Третий раздел работы по языку в подготовительном классе — обучение грамоте. Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, т.е. по существу речь идет об овладении письменной речью. Так же как и в устной речи, здесь выделяется импрессивная форма — чтение и экспрессивная — письмо. Овладение той и другой формой речи представляет значительные трудности не только для глухих, но и для слышащих детей. Эти трудности связаны с техникой чтения, с осознанием прочитанного.
Навыки чтения и письма — это речевые навыки, а само чтение и письмо представляют собой виды речевой деятельности, для овладения которыми большое значение имеют мотивы, потребности. Если устная речь усваивается слышащим ребенком в процессе общения с окружающими почти спонтанно, то овладение письменной речью требует сознательного ее усвоения.
Русское письмо — звуковое, фонемное, т.е. каждой фонеме соответствует свой знак, своя графика. Механизм чтения состоит в перекодировании письменных (печатных) знаков, их комплексов в смысловые единицы. Механизм письма заключается в переводе смысловых единиц речи в условные знаки. При письме звуки перекодируются в буквы, при чтении — наоборот.
Русские психологи, лингвисты, методисты, раскрывая психолого-физиологические основы процессов чтения и письма, отмечали, что овладение детьми этими видами речевой деятельности требует от них волевых, интеллектуальных, физических усилий (Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. —\ М., 1987). В начале обучения процесс чтения оуществляется медленно, так как «поле чтения» ребенка—одна буква, он должен ее воспринять, узнать, перевести в нужный звук. Сколько букв в слове, столько подобных актов необходимо совершить. Затем нужно объединить звуки в слоги, слоги в слова. Техническая сторона чтения требует большого внимания, напряжения. Но даже прочитанное слово не всегда и не сразу понимается ребенком. Осознание значения прочитанного происходит не одновременно с процессом чтения. Наибольшая трудность при чтении заключается в звукослиянии — дети произносят отдельные звуки, но не сливают их в слог.
В массовой школе используется в настоящее время звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, который вобрал в себя все лучшее, что было накоплено в практике учителей и разработано передовой методикой. Согласно этому методу, учитель должен научить детей выделять в живой речи слова, в них — слоги, в слогах — звуки. После выделения звука, его произношения учитель показывает знак этого звука, т.е. букву. Затем дети учатся составлению слогов и слов с новой буквой.
В рамках существовавших в сурдопедагогике систем обучения языку по-разному решался вопрос об обучении грамоте. В мимической системе за основу бралось развитие мимической речи глухонемых. Для обучения их письменной речи использовался перевод мимических знаков в графические. Процесс обучения письму заключался в следующем: от предмета и понятия о нем — к мимическому знаку, от него — к письму; при чтении — от графического образа к мимическому знаку, от него — к понятию о предмете.
При письменной системе обучения языку за основу бралась письменная речь, которая рассматривалась как база для устной речи. При письме от понятия переходили к графическому его изображению, а при чтении от графического образа — к понятию. При этих двух системах сущность обучения грамоте сводилась к заучиванию графических образов и соотношению их с понятиями. Обучение грамоте шло одновременно с развитием письменной речи, поэтому, говоря об обучении речи, имели в виду и обучение грамоте.
При чистой устной системе чтение и письмо допускались как вспомогательные средства обучения устной речи и были подчинены решению этой задачи. Выдающийся русский сурдопедагог Н.М. Лаговский отмечал: «В училище глухонемых также учат читать и писать, но это делается, так сказать, между прочим» (Лаговский Н.М. Обучение глухонемых устной речи. — Александровск, 1911.-С. 303.). Сам он придавал большое значение обучению письму и считал, что его следует начинать одновременно с обучением устной речи. При обучении чтению и письму Н.М. Лаговский рекомендовал следовать звуковому синтетическому методу: обучить произношению звука, потом чтению и письму соответствующей буквы, затем слога и слова.
Большое значение в развитии методики обучения чтению и письму имели буквари, разработанные Ф.А. Рау и Н.А. Рау, первый из которых был издан в 1903 г. Работая по нему и соблюдая звуковой синтетический метод обучения грамоте, учителя обучали детей устной речи и чтению. Читая, учащиеся обучались произношению.
В 20-е годы в школу для глухонемых проник распространенный в это время в массовой школе метод целых слов. В программах для школ глухонемых (1929 г.) указывалось, что вся работа школы, в том числе и обучение грамоте, служит задачам развития устной речи и что материалом для чтения и письма служат не бессмысленные сочетания звуков, а слова и фразы. Однако учащимся не предлагалось усваивать звуковой состав слова. Поэтому запоминание графического образа слов и узнавание их при чтении было формальным, мертвым. При письме дети срисовывали одну букву за другой.
В 1939 г. появился новый «Букварь» Ф.А. и Н.А. Рау, в котором отразился следующий этап в развитии методов обучения грамоте. В основу его лег звуковой аналитико-синте-тический метод. Применительно к массовой школе данный метод обучения грамоте предусматривал развитие у детей навыка слышать и различать звуки речи, выделять слова, слоги, звуки и проводить их объединение, синтез. Порядок работы по обучению грамоте, описанный Н.А. Рау и Ф.А. Рау в предисловии к «Букварю» 1939 г., также предусматривал начинать работу со слова, с его произнесения. Но дальнейшему анализу подвергалось не устное слово, а письменное, т.е. его буквенный состав. В ходе анализа дети обучались произношению. Анализ методики обучения грамоте по этому «Букварю» позволил С.А. Зыкову сделать вывод, что правильнее было бы назвать этот метод не звуковым, а буквенным аналитико-синтетическим методом, поскольку анализу и синтезу подвергается слово, записанное на табличке.
Дальнейшее развитие практики обучения глухих детей привело к созданию звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте (С.А. Зыков), на основе которого построен «Букварь для глухонемых детей» (1940 г.). Раскрывая сущность этого метода применительно к школе глухих, С.А. Зыков писал: «...обучение грамоте следует за развитием устной речи. Как только учащиеся научатся произносить звук изолированно и в слове, можно переходить к показу графического знака этого звука — к обучению грамоте» (Зыков С.А. Обучение глухонемых детей грамоте. — М., 1947. — С. 82.). Дети учатся читать и писать те слова, которые научились произносить. Причем обучение чтению и письму идет одновременно.
Поскольку обучение грамоте шло за развитием устной речи, за постановкой звуков, срок обучения грамоте растягивался до полутора лет. Данная методика обучения грамоте сохранялась до конца 50-х годов, до введения в школах для глухих детей системы обучения языку по принципу формирования речевого общения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 655.