Тема. Изложение текста «Кошкин выкормыш». Цель. Закреплять умение подробного письменного пересказа повествовательного текста.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
Учитель. Сегодня вы будете писать изложение текста «Кошкин выкормыш».
I I . Чтение текста учащимися.
Учитель. Внимательно прочитайте текст (учебник '«Развитие речи» 4 класс, с. 244).
Думайте, о ком и о чем говорится в тексте.
— В рассказе говорится о кошке и зайчонке. О том, как кошка выкор
мила зайчонка и как они защищали свой двор от собак.
Учитель. От чьего лица ведется рассказ? —Рассказ ведется от лица автора. Он тоже герой рассказа.
III. Работа с картинкой, данной в учебнике.
Учитель. Рассмотрите картинку в учебнике. Скажите и покажите: кошка яростно царапается. Заяц барабанит передними лапами. Скажите по другому: Так зайчонок и вырос на кошкином молоке — ... Все собаки кругом боятся кошки и ее выкормыша — зайца — ...
IV. Повторное самостоятельное чтение рассказа.
Учитель. Внимательно прочитайте рассказ. Потом будете отвечать
на вопросы. Ученики читают текст. V. Беседа по содержанию. Учитель. Кого подложили кошке вместо котят?
— Вместо котят кошке подложили зайчонка, которого нашли в лесу.
Учитель. Куда подевались котята?
— У кошки котят отняли.
Учитель. Как кошка отнеслась к подкидышу?
— Кошка охотно принялась кормить зайчонка.
Учитель. Какие отношения установились между кошкой и зайчонком?
— Кошка и зайчонок подружились, даже спят всегда вместе.
Учитель. Какая из кошачьих привычек передалась зайчонку?
— Кошка научила зайчонка драться с собаками.
Учитель. Как кошка и ее заяц-приемыш встречали собак на своем дворе?
— Зайдет собака на двор, так кошка прыгнет на нее и начнет царапать
со всей злостью. Потом и заяц выбежит и начнет барабанить своими
передними лапами по спине собаки. У собаки шерсть разлетается во
все стороны.
Учитель. Как собаки относились к кошке и зайчонку?
— Все собаки обходили наш двор стороной. Собаки боялись кошку и
подкидыша как огня!
Учитель. Почему рассказ называется «Кошкин выкормыш?»
— Рассказ назван так, потому что кошка выкормила зайчонка как свое
го родного котенка и научила всему, что сама умела.
VI. Составление плана.
Учитель. Для того, чтобы ваше изложение было полным, вы ничего не пропустили, необходимо составить план. Внимательно прочитайте первую часть. Что самое главное в этой части?
— Главное, что кошкиных котят отняли и подложили ей зайчонка, кото
рого нашли в лесу.
Учитель. Придумайте название первой части.
—Зайчонка подложили кошке.
—Зайчонок-подкидыш.
Учитель. Таким образом работаем над каждой частью. На доске записан план. План.
1. Зайчонок-подкидыш.
2. Дружба кошки и зайчонка.
Кошка и зайчонок сражаются с собаками.
VII. Пересказ по частям с вариантами и в целом.
Учитель. Перескажите первую часть рассказа. Помните, что вы расска
зываете от первого лица.
—У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. В этот же
день в лесу мы нашли маленького, пушистого зайчонка. Мы положи
ли его к кошке.
—У нашей кошки родились котята, но их у нее отняли. В этот же день
мы пошли в лес и поймали там зайчонка. Его и подложили кошке.
Таким образом работаем с каждой частью. Наиболее интересные вы
ражения записываем на доске.
VIII. Орфографическая подготовка.
Фронтальное выполнение упражнений на доске:
родились у кошк... поймали маленьк... зайчонка
подложи-ли к кошк... вырос на кошкин... молоке
драться с собак... барабанит передн... лапами
барабанит лап...
шерсть у собак...
летят клочь...
боятся кошк...
весной м..л..ко клочьями (у) нашей
к..тята с..бака шерсть (у) нее
р..дились за..ц (в) лесу
в л..есу вместе (под) ложили
к..рмить (П°А)бегает
выр..с (ВЬ|) Р°с
(по) дружились
(на) учила
бр..сается <за)бежит
подб..гает
Л..ТИТ
IX. Самостоятельное написание изложения.
X. Итог урока.
Оформление доски.
План
1. Зайчонок-подкидыш. У нашей, у нее, как раз, предложили
(подкинули).
2. Дружба кошки и зайчонка. Охотно, (с радостью) с удовольствием,
подружились.
3. Кошка и зайчонок сражаются Приемыш, драться, бр...сается,
с собаками. царапав!, барабанит., передними,
боятся.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 770.