Комплайенс-психотерапия ( compliance therapy )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Впервые психотерапевтические интервенции, в качестве основной мишени определившие низкий уровень комплаентности пациентов, предложены в психиатрической клинике (Kemp R., et al., 1996; Kemp R., et al., 1998). На сегодняшний день известно довольно большое число разнообразных техник, интервенций, направленных на повышение уровня согласия к лечению (Haynes R.B., Montague P., Oliver T., 2000). Интервенции данного типа принято относить к когнитивно-поведенческим техникам или интерпретировать как часть психообразовательных программ (Kingdon D.G., Turkington D., 1994).

Главной целью комплаенс-психотерапии является организация и развитие активного диалога с пациентом в отношении «плюсов» и «минусов» проводимого медикаментозного лечения, что возможно только на основе прочного взаимодействия врача и пациента, их единства в плане желания улучшить состояние здоровья пациента. В первые годы существования формата коплаенс-психотерапии, судя по имеющимся в литературе описаниям, такая работа осуществлялась несколько излишне явно, напористо и тенденциозно, что провоцировало критику за излишний догматизм данного формата терапии, за патерналистское отношение к больному. На сегодняшний день комплаенс-психотерапия постепенно избавляется от негативных патерналистских установок и получает все большее распространение. Формат комплаенс-терапии (первоначально предложенной в отношении лиц с психическими расстройствами) описан в литературе как краткосрочный вариант интервенции, проводимой в три этапа, каждый из которых предполагает 2-3 встречи, длительностью до часа и дважды в неделю (Kemp R, David A., 2004). Сеттинг предлагается строгий, с заранее объявленным временем сеансов, как правило, в утренние часы, и индивидуально проводимых.

На первом этапе пациент излагает собственное видение проблемы и описание своей истории заболевания, а также формулирует отношение к лечению, или осуществляет «концептуализацию проблемы фактического отказа от лечения» (Kemp R., David A., 2004). При этом исследуются осознание болезни, ее концепция, существующая у пациента, а также влияние данной концепции на непосредственное поведение пациента, относящееся к лечению.

На втором этапе обсуждаются более специфические вопросы, связанные с симптомами и эффектами от лечения. Исследуется двойственное (всегда) отношение пациента к проводимому лечению, и выявляются несоответствие действий, поведения пациента и той части его убеждений, которую можно назвать адаптивной. Здесь же обсуждаются побочные эффекты терапии, касающиеся как собственно физических симптомов, так и тех изменений психического состояния и реагирования, которые пациент полагает связанными с действием медикаментозных средств. Важно отметить, что в фокусе внимания терапевта и пациента – несоответствие между убеждениями пациента и реальными проявлениями, а также – между декларируемыми пациентом оценками и намерениями и его поведением. Завершается данный этап выработкой адаптивных установок, отношений и, соответственно, стратегии поведения, позволяющей не только осуществлять терапию, но и справляться с вновь возникающими сомнениями, ощущениями и симптомами в будущем (либо обращаясь к врачу, либо самостоятельно, либо прибегая к другим формам поддержки).

На третьем этапе исследуется дезадаптивная часть убеждений пациента по поводу нежелательности приема препаратов и обосновывается их навязанность, зависимость от стереотипов мышления окружающих, эффекты в виде стигматизации и самостигматизации. Способом преодоления такого рода нежелательных установок является предлагаемое пациенту доказательство необходимости роста качества его жизни и того факта, что выбор использования медикаментозных препаратов или психотерапии, и необходимая для этого степень взаимодействия с врачами есть проявление ответственности за свою судьбу и самоэффективности. Предлагалось использование понятных пациенту и адекватных задачам повышения уровня комплаентности метафор типа: «защитного слоя», «страхового полиса», «восстановления нарушенных систем организма», или иных, то есть можно говорить о некотором варианте косвенного внушения. 

Как видно из данной модели, она не является исчерпывающей для разрешения всех проблем пациента, страдающего психическим или наркологическим заболеванием, она намного компактнее, короче и уже по задачам, нежели другие формы психотерапевтической работы с больными. Кроме того, этот вид психотерапии фокусно ориентирован и по своей сути действительно ближе к психообразовательным программам, поскольку знакомит больного с такими понятиями как комплаенс (и нонкомплаенс), психологическая защита, амбивалентность, сознательные и бессознательные установки, виды комплаенса и нонкомплаенса, их предикторы, как личностные, так и средовые. По технологии комплаенс-психотерапия базируется на когнитивно-бихеворальном подходе, но, являясь фокусно-ориентированной и компактной, она может стать частью практически любой по формату более обширной терапевтической программы.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 218.