Схема анализа межличностного взаимодействия на уроке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Я.Л. Коменский)


 

 

У каждого – свой тайный личный мир,

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все не ведомо для нас.

Е. Евтушенко


1. Начало урока. Эмоциональное содержание первого контакта учителя с учениками. Приемы привлечения внимания. Методы создания эмоционально-положительной творческой атмосферы в классе. Внешний вид учителя. Тональность начала урока. Подготовленность педагогического реквизита.

2. Развитие композиции урока. Завязка, развитие I сюжета, кульминация, развязка. Создание на уроке эмоционально-познавательной интриги, атмосферы радости интеллектуального открытия, ситуаций творческого поиска. «Ага!», переживание, "Эврика!".

3. Организация сотрудничества учеников. Приемы активизации совместного решения учебной задачи. Использование метода "мозгового штурма" (брейн-сторминг). Создание дискуссионных "малых групп", сотрудничающие пары, "жужжащие группы". Побуждение учащихся к взаимодействию.

4. Обеспечение эмоциональной разрядки. Проявление чувства юмора со стороны учителя. Подведение учеников к самостоятельному решению проблемы.

5. Средства педагогического общения в системе "учитель-ученик". Выразительность педагогической техники: интонационное разнообразие, лексическое богатство, форма обращения к ученикам, культура речи, тональность голоса. Умение держать паузу. Умение вызвать вопросы, высказывания учеников. Экспрессия, мимика и пантомимика учителя. Жесты и проксимические проявления.

6. Оценочная деятельность учителя на уроке. Объекты оценивания, что чаше всего оценивается: поведение, высказывания, вопросы, развернутые выступления (ответы), оказание помощи товарищу,  проявление творческой самостоятельности, старательность, требовательность к себе, способность к дискуссии, нестандартность мышления.

Эмоциональная тональность и речевая форма оценки. Категоричность оценки, альтернативность оценки. Преобладание позитивных или негативных оценок. руководствуется ли золотым правилом оценивания: оценивая конкретное поведение, а не личность в целом. Стремление найти повод для позитивной оценки ученика.

7. Характеристика стиля педагогического руководства, педагогического общения и стиля педагогического взаимодействия. Проявления авторитарного, демократического, либерального стиля руководства Проявления активно-положительного, пассивно- положительного, ситуативного,                                                                 пассивно-отрицательного, активно-отрицательного отношения к ученикам. Проявления характеристик гармонически положительного типа педагогического взаимодействия (+ +), отрицательного (—) несогласованные типы (+) (-) по параметру совпадения внешних и внутренних компонентов межличностного взаимодейст­вия. Общая характеристика гуманистического личностно-ориентированного характера отношений учителя к ученикам, "принятие" ученика.

8. Индивидуализация и селективность педагогического взаимодействия. Проявление индивидуального подхода на основных этапах урока: учет темперамента учеников, интереса к предмету, успеваемости, особенностей восприятия конкретного и абстрактного материала, взаимоотношений с другими учениками класса. Учет различий между мальчиками и девочками, учет их симпатий друг к другу. Проявление учителем своего эмоционального (симпатия, антипатия) отношения к отдельным ученикам Проявление симпатии учеников как друг к другу.

9.  Учитель как член педагогического коллектива. Учёт учителем знаний, полученных учениками на других уроках, у других учителей. Отзывы о других учителях - прямые и косвенные. Проявление доброжелательности или недоброжелательности к своим коллегам. Опора на знания в сложных областях.

10. Осознаваемое (преднамеренное) и неосознанное (непреднамеренное) в педагогическом взаимодействие. Уровень рефлексии основных параметров своей педагогической деятельности. Планирование своего общения с учениками. Диапазон сознательного использования приемов педагогического общения. Проявление спонтанности, креативности в педагогическом общении. Импровизация в педагогическом общении. Способность к самоанализу и самовоспитанию в сфере педагогического взаимодействия. Программа профессиональной самоактуализации и самосовершенствования.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 232.