Обучение самостоятельному пользованию устной речью осуществляется, как было сказано выше, двумя путями. Первый путь — на основе слухового и слухо-зрительного восприятия речи учителя в ходе всего учебно-воспитательного процесса. В этом случае формирование произносительных навыков осуществляется информально, без специального обучения. Инфор-мальный путь обучения произношению служит активизации речедвигательного аппарата, способствует усвоению некоторых произносительных навыков. Учитель побуждает детей подражать на основе слухо-зрительного восприятия его устной речи, одобряет, поддерживает правильные артикуляционные движения, предупреждает закрепление неверной артикуляции. Он обращает внимание не только на произношение звуков речи, но и на голос, дыхание детей, слитность речи.
Большую помощь в данной работе оказывает звукоусиливающая аппаратура, дающая возможность учащимся воспринимать речь учителя и слышать себя при использовании индивидуальных микрофонов. Постоянное побуждение детей проговаривать весь материал, воспринимаемый слухо-зрительно, вместе с учителем (сопряженно) или вслед за ним (отраженно), не только активизирует их речевой аппарат, но и воспитывает навык постоянного пользования устной речью.
Однако для формирования произносительной стороны речи одного информального пути недостаточно. Необходим и второй путь — специальное, планомерное формирование произносительных навыков. Эта работа проводится на уроках устной речи, на индивидуальных занятиях, во время фонетических зарядок и включает в себя отработку произношения звуков, слов, фраз, выработку нормального голоса и правильного речевого дыхания. Большая роль в формировании произношения, в развитии выразительности, плавности, четкости речи отводится музыкально-ритмическим занятиям.
Содержанием уроков устной речи является не только работа над произношением, но и обучение пользоваться этой формой речи в общении. Материал для обучения определен программой по устной речи и учитывает определенную последовательность отработки звуков речи, предусмотренную концентрическим методом обучения произношению, разработанным Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной (о чем речь будет идти ниже).
На уроках устной речи ведется работа над звуковым составом слова. Здесь раскрывается значение слова, дети учатся произносить его, использовать в общении. Работа над произношением слова начинается после раскрытия его значения. С этой целью на уроке устной речи так же, как и на уроках обучения дактильной речи, применяются такие методические приемы, как использование естественных ситуаций или создание искусственных условий, требующих употребления нужного слова. Смысл слов, имеющих конкретное значение, раскрывается путем проведения различных видов работы, широко представленных в «Букваре для школы глухих» (Ф.Ф. Рау и др.): показ предмета на картинке, называние картинки, воспроизведение слова в устной форме по графическим элементам слова (буква, слоги, чтение слов, воспроизведение слова по действию).
Методика предъявления слова следующая. Учитель показывает предмет (рисунок), называет его устно-дактильно, побуждает школьников к сопряженному проговариванию слова хором. Дети воспринимают его слухо-зрительно, воспроизводят устно-дактильно. Затем каждому ученику дается возможность произнести слово в микрофон, и учитель оценивает произношение отрабатываемого звука. После того как учащиеся усвоят звуковой состав слова, они произносят его без дактилирования. Полученные произносительные навыки отрабатываются на индивидуальных занятиях.
Таким образом, исходным материалом для работы над произношением звука служит целое слово, которое сначала произносится целиком, а затем по частям. Учитель фиксирует внимание детей на воспроизведении фонем в слогах и изолированно. После такого анализа начинается работа над синтезом слова — слияние фонем в слоги, слогов в слово. Такой путь работы над произношением соответствует аналитико-синтети-ческому методу обучения произношению.
Обучение экспрессивной устной речи проходит на материале, подобранном с учетом порядка постановки звуков, принятых в сокращенной системе фонем.
Концентрический метод обучения произношению, основанный на использовании сокращенной системы фонем, предполагает последовательное нарастание требований по всем разделам произношения. Первоначальное обучение состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с подготовительным классом, второй охватывает 1 и 2 классы.
В подготовительном классе школьники овладевают точным произношением 17 основных фонем: «а», «о», «у», «э», «и», «п», «т», «к», «ф», «с», «ш», «х», «в», «м», «н>>, «л», «р» —и двух звонких звуков: «б», «з». Слова, состоящие из этих звуков, произносятся детьми точно. Эти же звуки являются заменителями близких по артикуляции, например звук «с» заменяет звуки «с'», «з» —«з'», «ц», «и» — «ы». Если, например, урок устной речи включает в себя отработку слов «чай», «чашка», «часы», от детей требуется приближенное произношение звука «ч» в этих словах («шай», «шашка», «шасы»). Подобное требование распространяется и на другие слова, имеющие в своем составе звуки, не входящие в 17 основных фонем. Последовательность отработки звуков показана в программе, отражена на страницах учебников. КIV четверти подготовительного класса глухие учащиеся владеют произношением основных звуков.
Материалом уроков устной речи в этот период являются слова, фразы, усвоенные в дактильной речи. Это означает, что к IV четверти значительно расширяется речевое содержание уроков. И это дает возможность более интенсивно вести работу по обучению детей устной речи как средству общения.
В этот период учителю необходимо тщательно следить за речью детей, которая характеризуется произношением двоякого рода: первое — точное произношение в словах 17 основных звуков (слова из программы по устной и дактильной речи), второе — приближенное произношение слов, включающих звуки, заменяемые основными в соответствии с сокращенной системой фонем. До IV четверти в речи детей присутствует и третий вариант произношения: еще не усвоенные основные фонемы или звуки произносятся на уровне их возможностей. В этом случае на месте нужного звука учащиеся дают лишь элемент артикуляции, или совсем опускают звук, или заменяют его звуками, не предусмотренными сокращенной системой фонем.
Более подробное описание методики работы над произносительной стороной речи дано в методическом пособии Ф. Ф. Рау «Устная речь глухих» (М., 1973), в учебнике для подготовительного класса «Произношение» Ф. Ф. Рау и др. (М., 1989). Вопросы организации и проведения индивидуальных занятий по формированию произношения и развитию слухового восприятия освещены в пособии для учителей «Развитие слухового восприятия глухих учащихся» Т.Р. Соколовской (М., 1987). Наличие учебно-методической литературы по этому вопросу, содержащей исчерпывающие ответы, дает возможность не рассматривать его более подробно.
Навыки произношения, сформированные на уроках устной речи и в часы индивидуальных занятий, совершенствуются в ходе всего учебно-воспитательного процесса. С этой целью учитель стремится использовать в общении с детьми речевой материал устной речи. Даже элементарные слова, усвоенные детьми («вот», «тут», «на»), должны включаться в их речь. Кроме того, навыки произношения, сформированные на ограниченном материале устной речи, необходимо распространять на слова, фразы, усвоенные в дактильном виде. Систематическая, целенаправленная работа учителя по формированию устной речи глухих приводит к хорошим результатам.
Таким образом, формирование произносительных навыков устной речи осуществляется двумя взаимосвязанными путями. Первый — информальный (без специального обучения) — имеет место в ходе всего учебно-воспитательного процесса и реализуется на речевом материале всех уроков. Второй путь заключается в планомерной отработке произносительных навыков на материале, подобранном по фонетическому принципу, и осуществляется на уроках устной речи с переносом работы на индивидуальные занятия. При постановке звуков используются все сохранные анализаторы детей, имеющиеся остатки слуха.
УРОК УСТНОЙ РЕЧИ
Урок устной речи присутствует только в учебном плане подготовительного класса. Он отличается от уроков развития речи, которые проводятся с 1 класса. Отличия порождены задачами устной речи. На этих уроках начинается работа по формированию у школьников той формы речи, которая является основной в общении слышащих и овладение которой для глухих детей представляет значительные сложности.
Первоочередной задачей уроков устной речи является формирование у маленьких глухих школьников устной формы речи как средства общения. Именно поэтому содержание урока, его организация, упражнения, задания, виды работы, которые тут используются, — все направляется на решение этой задачи. Однако уроки устной речи, кроме овладения детьми словами, фразами, умением ими пользоваться в общении, предполагают и целенаправленную работу над звуками речи, над другими сторонами произношения. На уроках развития речи также проводится обучение произношению (тренировка в правильном произношении, коррекция его), но главный акцент делается не на это, а на формирование различных речевых умений: ответы на вопросы, составление рассказов, описаний и др.
У детей подготовительного класса на уроках устной речи часто работа начинается с вызывания голоса, постановки звуков. Первые звуки — «п», «а»: сразу же включаются в слово — «папа». Это слово школьники учатся воспринимать слухо-зри-тельно и устно произносить его. В последующем каждый новый звук дается детям в слове. На уроке раскрывается значение слова (с использованием видов работ, перечисленных выше), учащиеся учатся произносить его. С этой целью проводится анализ слова с выделением звука, требующего отработки. Школьники тренируются в изолированном его произношении, в слоге и затем опять в составе целого слова. Вся последующая работа на уроке направлена на усвоение нового слова (и его значения, и его произношения) в условиях употребления его в речи.
На уроках устной речи используются устная, письменная и дактильная формы речи, однако дактильная речь на этих уроках является не основным, а вспомогательным средством. Она используется учителем для сообщения нового слова (если оно не отрабатывалось на уроках дактильной речи) и в тех случаях, когда школьники затрудняются в слухо-зрительном восприятии речевого материала. Учащиеся используют дактильную речь на этапе усвоения звуко-буквенного состава нового слова и при затруднениях в его воспроизведении.
Письменная речь используется при сообщении нового слова (обычно в записи на табличке), в упражнениях, основанных на чтении (чтение слов, фраз, дополнение пропущенных букв в словах, подбор пар слов и т.д.). Однако нельзя увлекаться использованием письменной речи. С.А. Зыков отмечал: «Дети, обучающиеся произношению через чтение, оказываются весьма мало подготовленными в артикуляционном отношении: ведь когда они говорят, перед их глазами нет написанного текста. Такой прием работы особенно нецелесообразен при излагаемой нами системе, где процесс строится на первоочередном использовании и развитии двигательного анализатора руки с последующим развитием речедвигательного аппарата» (Зыков С. А. Обучение глухих детей языку. — М., 1959. — С. 100—101).
Среди видов работ, которые используются на уроках устной речи, преимущество целесообразно отдавать тем, которые основаны на самостоятельном воспроизведении слов, а не на чтении. С этой целью широко используются следующие виды работ: показ предметов, их моделей, картинок, действий по их демон-страци, ответы на вопросы и др. На уроках устной речи используются различные игры, ситуации которых создают условия для обучения детей использовать устную речь в общении. Игры, названные в разделе «Обучение дактильной речи», могут использоваться и на уроках устной речи, естественно, с поправкой на форму речи.
Общая схема отработки материала на уроке устной речи следующая:
сообщение слова учителем (в микрофон, устно-дактильно, с показом таблички);
воспроизведение слова учащимися (устно-дактильно, устно);
отработка его произношения (слово, слог, звук, слог, слово);
упражнения на воспроизведение слова.
Использование дактильной речи обеспечивает анализ слова, его синтез. Поэтому на уроке устной речи целесообразно делать акцент на воспроизведении слова в целом, на отработке слитного, ритмичного его произнесения как в изолированном виде, так и в составе словосочетаний, фраз. Метод обучения произношению может быть назван аналитико-синтетическим, полисенсорным, концентрическим.
Общая схема работы отражается на структуре урока устной речи. Тема урока диктуется программой. Цель урока определяется его задачами: знакомство с новым словом, тренировка в произношении звука в словах и др. В оборудование урока включаются нужные предметы, картинки, оборудование для игр, таблички со словами, учебники «Произношение», «Букварь».
Приведем для примера запись одного из уроков.
Тема: «Слово «мама».
Цель: знакомство со словом «мама», отработка произношения звука «м» в слове.
Оборудование: фотографии матерей учащихся, картинки, буквари.
Ход урока.
1. Организационный момент. Дети входят в класс, встают за партами, надевают наушники. По заданиям учителя («Оля, сядь», «Саша, сядь» и т.д.) рассаживаются по местам.
2. Показ фотографий. Учитель показывает фотографию матери одного из учеников и спрашивает устно-дактильно: «Кто это?» Побуждает детей говорить дактильно вместе с ним. Затем сам говорит «мама» (устно-дактильно, в микрофон) и вешает табличку (мама). В этой ситуации дети обычно показывают, чья мама на фотографии. Учитель отдает фотографию ученику. Затем показывает другую фотографию, проводится такая же работа. После показа третьей фотографии учитель переходит к отработке произношения слова.
3. Чтение слова. Указывая на фотографию, учитель обращает внимание на табличку со словом, устно-дактильно читает ее и требует от детей дактилирования слова, его произнесения. Затем помещает под табличкой со словом таблички со слогами «ма»-«ма», произносит их, дети повторяют. Затем показываются таблички «м», «а». Учитель, а за ним и дети проговаривают звуки, при этом обращается внимание на правильное дактилирование буквы «м» и
артикуляцию звука. Дети дактилируют и произносят в микрофон звук «м», слушают себя. Затем учитель произносит слог «ма», дети повторяют за ним (устно в микрофон). В заключение этого этапа учащиеся произносят устно слово «мама». Учитель показывает оставшиеся фотографии, дети говорят: «Мама».
4. Рассматривание картинок. Учитель раздает детям буквари с закладками на с. 20, дает поручение: «Откройте» (устно-дактильно), сам открывает книгу. Под руководством учителя дети рассматривают картинки, показывают и говорят вслед за учителем: «Мама. Вот мама». Учитель исправляетдопускаемые ошибки, одобряет правильное произношение («верно»).
Заканчивая урок, учитель говорит: «Закройте книгу». (Сам закрывает книгу, дети подражают ему.) «Встань, Оля. Встань, Саша (и т.д.). Звонок. Идите». (Открывает дверь в коридор.)
Урок по отработке произношения звука в знакомых словах может иметь следующий план (II четверть).
Тема: «Звук «е» в положении после согласной».
Цель: тренировка в произнесении звука «е» в положении после согласной.
Оборудование: буквари.
Ход урока.
1. Организационный момент. Дети входят в класс, выполняя задания учителя, надевают наушники, садятся за парты.
2. Называние предметов. У учителя на столе лежат мел, тетрадь, книга. Обращая внимание детей на предмет, он спрашивает: «Что тут?» Дети по одному отвечают. Если они забыли названия предметов, то учитель показывает табличку со словом «книга» и просит показать предмет; табличка кладется рядом с ним. Так же подкладываются таблички к другим предметам. На слове «мел» учитель задерживает внимание учеников и просит нескольких из них повторить слово. Затем слово «мел» записывается на доске и читается хором. После этого учитель выделяет в слове звук «е», и опять хором и индивидуально дети его проговаривают с использованием приемов фонетической ритмики (сопряженно, отраженно, самостоятельно с движениями рук и
без них). Затем проговаривается все слово «мел».
3. Игра «Что пропало?». Учитель вызывает к доске одного из учеников: «Вова, встань. Иди сюда». Дает ему табличку с поручением: «Возьми мел». Ученик самостоятельно читает табличку и выполняет задание.
Пока ребенок читает, учитель просит детей встать и повернуться спиной к доске: «Встаньте. Повернитесь» (табличка со словом). Ученик, взяв предмет, прячет его за своей спиной. Учитель зовет детей: «Ребята, повернитесь». Спрашивает, показывая на предмет за спиной ученика: «Что тут?» Дети называют предмет. Отвечающий оценивает ответы: да, нет.
Учитель исправляет произношение слова со звуком «е» («мел», «нет»).
Чтение книги.
Учитель говорит: «Возьмите книгу (устно-дактильно). Откройте. Будем читать». Вместе с учителем дети читают текст. Первое предложение: Вот Петя и Лена. Учитель показывает на картинке мальчика: «Кто это?» Дети отвечают: «Петя». Затем: «Кто это?» — «Лена». Учитель обращает внимание на произношение звука «е». Дети повторяют слова с движениями рук на звук «е» и без движений. Затем читается следующее предложение: Петя лепит собаку. Сопоставляется с картинкой. Слово «лепит» делится на слоги — «ле-пит», проговаривается учениками. Учитель оценивает произношение.
В конце урока дети закрывают книги и учитель оценивает их работу.
По мере обучения в подготовительном классе объем материала урока устной речи увеличивается, более разнообразными становятся виды работы (на уроке их может быть 3—4 вида). Однако общая направленность работы на формирование устной речи как средства общения остается главной чертой.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 616.