Метод - основным является эксперимент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Системный кризис психологической науки начала XX века.

Предпосылки открытого кризиса:

В начале 10-х гг. до середины 30-х гг. психология вступила в период открытого кризиса.

Это был кризис методологических основ(наука в своем практическом продвижении вперед переросла возможности, допускавшиеся методологическими основаниями).

Предпосылки:

1) Введение Вундтом двух психологий (экспериментальная психология и психология народов), отличающихся по содержанию и методам. «Заложение раскола».

2) Ситуация в обществе: период обострения экономических и социально-политических противоречий, первая мировая война.

3) Новые открытия в естественных науках.

4) Развитие прикладной психологии, так как:

a. теория уже не удовлетворяла запросам практики: критика интроспекции, атомизма и всего Вундта.

b. (По Выготскому) Излишний академизм психологии. Отношение к прикладной психологии как к чему-то низшему и выходящему за пределы науки (презрение к практике).

Период кризиса:

Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений пришедших на смену вундтовским, (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология.

В последствии наступил следующий период кризиса, который продолжается по настоящее время с середины 30-ых: упадок направлений периода открытого кризиса, смешение одних направлений с другими, размывание четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или гуманистическая психология. характерным признаком этого период является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

 Естественнонаучная  и гуманитарная парадигмы в психологии.

  1. Естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.
  2. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.
Естественнонаучная   Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.   Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принципы

Детерминизм   Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.   Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Цель

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость   Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.   Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная   Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения знания

Гипотеза, теоретический конструкт.   Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.   Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.   Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

.

 

 

 2.           Классическая психология сознания. Изучение восприятия и внимания в психологии сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс).

 Общая информация про классическую ПГ сознания.

Предметом являются осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты, но НЕ душа. Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом (опыт) и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте».Выводы стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы взяты из естественных наук, но в данном направлении утратили свою объективность и превратились в методы интроспекции и субъективного эксперимента. Метод самонаблюдения заключался в оценки ситуации самим испытуемым. Второй метод– метод эксперимента, проводится чаще всего в лаборатории, связан с тем , что идёт наблюдения уже не случайной ситуации, которая может привести к неизвестному результату, а уже заранее спланированной, которая должна привести к заранее намеченному результату. Эти два метода является основными , но не единственными в психологии, но они играют важную роль в её развитие.

К свойствам сознания относят: активность(способность воздействовать на окр. мир), избирательность(направленность на опр. объекты), обобщенность и отвлеченность(оперирует абстрактными понятиями), целостность(у псих.здоровых людей, возможны внутренние конфликты интересов и ценностей), устойчивость(неизменяемость, о пределяемая памятью и свойствами личности), динамичность (развитие), искаженность(субъективность), индивидуальность, способность к рефлексии(самонаблюдение).

 

К классической психологии сознания относятся:

• Структурная психология сознания (В.Вундт Э.Титченер)

• Функциональная психология сознания (У.Джеймс)

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.