Системный кризис психологической науки начала XX века.
Предпосылки открытого кризиса:
В начале 10-х гг. до середины 30-х гг. психология вступила в период открытого кризиса.
Это был кризис методологических основ(наука в своем практическом продвижении вперед переросла возможности, допускавшиеся методологическими основаниями).
Предпосылки:
1) Введение Вундтом двух психологий (экспериментальная психология и психология народов), отличающихся по содержанию и методам. «Заложение раскола».
2) Ситуация в обществе: период обострения экономических и социально-политических противоречий, первая мировая война.
3) Новые открытия в естественных науках.
4) Развитие прикладной психологии, так как:
a. теория уже не удовлетворяла запросам практики: критика интроспекции, атомизма и всего Вундта.
b. (По Выготскому) Излишний академизм психологии. Отношение к прикладной психологии как к чему-то низшему и выходящему за пределы науки (презрение к практике).
Период кризиса:
Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений пришедших на смену вундтовским, (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология.
В последствии наступил следующий период кризиса, который продолжается по настоящее время с середины 30-ых: упадок направлений периода открытого кризиса, смешение одних направлений с другими, размывание четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или гуманистическая психология. характерным признаком этого период является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии.
Естественнонаучная | Гуманитарная | |
Предмет | ||
Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности. | Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. | |
Принципы | ||
Детерминизм | Интенциональность (индетерминизм) | |
Научный подход | ||
Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный. | Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный, | |
Цель | ||
Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость | Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности | |
Методы | ||
Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др. | Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др. | |
Позиция исследователя | ||
Беспристрастная, отстраненная | Эмоциональная, эмпатическая, включенная. | |
Способ построения знания | ||
Гипотеза, теоретический конструкт. | Беспредпосылочность. | |
Критерий истины | ||
Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики. | Опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов. | |
Отношение к исследуемому | ||
Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности. | Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность. |
.
2. Классическая психология сознания. Изучение восприятия и внимания в психологии сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс).
Общая информация про классическую ПГ сознания.
Предметом являются осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты, но НЕ душа. Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер
Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом (опыт) и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте».Выводы стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы взяты из естественных наук, но в данном направлении утратили свою объективность и превратились в методы интроспекции и субъективного эксперимента. Метод самонаблюдения заключался в оценки ситуации самим испытуемым. Второй метод– метод эксперимента, проводится чаще всего в лаборатории, связан с тем , что идёт наблюдения уже не случайной ситуации, которая может привести к неизвестному результату, а уже заранее спланированной, которая должна привести к заранее намеченному результату. Эти два метода является основными , но не единственными в психологии, но они играют важную роль в её развитие.
К свойствам сознания относят: активность(способность воздействовать на окр. мир), избирательность(направленность на опр. объекты), обобщенность и отвлеченность(оперирует абстрактными понятиями), целостность(у псих.здоровых людей, возможны внутренние конфликты интересов и ценностей), устойчивость(неизменяемость, о пределяемая памятью и свойствами личности), динамичность (развитие), искаженность(субъективность), индивидуальность, способность к рефлексии(самонаблюдение).
К классической психологии сознания относятся:
• Структурная психология сознания (В.Вундт Э.Титченер)
• Функциональная психология сознания (У.Джеймс)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.