Рынок труда тесно связан с его кооперацией – объединением многих исполнителей для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кооперация труда позволяет достичь наибольшей согласованности между действиями отдельных работников или групп работников, выполняющих различные трудовые функции.
Кооперация обеспечивает обмен способностями, деятельностью с ее результатами, вследствие чего устанавливается связь между обособившимися трудовыми процессами, осуществляется их комбинация в единый совокупный производственный процесс.
В рамках кооперации, основанной на разделении труда между ее участниками, отдельный работник не может быть непосредственным производителем продукта͵ поскольку он выполняет лишь ту или иную частичную производственную функцию. Будучи формой совместной, планомерно организованной производственной деятельности, кооперация прямым путем придает труду общественный характер.
Кооперация является как средством повышения производительности общественного труда, так и индивидуального труда за счет повышения производственной активности, соревновательного интереса.
Сущность кооперации труда состоит в объединении труда в один непрерывный, планомерно функционирующий коллективный трудовой процесс, обеспечивающий достижение конечной цели трудовой деятельности, в установлении четких взаимосвязей как между отдельными исполнителями, так и между первичными трудовыми коллективами.
Кооперация труда является следствием его разделения и обязательным условием организации; труда на любом уровне – от предприятий-смежников до цехов внутри каждого предприятия, бригад внутри цехов и отдельных рабочих-исполнителей. Между разделением и кооперацией труда существует теснейшая связь: чем детальнее и глубже разделение труда, тем сложнее его кооперация. Но в любых условиях, при любом уровне разделения труда кооперация должна строиться на единых принципах: планомерность, пропорциональность затрат труда, обеспечение рациональной, пропорциональной трудозатратам расстановки работников, постоянных и надежных взаимосвязей между ними.
Трем формам разделения труда (общего разделения, частного и единичного) соответствует три формы кооперации: кооперация внутри общества в целом, внутри отрасли и внутри предприятия.
Кооперация внутри предприятия - ϶ᴛᴏ система планомерных производственных связей между структурными подразделениями и отдельными исполнителями. Кооперация внутри предприятия осуществляется в различных видах: межцеховая кооперация, кооперация внутриучастковая между бригадами и кооперация исполнителей внутри бригады.
Межцеховая (межучастковая) кооперация предполагает планомерное и совместное участие коллективов отдельных производственных подразделений в изготовлении продукции. Формы этой специализации зависят от специализации цехов, участков и организации производства.
Кооперация труда внутри производственного участка осуществляется путем установления взаимосвязи между отдельными исполнителями или путем коллективного труда рабочих, объединенных в производственные бригады.
При индивидуальной организации труда планируется, учитывается и нормируется труд каждого отдельного исполнителя. Для индивидуальной организации труда характерно закрепление за рабочим местом операций, близких по сложности исполнения. Основные виды кооперации труда представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Виды кооперации труда.
Каждому уровню кооперации соответствует своя форма. Кооперация труда между цехами предприятия осуществляется по технологическому или по предметному признаку.
Форма кооперации по технологическому признаку между цехами применяется в случаях, когда процесс изготовления продукции разделен на стадии и каждая стадия производства осуществляется в отдельных цехах. Готовая продукция получается только в конце производственного процесса. Кооперация труда в этом случае определяется через показатели трудоемкости выполнения технологических переделов и численности рабочих.
Форма кооперации по предметному признаку применяется в случаях, когда несколько цехов (заготовительных, обрабатывающих) поставляют свою продукцию в виде готовых изделий в цех, где завершается процесс производства данного вида продукции. И при такой форме кооперации основой расчетов численности работников во взаимосвязанных цехах и других производственных подразделениях также служит показатель трудоемкости выполняемых работ, определяемый как произведение удельной трудоемкости изделий на их количество, необходимое для выпуска основной продукции.
Кроме кооперации труда базовых рабочих необходимо предусматривать также экономически и научно обоснованную кооперацию труда между основными и вспомогательными рабочими. Особенностью труда вспомогательных и обслуживающих рабочих является то, что сами они непосредственно не производят продукции, а лишь способствуют производительной, бесперебойной работе базовых рабочих. Из этого вытекают два важных вывода.
В первую очередь, численность вспомогательных и обслуживающих рабочих, какие бы функции они ни выполняли, должна быть минимальной, так как всякое увеличение численности этой категории рабочих при прочих равных условиях снижает совокупную (рассчитанную на всех рабочих) производительность труда.
Во-вторых, в случае необоснованного сокращения численности вспомогательных рабочих без сокращения трудоемкости работ по обслуживанию базовых рабочих у последних неизбежно возникнут потери рабочего времени, перебои в работе из-за ожидания обслуживания или попыток самообслуживания. Эти потери и простои бывают значительными и существенно снизят выработку в расчете, как на базовых рабочих, так и на всех работающих.
Из этого следует важный, основополагающий для кооперации труда базовых и вспомогательных рабочих вывод: численность вспомогательных рабочих должна быть минимальной, но достаточной для высокопроизводительной, бесперебойной работы базовых рабочих.
Практическое осуществление этого требования, как и в сфере основного производства, связано с нормированием труда, заблаговременным определением необходимых трудозатрат по различным функциям обслуживания в конкретных производственных условиях и установлением нормативов обслуживания независимо от того, по сдельной или повременной системе оплачивается труд вспомогательных рабочих.
Кооперация труда базовых и вспомогательных рабочих может осуществляться в различных формах и с использованием разных систем.
Учитывая зависимость оттипа производства системы обслуживания бывают: дежурными, планово-предупредительными или стандартными. Первые применяются при относительно небольших объемах работ, и кооперация труда между основными и вспомогательными рабочими, в данном случае, осуществляется по вызовам с рабочих мест, ᴛ.ᴇ. по мере нужнобности. Расчет численности вспомогательных рабочих основывается на статистических данных о трудозатратах по этой системе обслуживания за прошлое время.
Кооперация труда базовых и вспомогательных рабочих при планово-предупредительной системе обслуживания более совершенна и научно обоснованна, чем при дежурной системе. Определенные функции обслуживания реализуются вспомогательными рабочими-специалистами по заранее разработанным планам-графикам с предварительными расчетами трудоемкости работ и календарных сроков их исполнения: в назначенный день, смену и час на рабочее место прибывают обслуживающие рабочие и в течение двух или четырех часов производят планово-предупредительный осмотр, а при крайне важности – и ремонт станка или агрегата. Качество такого обслуживания выше, чем дежурного или самообслуживания.
Наиболее совершенной с организационной точки зрения является кооперация труда базовых и вспомогательных рабочих, построенная на принципах стандартной системы обслуживания. Эта система применяется в массовом производстве. Кооперация труда между основными и вспомогательными рабочими носит устойчивый характер, она наиболее экономична и способствует повышению производительности труда всех рабочих и сокращению совокупных трудозатрат.
Масштабы кооперации труда базовых и вспомогательных рабочих на предприятиях различны. На крупных предприятиях применяются централизованный способ обслуживания базовых цехов и рабочих мест и соответствующая ему форма кооперации труда базовых и вспомогательных рабочих. При централизованном обслуживании создаются специализированные вспомогательные подразделения (цехи, участки, службы), которые и кооперируются с цехами и другими подразделениями основного производства. К примеру, транспортный цех предприятия оказывает всем другим цехам как в основном, так и во вспомогательном производстве, все транспортные услуги; центральный ремонтно-механический цех обеспечивает профилактику, ремонт, а при крайне важности – и изготовление нестандартных запасных частей для всех других подразделений, кооперируясь с ними при проведении профилактического и ремонтного обслуживания оборудования и т.д. Централизованная организация вспомогательных служб чаще всего применяется на крупных предприятиях и при условии компактного размещения его подразделений.
На малых и средних предприятиях или при территориальной удаленности отдельных участков, цехов и служб от центра предприятия применяется децентрализованный способ обслуживания всех или большинства подразделений предприятия. При этом различные вспомогательные службы и отдельные вспомогательные работники включаются непосредственно в основные трудовые коллективы, где и осуществляется «внутренняя» кооперация труда базовых и вспомогательных работников. Нагрузка на вспомогательных работников, как правило, меньше, а их удельный вес в общей численности промышленно-производственного персонала выше. По этой причине кооперация труда базовых и вспомогательных рабочих, при децентрализованном обслуживании менее эффективна, чем при централизованном.
Вместе с тем, на некоторых предприятиях в индустриально развитых отраслях промышленности может применяться еще один эффективный способ централизованного внешнего обслуживания, или обслуживания со стороны других специализированных и хорошо оснащенных предприятий. К примеру, некоторые ремонтные работы, особенно по среднему и капитальному ремонту технологического оборудования, могут выполнять самостоятельно ремонтно-механические заводы; массовые грузоперевозки могут производиться транспортными предприятиями и т.д. В этих случаях имеет место также кооперация труда, но уже в другом виде – как внешняя кооперация между предприятиями и даже между различными отраслями хозяйства. Но такие уровни кооперации уже выходят за рамки организации труда и относятся к организации производства.
Организация рабочих мест
После разделения и кооперации труда в учреждениях важным элементом организации труда является организация рабочих мест.
Рабочее место – это ограниченная часть территории (или пространства), оснащенная необходимыми орудиями и предметами труда, на которой совершается трудовая деятельность работника или группы, объединенной одним заданием.
Рабочие места является первичным звеном структуры организации, из которых создаются низовые структурные подразделения, из которых, в свою очередь, формируются подразделения более высокого порядка, а из них еще более крупные подразделения.
Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда в учреждении и влияет на самочувствие и работоспособность работника и в итоге на производительность труда.
Сущность организации рабочих мест
Исходя из особенностей труда проводится организация рабочего места, заключающаяся в соответствующем его оснащении и планировке.
Оснащение рабочего места – обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей.
Виды оснащения:
‒ основное технологическое оборудование, предназначенное для выполнения основной работы на данном рабочем месте,
‒ вспомогательное оборудование-индивидуальные устройства для перемещения материалов и др.,
‒ технологическая осностка,
‒ рабочая документация и специальная литература - инструкции, правила техники безопасности и пр.,
‒ средства безопасности – ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты, средства противопожарной защиты, системы вентиляции, надписи, предупреждающие об опасности и др.,
‒ средства освещения – общее и местное,
‒ средства связи с другими рабочими местами и с местом руководителя,
‒ средства сигнализации – звуковые, световые, знаковые, комбинированные о неисправностях, аварийных ситуациях,
‒ рабочая тара – для материалов и готовых изделий, отходов,
‒ средства, обеспечивающие на рабочих местах комфортные воздушные условия (микроклимат),
‒ хозяйственные средства для ухода за оборудованием и рабочим местом – щетки, веники, урны для мусора.
К элементам оснащения рабочих мест предъявляются определенные требования.
Так, основное и вспомогательное оборудование должно обеспечить: удобство его обслуживания, рациональную рабочую позу (лучше переменную) исполнителя; безопасность эксплуатации и ремонта; возможность применения прогрессивных приемов и методов труда; удобство и легкость управления; экономию физиологических усилий работников и снижение нервно-психической нагрузки на них.
Условия труда в организации
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека: здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом и его эффективность.
Понятие «условия труда» обычно используется для обозначения параметров производственной среды, влияющих на здоровье и результаты деятельности сотрудников предприятия. Некоторые авторы исходят из широкого понимания условий труда. Они выделяют технические, биологические, социально-экономические и другие факторы, определяющие эти условия.
В Трудовом кодексе РФ (ст.209) понятие условий труда определено следующим образом: «Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника».
Вредный производственный фактор—это такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор — это такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда — это такие условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Производственная среда характеризуется санитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и. т.д), безопасностью трудовой деятельности, благоприятным режимом труда и отдыха.
Исходя из характеристик производственного процесса и производственной среды могут устанавливаться компенсации, позволяющие нейтрализовать неблагоприятное воздействие производственных факторов на организм работающих.
Формирование производственной среды должно осуществляться с учетом особенностей технологии производственного процесса и различий сотрудников предприятия по полу, возрасту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам.
В ст.212Трудового кодекса РФ определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Основными директивными документами, регламентирующими условия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда.
В этих документах определены предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне, сформулированы требования к расположению оборудования в производственных помещениях, даны рекомендации, обеспечивающие безопасность работ с учетом особенностей применяемых технологий.
Параметры производственного процесса и производственной среды характеризуют технические, санитарно-гигиенические и психофизиологические аспекты условий труда. С последней четверти XX в. в научной литературе и на предприятиях существенное внимание стало уделяться также этическим, эстетическим и социально-психологическим аспектам труда. Комплексный подход к анализу воздействия труда на человека в англоязычной литературе стал обозначаться понятием quality of work life.
Буквальный перевод этого выражения на русский язык—качество трудовой жизни.
К важным характеристикам качества трудовой жизни относятся качество производственной среды и качество условий труда:
1. качество производственной среды—степень соответствия санитарно-
2. гигиенических условий труда государственным нормам. Этот показатель характеризует условия труда в узком смысле слова;
3. качество условий труда (в широком смысле слова)—степень соответствия международным и российским нормам технических, санитарно-гигиенических, эстетических, социальных, экономических и других характеристик предприятия, влияющих на здоровье сотрудников и их социальное благополучие.
Важным показателем условий труда являются его тяжесть и интенсивность.
Тяжесть труда определяет суммарное воздействие всех факторов трудового процесса на организм работающих.
Интенсивность труда характеризуется количеством энергии человека, затрачиваемой в единицу рабочего времени.
К основным факторам, влияющим на интенсивность труда, относятся:
‒ степень занятости работника в течение рабочего дня;
‒ темп труда, т.е.
‒ количество рабочих движений в единицу времени;
‒ усилия, необходимые при выполнении работы, которые зависят от массы перемещаемых предметов, особенностей оборудования, организации труда;
‒ количество обслуживаемых объектов (станков, рабочих мест ит.д.);
‒ размеры и масса предметов труда;
‒ величина партий заготовок;
‒ специализация рабочего места;
‒ санитарно-гигиенические условия труда;
‒ формы взаимоотношений в производственных коллективах.
Методы оценки интенсивности и тяжести труда учитывают:
—затраты энергии работников;
—темп работы;
—мнения работников о степени утомления;
—психофизиологические характеристики утомления.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 280.