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;
  2. ) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;
  3. ) люди по природе добры и стремятся к совершенству

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Экзистенциальная психология — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшая в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

 

Первую попытку соединения философии и психиатрии предпринял швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер(1881–1966) в 30-х годах нашего века, предложив концепцию экзистенциального анализа (Daseinanalyse). Его можно считать основоположником экзистенциальной терапии. Хотя сам он практической психотерапией не занимался, но определил принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента, с чего и начинается экзистенциальная терапия.
Первую по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию предложил другой швейцарский психиатр Медард Босс в 40-50 годах нашего века. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте.

Логотерапия (от греч. “логос”-смысл) австрийского психотерапевта Виктора Франкла (1905–1997). В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потери смысла существования. Франкл считает, что человек обладает свободен по отношению к своим потребностям и способен “выйти за пределы самого себя” в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу—таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения. При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать “равновесия” со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода—это способность изменить смысл ситуации “даже тогда, когда дальше идти некуда”. В отличие от других адептов гуманистической психологии, Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла.

 

Конфликты при столкновении с сущностями:
Смерть. наиболее легко осознаваемая; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.
Свобода. менее очевидная. свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом деле индивид несет полную ответственность за свой мир, – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения “свобода” подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто, пустота, бездна. Открытие пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре.
Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, - скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между осознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире – какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано – значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

 

Что выделяет экзистенциальную психологию среди других психотерапевтических школ? Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в которой неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если хотим по настоящему понять человека, прежде всего должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром.

 

 

10.Основные положения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Представление о высших психических функциях и психологических системах. Понятие интериоризации.

Автор подхода – Л.С.Выготский (1896-1934).

Дисциплины, в которые Выготский внес свой вклад: нейропсихология, психолингвистика, дефектология, педагогическая и возрастная психология, психология познавательных процессов – общая психология.

Название культурно-историческая психология – всегда нужно изучать историю психики, зная развитие вы сможете дать прогноз, все познается в развитии. Любой эксперимент должен раскрывать развитие:

¾ Филогенез-история развития вида

¾ Онтогенез-развитие индивида

¾ Микрогенез- история текущей ситуации

Центральная линия подхода – онтогенетическое развитие высших психических функций (ВПФ).

Функции: восприятие, память, внимание, воля, воображение, мышление и эмоции – это природные задатки, натуральные психические функции, заложены генетически.

Высшие психические функции (отдельные от животных, механизмы, которые формируются в культуре) – выработаны поколениями людей, прививаются социумом путем воспитания.

Механизмы культурного развития человека - главное для Выготского.

·    Линия натурального развития

·    Линия ВПФ

Культурное развитие психики заключается в усвоении вспомогательных средств, созданных человечеством (язык, письмо, система исчисления и т.д).

S-X-R, где Х- средства для достижения цели, то есть создание искусственной ситуации (узелок).

Эксперимент – методика двойной стимуляции

2 ряда стимулов: натуральные и искусственные

Стимулы объекты – набор слов

Стимулы средства – набор карточек с картинками, которые не совпадают со словами

Результаты воспроизведения - Закон параллелограмма развития:

У дошкольников память натуральная, дети 6-7 лет употребляют картинки, но процесс удается не всегда, школьники 10-11 лет могут сами активно связывать, те активный процесс ассоциирования, подключается воображение, а у взрослых – подключается мышление. «Для ребенка – мыслить значит вспоминать, а для взрослого – вспоминать значит мыслить». (у ребенка все должно быть эмоционально подкреплено, у школьника мышление опирается на память, у взрослого – ведущая функция – мышление).

Взрослые не используют карточки, они опираются на внутреннюю систему средств, у них есть внутренний план, с помощью которого они запоминают весь ряд слов.

Интериоризация (вращивание) – формирование внутренних психологических средств управления своим поведением. Поэтому каждая ВПФ проходит в своем развитии 3 этапа:

1. Сначала она появляется как функция интерпсихологическая – распределена между людьми (родителивнешним образом создают для ребенка данную ситуацию, им управляют снаружи)

2. Экстрапсихологический – я управляю собой с помощью внешних средств (узелки)

3. Интрапсихологический- все средства внутрненние, поведение становится внутренне опосредованным.

ЗБР- зона ближайшего развития - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого. (источник ЗБР- семья и любое обучение)

Основные характеристики ВПФ:

1. Опосредованы по способу функционирования (в работу каждой функции включено культурное средство)

2. Они произвольны по характеру действия

3. Они системны по строению (ни одна психическая функция не работает изолированно)

4. Социальны по происхождению (высшая психика берется из семьи и общения)

Личность – третичность связей психических функций. У ребенка есть первичный аутизм, он эгоцентричный. Эгоцентрическая речь – аккомпанемент деятельности ребенка (ребенок говорит сам с собой, комментирует свои действия), разговаривая с собой, он планирует свои действия.

Опыты Выготского:

1. Уничтожалась иллюзия понимания ребенка, падает до 0.

2. Исключили возможность коллективного монолога, коэффициент эгоцентрической речи снижается до 0

3. Подавляли речь (шум, прерывали, просили говорить тихо) тоже падает до 0.

Развитие ВПФ и распад связаны обратной связью. «Шизофреник перестает общаться с сбой понятийным образом». У шизофреника размытая система, размытие границ между мной и миром.

Самый внешний план – внешняя речь. Выготский сравнивает ее с дождем, облако – мысль, за ней – внутренняя речь, облако гоняется ветром – мысль растет из эмоции.

Особый предмет исследования – значение (единица речевого мышления)

Переживание – единица исследования сознания. Переживание- это то, как внешнее отражается в нас. В какой ситуации живет ребенок и как это в нем отражается, влияет на внутренний мир (социальная ситуация развития).

Критика подхода

Заслуги:

1. Разработка идей о социокультурном развитии психики

2. Введение ряда базовых категорий в современной психологии (ВПФ, ЗБР) и базовых принципов: системность, опосредованность, связь развития и распада

3. Создание основ новых отраслей психологии

Недостатки:

1. Интеллектуализм теории (все представление о нас основано на мышлении)

2. Недооценка внутренней составляющей высшей психики

3. Недостаточная операционализация основных понятий и гипотез ( есть теория, но довольно абстрактная, философские теории, которые должны быть «заземлены», не хватает теорий промежуточного уровня)

 















Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.